«Западники» и «славянофилы» в русской философии и культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 18:04, реферат

Описание работы

Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Философская мысль в России формировалась на основании достижений мировой философии. Но этого источника не достаточно, чтобы объяснить специфику русской философской мысли, которая во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов происходивших на Руси: например христианизация сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
Западничество и славянофильство — две линии в русской культуре.………………………………………………………………………..5
Славянофилы.……………………………………………………….8-14
Понятие………………………………………………………………...8
Идеи……………………………………………………………………9
Суть теории ………………………………………………………….11
Западники………..............................................................................15-18
Понятие……………………………………………………………..15
Идеи…………………………………………………………………16
Суть теории ………………………………………………………...17
Отличительные особенности западничества и славянофильства.……………………………………………………………19
Славянофилы и Западники: дискуссии о России..………………………………………………………………… …….21
Заключение…………………………………………………...………..24
Список литературы……………………………………………………26

Файлы: 1 файл

редерат.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждениевысшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

Кафедра философии и религиоведения

 

 

 

 

Реферат на тему:

««Западники» и «славянофилы» в русской философии и  культуре»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Группы С-111

Чернышева Е.В.

Принял

Кандидат философских наук,

профессор

Боровых Л.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир 2012

 

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………… 3
  2. Западничество и славянофильство — две линии в русской культуре.………………………………………………………………………..5
  3. Славянофилы.……………………………………………………….8-14
  • Понятие………………………………………………………………...8
  • Идеи……………………………………………………………………9
  • Суть теории ………………………………………………………….11
  1. Западники………..............................................................................15-18
    • Понятие……………………………………………………………..15
    • Идеи…………………………………………………………………16
    • Суть теории ………………………………………………………...17
  1. Отличительные особенности западничества и славянофильства.……………………………………………………………19
  1. Славянофилы и Западники: дискуссии о России..………………………………………………………………… …….21
  2. Заключение…………………………………………………...………..24
  3. Список литературы……………………………………………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

«Да, мы были противниками..., но очень странными: у нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное... чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы - за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование, любви к русскому народу, к русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно»

(А. Герцен, «К.С. Аксаков»).

 

Термин «философия» происходит от греческих слов «phileo» - любовь, «Sophia» - мудрость и означает любовь к мудрости. Философия - это наука. Как и всякая другая наука, философия стремится к установлению строго доказуемых истин не для избранных народов или наций, а для всех мыслящих людей.

Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Больше всего русская философия была занята вопросами о смысле и целях истории, где главная тема - человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души. Философская мысль в России формировалась на основании достижений мировой философии. Но этого источника не достаточно, чтобы объяснить специфику русской философской мысли, которая во многом складывалась под влиянием социально - культурных процессов происходивших на Руси: например христианизация сыграла важную роль в становлении русской философской культуры.

Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века в истории русской философии и особенно русской политической мысли яркий контраст представляют два взаимно противоположных направления - славянофильское и западническое.

Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные концепции русской истории.

Славянофилы (А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, И.В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.

Западники (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский, А.И. Герцен) придерживались идеи «европеизации» России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности Д.И. Олейников. «Славянофилы и западники». «Механик». М. - 1966. С.8..

Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов. Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни.

Поэтому цель нашей работы заключается в исследовании двух основных направлений XIX века западников и славянофилов в русской философии.

Нашей задачей является рассмотрение взглядов этих философов по поднятому вопросу.

Западничество и славянофильство — две линии в русской культуре.

 

Духовный девиз России - я соединяю два пути.

(Алиса Бейли)

 

Реформы Петра I раскололи российское общество и привели к образованию двух укладов – «почвы» и «цивилизации». «Почва» — это уклад, основные черты которого сложились в условиях Московской Руси. С ним была связана основная масса населения.

Здесь господствовали коллективизм, антисобственнические настроения, высокая религиозность, вера в справедливого царябатюшку. «Почва» развивала богатейшие традиции русской народной культуры. «Цивилизация» — это уклад западного толка. Его выражало военно-профессиональное окружение Петра I и предприниматели.

В 30–40е гг. XIX в. в качестве апологетов данных укладов в русской культуре выступили представители двух течений российской общественной мысли: славянофильства (А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, братья К.С. и И.С. Аксаковы и др.) и западничества (С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, П.В. Анненков, В.Г. Белинский, А.И. Герцен и др.).

Испытывая на себе влияние немецкой классической философии, прежде всего Гегеля и Шеллинга, западники и славянофилы по разному подошли к освещению петровских преобразований. Из учения Гегеля западники вынесли его мысль о том, что все народы делятся на исторические и неисторические.

Первые участвуют в общем мировом процессе, вторые же стоят вне его и осуждены на вечное духовное рабство. Западники вполне разделяли эту точку зрения и считали, что Русь была страной неисторической, лишенной прогресса, осужденной на вечный застой. А Петр Великий приблизил ее к цивилизации, создав ей условия для прогресса. Россия, по их мнению, европейская страна и Петр I вернул ее в лоно европейской цивилизации. Поэтому они отстаивали необходимость полного перехода России на европейскую модель развития.

Славянофилы, отдавая дань величию Петра, идеализировали Россию допетровского времени и считали, что государь нарушил естественный ход исторического развития страны, разъединил государство и общество. В целом они дали отрицательную оценку деятельности Петра I, подчеркивая ее насильственный характер.

Отталкиваясь от учения немецкого философа Шеллинга о том, что каждый народ выполняет в мире свою миссию, которая определяется особенностями этого народа, славянофилы пришли к выводу, что закономерности развития России и Запада различны, а преобразования Петра I противоестественны для России.

Отсюда необходимо вернуться ко времени Земских соборов Московской Руси, когда, по мнению славянофилов, было единство народа и государства, общества и власти. Однако этот путь славянофилы рассматривали не как реставрацию прошлого, а как преобразование настоящего, ибо они выступали за отмену крепостного права, свободу слова, совести (хотя отдавали предпочтение православию) и т.д.

Таким образом, славянофилы отстаивали самобытный путь культурно-исторического развития России.

 К середине XIX в. западничество  и славянофильство распадаются на ряд течений, эволюционируя от культурно-защитных форм к общественно-политическим. Западничество раскалывается на революционно-демократическое крыло (В.Г. Белинский, А.И. Герцен) и либеральное (Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин и др.).

Идеи славянофильства продолжали развивать поздние славянофилы: И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин и др.; почвенники (Ф.М. Достоевский, А.А. Григорьев и др.), пытавшиеся примирить односторонности западничества и славянофильства, но в конечном итоге поддержавшие в большей степени второе течение, чем первое; панслависты; мечтавшие о создании славянской федерации; и, наконец, «охранители» во главе с К.П. Победоносцевым и М.Н. Катковым.

Таким образом, можно сказать, что славянофильство и западничество насквозь пронизывают весь XIX в., обусловив развитие двух линий в русской культуре. Первую линию, идущую от славянофильства, можно назвать центростремительной. Она направлена на осмысление глубины процессов русской национальной культуры, на закрепление и охранение ее традиций и своеобразия. Вторую линию, берущую начало от западничества, можно назвать центробежной.

Она стимулирует историческую изменчивость и динамичность русской культуры, разрушает границы, отделяющие нашу культуру от западной, вводит ее в мировой общекультурный и общецивилизационный процесс. Эти две линии в российской культуре сохранились вплоть до настоящего времени под разными формами и наименованиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Славянофилы.

 

Умом Россию не понять,

 Аршином общим не  измерить:

 У ней особенная  стать —

 В Россию можно  только верить

(Тютчев Ф. И.)

 

Понятие.

Славянофилы - представители одного из направлений русского общества и философской мысли 40-50-х гг. XIX в., выступившие с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России, по мнению славянофилов, - в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

Термин «славянофилы», по существу, случаен. Это название им было дано их идейными оппонентами – западниками в пылу полемики. Сами славянофилы первоначально открещивались от этого названия, считая себя не славянофилами, а «русолюбами» или «русофилами», подчеркивая, что их интересовали преимущественно судьба России, русского народа, а не славян вообще. А.И.Кошелев указывал, что их скорее всего следует именовать «туземниками» или, точнее, «самобытниками», ибо основная их цель состояла в защите самобытности исторической судьбы русского народа не только в сравнении с Западом, но и с Востоком.

 

 

 

 

Идеи.

Сущность славянофильства определялось идеей «несхожести» России и Запада, самобытности русского духовно-исторического процесса.

Все основные идеи славянофилов тяготеют к полюсу тотальности.

1. Критика западной цивилизации как якобы «безбожной», низменной, бездушной.

2. Православие - духовная основа  русской нации, подлинный двигатель  исторического процесса.

3. Монархия - идеальная форма государственного  устройства России, наиболее полно  выражающая дух и традиции русского народа.

4. Крестьянская община, патриархальная  семья - социальная основа общества, внутри которого только и возможен  подлинно нравственный человек.

5. Соборность - выражение коллективного  духа россиян, их общинного («хорового») начала в образе жизни. Соборность есть собирание, соединение всех сил ради общего дела.

6. Русский народ - это особый  народ (народ - богоносец), призванный  к высокой роли в мире.

По сути дела, славянофильство - это философия религиозно окрашенного коллективизма. Задачу последующего развития России они видели в том, чтобы дух православия пронизал весь общественный организм, придал ему высший смысл в развитии. Свобода индивида возможна, но лишь путем подчинения его абсолютным ценностям - авторитету религии и церкви, государству, своему народу.

Славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права сверху и проведение ряда реформ —  суда, администрации и др., буржуазных по своей сущности (хотя славянофилы субъективно выступали против буржуазного строя, особенно западноевропейского образца, с его "язвой пролетариатства", падением нравов и другими отрицательными явлениями), ратовали за развитие промышленности, торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе «Западники» и «славянофилы» в русской философии и культуре