Иллюстрирования художественной литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 15:49, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – анализ работа редактора над иллюстрациями, их видов.
Объект исследования – иллюстрации и работа над ними редактора.
Предмет исследования – виды иллюстраций и их функции в изданиях, оценка иллюстраций редактором, редактирование сюжетов иллюстраций, особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя и от типа произведения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность иллюстраций 5
1.1. Виды иллюстраций 5
1.2. Функции иллюстраций в изданиях 9
Глава 2. Работа редактора над иллюстрациями 14
2.1. Оценка иллюстраций редактором 14
2.2. Редактирование сюжетов иллюстраций 15
2.3. Подписи под иллюстрациями. Связь иллюстраций с текстом 16
Глава 3. Особенности иллюстрирования классической и современной художественной литературы 18
3.1. Особенности иллюстрирования художественной литературы в зависимости от возраста читателя 18
3.2. Особенности иллюстрирования литературно-художественных произведений в зависимости от их типа 20
Заключение 24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

obrazets.doc

— 126.50 Кб (Скачать файл)

      Иллюстрирование произведений, появившихся в наши дни, повествующих о нашем времени, тоже имеют свои особенности. Здесь художник и писатель должны стать соавторами. Современная литература охватывает различные сферы жизни, деятельности и быта людей. Постоянное и глубокое изучение нашей действительности поможет редактору правильно оценить иллюстрации к данной литературе.

      Особого отношения требует работа редактора  над зарубежной литературой.7 Редактору следует оценить иллюстрации к классической зарубежной литературе так, как и иллюстрации к классической русской литературе. При оценке современного зарубежного произведения и иллюстраций к нему редактор должен иметь хорошее представление о культуре зарубежных стран, их национальных традициях, о быте и образе жизни иностранцев. При работе над иллюстрацией как художникам, так и редакторам необходимо хорошо почувствовать особенности классической и современной литературы.

      Каждая  книга имеет своего адресата. Подготовка её текста и иллюстраций проходит при учёте той группы читателей, которой она предназначена. Группа читателей характеризуется их подготовленностью к чтению. Недооценка или переоценка подготовленности читателя при издании иллюстрированных книг приносит вред литературному тексту. Редактор при оценивании иллюстраций должен знать возраст читателя, для которого предназначена книга, должен считаться с его запросами и интересами при выборе темы для иллюстрирования. Всех читателей можно более компактно разделить на три группы: дети, юношество и взрослые. Специфика литературы и иллюстраций для каждой группы читателей выражается в подборе соответствующей тематики и стиля изложения. Возраст читателя так или иначе свидетельствует о границах познания мира. запасе слов. психологическом складе и чувстве прекрасного. Если сравнивать детей и взрослых в восприятии текста и иллюстраций книг, можно отметить, что у детей более сильно развито, а в младшем возрасте почти целиком преобладает конкретное, наглядно-образное мышление, а у взрослых кроме этого развито мышление понятийное, логическое. Поэтому иллюстрации литературно-художественных изданий, предназначенных для детей, должны быть ясны по теме, чётки по композиции, просты и лаконичны по технике исполнения. Они должны быть такими, чтобы, рассматривая их, ребёнок смог сразу понять, о чём идёт речь, узнать уже знакомые предметы и представить себе то, что он ещё никогда не видел. Книга с иллюстрациями для детей должна рассматриваться редактором со стороны идеологической, художественной и педагогической ценности. Книга для ребёнка должна играть большую роль в воспитании. Для взрослых используются более сложные иллюстрации, книги для взрослых можно издавать и без рисунков. Редактор должен знать, что выбор тем иллюстраций для той или иной группы читателей необходимо проводить с учётом её заинтересованности и воспитательной для данного возраста ценности. Например, юношей в отличие от детей особенно остро интересуют вопросы любви, дружбы, приключенческие и научно-фантастические романы; взрослых же в отличие от детей и юношества — вопросы морали, воспитание, психологические драмы и др. Стиль иллюстрации зависит от того, к кому она обращена. Недосказанность в рисунках, лаконизм в применении выразительных средств, рассчитанные обычно на дополнительное воображение читателя, могут быть лишь в тех книгах, которые предназначаются для людей с соответствующей подготовкой и опытом. Такие рисунки могут быть понятны взрослому человеку и совсем не понятны ребёнку.

3.2. Особенности иллюстрирования  литературно-художественных произведений в зависимости от их типа

 

      Иллюстрирование художественной литературы всегда зависит  от типа издания. Тип издания обуславливается  кругом читателей, которому оно адресуется, поводом, по которому оно готовится, тиражом и др.

      Массовые  издания обращены к широкому кругу читателей. Для этих книг характерны скромное, лаконичное и не дорогостоящее оформление, полное отсутствие или небольшое количество иллюстраций, большой тираж книги, бумажная обложка, простота брошюровки. Невысокие сорта бумаги требуют от редактора сокращения иллюстраций. В конечном счёте здесь можно ограничиться иллюстрированной обложкой для взрослых и небольшим количеством однокрасочных иллюстраций в тексте для детей.

      Юбилейные издания посвящаются какому-нибудь писателю, поэту или знаменательному событию или выдающейся личности. Эти издания имеют хороший переплёт, высокие сорта бумаги, сложную брошюровку книжных блоков, объединение нескольких способов печати и, конечно же, иллюстрации. Задача оформителя – показать необычность издания. Редактору к этому типу издания можно подобрать ранее выполненные иллюстрации различными художниками или заказать новые.

      Академические издания. Их характерная черта – научно-исследовательская направленность, издания снабжены предисловиями, ссылками, аналитическими статьями. Все эти особенности академических книг выражать через иллюстрации нет необходимости.

      Особого подхода требуют специально иллюстрированные и подарочные издания. При работе с этими книгами редактору нужно уделять большое внимание иллюстрациям. Ему следует избегать в специально иллюстрированном издании таких недостатков и ошибок как излишнее количество иллюстраций, несоответствие их тексту, разнобой по технике их исполнения, пренебрежение к архитектонике книги, архаизм в иллюстрациях.

      Все типы изданий могут быть серийными и несерийными. Иллюстрации к серийным книгам должны быть выполнены в едином формате и технике их исполнения, книги одной серии должны иметь единое художественно-техническое оформление. Иллюстрирование несерийных книг в каждом отдельном случае проводится оригинально.

      В основе современного художественного  оформления книги лежит абсолютная гармония всех её элементов. Суть гармонии — соотношение пропорций. Пропорции  встречаются во всём: в размере  полей, в соотношении пробелов между строками, в выключке слов и во многом другом. Гармоничное сочетание элементов в совокупности образует архитектонику книги. Вопросы, связанные с оформлением современной книги, касаются работы художественных редакторов. Он должен быть не только профессионально грамотным, хорошо знать производство и обладать хорошим вкусом, но и быть человеком широко образованным, творческим, способным глубоко проникнуть в дух и стиль издаваемого произведения и к тому же знать художников, индивидуальные особенности и потенциальные возможности их творчества. Редактор должен следить за тем, чтобы книга была удобочитаемой, прочной, опрятной. Она должна быть привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от титульного листа до выходных сведений, а её иллюстрации должны содержать подлинно художественные образы и быть гармоничными частями книжных страниц. При этом редактор должен иметь в виду, что «повествовательная, истолковывающая сторона иллюстраций должна быть ведущей, а украшение книги идти попутно с решением главной задачи и органически сливаться с ней воедино» редактора должно быть серьёзное, вдумчивое отношение к литературному произведению. Простота, выразительность, гармония, соответствие облика книги её содержанию и внутренней структуре, удобочитаемость – такими критериями должна обладать любая книга.

      Особенностью  работы над художественным оформлением  и иллюстрированием книги состоит  в одновременной работе редактора  и художника. Её результаты – окончательный  список тем иллюстраций. После этого  начинается работа редактора над планом иллюстрирования, который является частью общего проекта художественно-полиграфического оформления книги. Он включает в себя: список тем иллюстраций, виды иллюстраций и решение архитектоники книги. Список тем иллюстраций возникает после тщательного выбора мест литературного произведения для иллюстрирования. Редактору необходимо выбирать для иллюстрирования те места текста, которые наиболее ярко могут передать идейный замысел писателя или поэта, глубоко раскрыть образы героев, передать соответствующее настроение и ритм литературного произведения средствами изобразительного искусства. Такой подход к выбору тем возможен лишь после тщательного изучения рукописи. После редактор должен выбрать виды иллюстраций, которые будут использоваться, и количество иллюстраций. Определение количества зависит от того, кому адресуется книга, вида литературы. её значения и полиграфических и материальных возможностей издательства и типографии. Редактору нужно помнить, что в книге могут быть только необходимые ей иллюстрации. Затем начинается работа редактора над архитектоникой книги, которую наиболее ярко выражают иллюстрации. Архитектоника книги — это соотношение отдельных частей текста (глав, подглав и т.д.) и иллюстраций, образующих единое целое — книгу. Правильно созданная архитектоника помогает читателю верно истолковать текст. Редактору нужно стремиться использовать различные виды иллюстраций так, чтобы они располагались по всей книге, ритмично.

      Типичные  ошибки, которые нужно избегать:

  • иллюстрация изображает близкий по характеру предмет;
  • зеркальное отражение;
  • возможны части иллюстраций, которые нужно убирать.

      Редактору необходимо добиваться того, чтобы  литературный текст, иллюстрации и  оформление сливались в единое целое, воспринимались неотрывными друг от друга и способствовали удовлетворению высоких требований читателя.

 

Заключение

 

      Вне зависимости от того, компьютеризировано издание или нет, имеет ли оно  собственные типографские возможности, печать большинства книг на современном  этапе производится офсетным методом.

      Репортеры и корректоры в наши дни вовлечены  в типографский процесс, они используют управляемые компьютером механизмы  в редакции. Они производят набор  в процессе создания текста.

      Люди, работающие в редакции, должны знать, как производится набор, как создается макет страниц, как делаются и воспроизводятся иллюстрации, как печатается книга, потому что они принимают решения, затрагивающие все эти вопросы. Они все должны уметь пользоваться компьютером, так как он – неотъемлемая часть редакции в наши дни. Компьютеры улучшают процесс правки. Они выравнивают строчки. Все больше и больше они помогают редактору создавать макет книги. Однако иногда они создают проблемы: могут подвести в самый ответственный момент, требуют проворства, которым могут и не обладать репортеры и редакторы. Кроме того, постоянная работа с компьютером отрицательно сказывается на зрении.

 

Список используемой литературы

 
 
  1. Адамов  Е.Б., Кричевский В.Г. Оформление справочных изданий. – М., 2008. – 110 с.
  2. Гитис Л.Х. Современное университетское издательство. – М., 2007. – 220 с.
  3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. – М.: «Аспект-Пресс», 2008. – 312 с.
  4. Васильев В.И. Издательская деятельность Академии наук в ее историческом развитии (от зарождения до наших дней): Учебник – М., 2008. – 315 с.
  5. Ямчук К.Т. Редактирование в издательском деле России в 20 веке: Конспект лекций. – М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2008.
  6. Свинцов В.И. Логические основы редактирования текста. – М., 2009. – 325 с.
  7. Колесников Н.П. Практическая стилистика и литературное редактирование: Учеб. пособие.– М.: «МарТ», 2008. – 192 с.
  8. Свешникова И.К. Технология редакционно-издательского дела: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГАп «Мир книги», 2008. – 116 с.
  9. Западной А.В. От рукописи к печатной странице. – М., 2009. – 122 с.
  10. Лихтенштейн Е.С. Теория и практика редактирования книги. – М., 2008. – 116 с.
  11. Сенкевич М.П., Феллер М.Д. Литературное редактирование. – М., 2007. – 198 с.
  12. Сикорский Н.М. Теория и практика редактирования. – М., 2008. – 252 с.
  13. Тяпкин Б.Г. Работа редактора над книжными иллюстрациями: Книга – М., 2008. – 256 с.
  14. Козлова М.М. Редакторская подготовка литературно-художественных изданий: Учебное пособие – М., 2009. – 165 с.

Информация о работе Иллюстрирования художественной литературы