Взаимосвязь понятий культура и цивилизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:10, реферат

Описание работы

Понятиями "культура" и "цивилизация" обозначены чрезвычайно важные точки роста на нескончаемой нити человеческого познания. Феномены культуры и цивилизации стремительно преображают окружающую среду, оцениваются как факторы творческого жизнеустроения, средство человеческой самореализации, неиссякаемый источник социальных новаций. Отсюда - стремление выявить их потенциал и способы возможного полного использования. Культурные и цивилизационные особенности конкретных обществ, составляющих их народов или этносов, не только придают значительное своеобразие и специфику историческому процессу, но и причудливо меняют его направление.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..
3
1.
Культура и цивилизация: понятия, определения, сущность………………..
4
1.1
Эволюция представлений о культуре………………………………………...
5
1.2
Взгляд на цивилизацию в их развитии……………………………………….
9
2.
Взаимосвязь понятий культура и цивилизация……………………………...
15

Заключение…………………………………………………………………….
22

Список использованных источников……………………

Файлы: 1 файл

Реферат культура и цивилизация.docx

— 48.22 Кб (Скачать файл)

В концепциях Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера основополагающим является понятие культуры. Именно культура как духовное начало формирует  ту замкнутую историческую целостность, которая способна переживать и действительно переживает самостоятельный жизненный цикл, определяющий судьбу народа (или народов) - носителя этой культуры. Нет единой истории человечества. Она складывается из совокупности культурно-исторических типов (Данилевский) или локальных культур (Шпенглер). Цивилизация не вне культуры, а одно из ее временных состояний, не существующих как самостоятельное образование.

У Данилевского цивилизация - это период расцвета культуры, взлета творческой активности, выявления духовных возможностей народа в деятельности в области науки, искусства, практического  осуществления идеалов. Период цивилизации  данного культурно-исторического  типа завершается, когда иссякает творческая энергия народа и наступает застой.

Напротив, Шпенглер называет цивилизацией период упадка культуры, когда ее жизнь угасает и она  превращается в "мумию". Цивилизация - это смерть культуры, ее фактическое  отрицание. В результате у Шпенглера  культура относится к цивилизации  как к чему-то негативному, противостоит ей. От него пошло в литературе противопоставление цивилизации и культуры. В своей  книге "Закат Европы" (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее "закат" или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации "острую холодную рассудочность", интеллектуальный голод, практический рационализм, смену  душевного бытия умственным, преклонение  перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления. Он писал: "Цивилизация  есть неизбежная судьба культуры... логическое следствие, завершение и исход культуры".

Отчетливо сформулированное О. Шпенглером негативное отношение  к цивилизации как "агонии культуры" находит немало оснований в современной  жизни и потому довольно распространено в философии. Негативными чертами  цивилизации чаще всего полагают ее интенцию к стандартизации повседневности и мышления, насаждение унифицированных  истин и ценностей (преимущественно  западных), свойственную ей подозрительность к независимости и оригинальности индивидуального сознания, которые  зачастую воспринимаются как "социальная опасность". Культура ориентирована  на развитие духовно развитой и свободной личности, цивилизация - на формирование социально лояльного и законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами.

Культурным человек становится из внутренних побуждений, хотя при  этом он, разумеется, не может не обратиться к освоению культуры, созданной до него (то есть по видимости внешней). Цивилизованным он становится под воздействием внешних регулирующих норм социальности, часть из которых так и не становится его внутренним достоянием и которые  он соблюдает исключительно по необходимости.

По-иному эта проблема решается у А. Тойнби. Как англичанин, он на первый план выдвигает понятие  цивилизации. В истории существовало множество различных цивилизаций. Часть из них являются уже мертвыми. Они либо завершили свой жизненный  цикл и сошли со сцены, либо были уничтожены, разрушены внешними силами. Но существуют и живые цивилизации, одухотворяемые своей культурой, которая  представляет собой "душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации". Из этих слов видно, что взяв в качестве основополагающего  понятия цивилизацию, Тойнби именно культуру считает ее конституирующим  формообразующим началом, что, по нашему мнению, больше соответствует истине, чем позиция Данилевского и Шпенглера  в этом вопросе.

Специфику цивилизации, ее образ  определяет культура - такова ее цивилизационная  функция. Она формирует человека данной цивилизации, ибо он обретает свои человеческие черты, усваивая язык и культуру. Цивилизация, как уже  отмечалось, представляет собой социокультурное образование, социокультурную целостность. Поэтому, думается несостоятельными любые попытки отделить культуру от цивилизации, противопоставить их друг другу.

В этой связи представляет интерес концепция В.М. Межуева. Он полагает, что цивилизация, поскольку  ее становление происходит на базе общественного разделения труда, имеет  дело с частичным человеком, а  культура - с целостной личностью. Поэтому по отношению к цивилизации  культура выступает как ее гуманизирующее начало. Эту концепцию можно оценить  как выявление одного из аспектов взаимоотношения культуры и цивилизации. Идея целостной личности - идеал европейской культуры, и если именно его сопоставлять с реальностью современного общества, то гуманизирующая роль этого идеала становится очевидной. Но ведь и "частичный человек" существует не вне культуры. Следует признать, что феномен культуры можно рассматривать не только как относительно самостоятельный по отношению к цивилизации, но и как ее собственное субъективно-личностное начало.

Как феномен общественной жизни культура "древнее" цивилизации, ибо возникла вместе с человеком  и обществом. Социогенез был одновременно и культурогенезом. Вне культуры человек как субъект деятельности никогда не существовал и существовать не может. В культуре воплощены надбиологические механизмы трансляции его опыта  и знаний, его "социальная память", на основе которой человек способен развиваться, творить и вносить  в историю нечто новое.

Культура определяет специфику "способа существования" всех доцивилизационных человеческих сообществ. Но в период их разложения она сама испытывает существенные изменения  и становится формообразующим началом  цивилизации. Нормы, традиции, верования  и другие явления культуры, характеризующие  субъективный мир человека, также  можно рассматривать как элементы механизмов, скрепляющих цивилизацию, поскольку они упорядочивают  поведение людей и делают возможным  совместный способ их существования.

Огромное значение для  существования и развития цивилизации  имеют способы трансляции культуры, также представляющие собой особые цивилизационные механизмы. Существо дела здесь заключается в следующем. Накапливающиеся в процессах  труда, в общении людей друг с  другом опыт и знания закрепляются определенным образом в памяти людей  и передаются из поколения в поколение. Но память эта может быть индивидуальной, и тогда передача происходит лишь в процессах общения, в виде устного  предания, и социальной, объективированной  в тех или иных носителях информации. Появление новых объективированных  средств и способов трансляции культуры во времени и пространстве расширяет  возможности человеческой деятельности. Это ярко видно на примере появления  письменности. За малым исключением  бесписьменных цивилизаций история не знает, что является свидетельством общецивилизационной значимости этого явления. Факторы, вызвавшие к жизни цивилизацию, обусловили и появление письменности, поскольку в новых условиях прежние формы фиксации и трансляции накопленных знаний стали недостаточны. Стал возможным отсчет исторического времени с его событиями, датами, лицами. Письменность стала мощным средством развития и трансляции культуры. Письменность как явление культуры стала одной из необходимых предпосылок отделения умственного труда от физического. Таким образом, общецивилизационное значение появления письменности и письменных текстов не подлежит сомнению.

Следующим, имеющим общецивилизационное  значение шагом в развитии механизма  наследования культуры стало создание печатного станка, сделав письменные тексты доступными более широкому кругу  людей. Книгопечатание явилось провозвестником  новой эпохи в истории европейской  цивилизации, способствовало развитию культуры Возрождения, становлению  науки Нового времени. Наконец, в  середине ХХ столетия произошла третья революция, которая дала человеку могучее  средство, способное не только фиксировать  и распространять информацию, но и  перерабатывать ее - появился компьютер. Значение этой революции еще полностью  не осознано, т.к. она продолжается и  не все ее последствия проявились. Пока еще не совсем ясно, что собой  будет представлять грядущее "информационное общество" с точки зрения своей  цивилизационной принадлежности.

Тем не менее, культура и  цивилизация органично связаны, их нельзя мыслить как два параллельных рядоположенных процесса. Генетически  цивилизация произрастает из культуры, она есть в некотором роде культура, но не сама по себе, а с болью и  трудами воплотившая себя в эмпирических и подвижных, этносоциальных, экономических  и политических структурах. То есть цивилизация выступает как отчужденная  в институциональных, общезначимых процессах культура. Цивилизация  есть совокупность условий, избавляющая  людей от затрат невосполнимого времени  индивидуальной жизни на заурядное  природное выживание. Именно цивилизация  вырабатывает средства, постоянно сокращающие вмешательство человека в мир природный - необходимый признак культуры. Материальные ресурсы современной цивилизации позволяют обеспечить бытие индивида, неделимость человека, благодаря чему дух получает куда больше возможностей заняться тем, что соответствует его сути - от воздействия на природу в ее физическом виде обратится к человеку, его нефизическому бытию. Поэтому цивилизация, являясь результатом культуры, не противостоит ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итог, еще раз  повторим, что сама проблема отношения  культуры и цивилизации в развитии философско-исторической мысли выкристаллизовывалась  постепенно. Понятия "цивилизация" и "культура" часто употребляются  и воспринимаются как равнозначные, взаимозаменяющие друг друга. И это  правомерно, ибо культура в широком  ее понимании и представляет собой  цивилизацию. Однако отнюдь не следует, что один термин может полностью  заменить другой. Когда мы говорим "цивилизация", мы подразумеваем всю взаимосвязь  показателей данного общества. Когда  мы говорим "культура", то речь может  идти о духовной культуре, материальной, либо о той и другой. Тут требуется  специальные пояснения - какую культуру мы имеем в виду.

Во временном измерении  культура более объемна, нежели цивилизация, поскольку она охватывает культурные достояния человека дикости и  варварства. В пространственном же измерении правильнее, очевидно, говорить о том, что цивилизация представляет собой сочетание множества культур.

По Канту цивилизация  начинается с установления человеком  правил человеческой жизни и человеческого  поведения. Культуру он связывает с  нравственным категорическим императивом, который обладает практической силой  и определяет человеческие действия не общепринятыми нормами, ориентированными, прежде всего на разум, а нравственными  основаниями самого человека, его  совестью. О. Шпенглер рассматривает  переход от культуры к цивилизации  как переход от творчества к бесплодию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной  рутинной работе. Для цивилизации  как стадии вырождения культуры характерно господство интеллекта, без души и  сердца. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего содержания, лишенная души.

Таким образом, беглый взгляд на историю и логику развития взаимоотношений  между цивилизацией и культурой  позволяет выделить в них следующие  этапы: понятия "культура" и "цивилизация" в античность и средние века не разделялись - в эпоху Возрождения обозначение соотношения "культура" "цивилизация" - в эпоху Просвещения наложение понятий - далее цивилизация как стадия развития общества - современный этап противопоставление понятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Гуревич, П.С. Культурология: Учебник / П.С. Гуревич. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Проект", 2005. - 336 с.
  2. История философии. Энциклопедия. - Минск: Книжный Дом, 2002. - 1376 с.
  3. Келле, В.Ж. Цивилизация и культура / В.Ж. Келле. - М.:Знание, 2005. – 224 с.
  4. Краткий философский словарь / под ред.А.П. Алексеева. - изд.2-е. - М.: Проспект, 2006. - 492 с.
  5. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов / под. ред. проф.А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 224 с.
  6. Культурология: Учебное пособие / Составитель и отв. ред.А. А. Радугин. - М.: Центр, 2003. - 304 с.
  7. Митрошенков, О.А. Культура и цивилизация (лекции) / О.А. Митрошенков. - М. Гардарики, 2002. - 655 с.
  8. Современный философский словарь. - СПб.: Академический проект, 2004. - 864 с.
  9. Спиркин, А.Г. Философия: Учебник / А.Г. Спиркин. - М.: Гардарики, 2005. - 736 с.
  10. Уткин, А.И. Запад и Россия: история цивилизаций: Учебное пособие / А.И. Уткин. - М.: Гардарики, 2000. - 574 с.
  11. Хачатурян, В.М. История мировых цивилизаций с древнейших времен до начала XX века / под ред. В.И. Уколовой. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 1998. - 400 с.

 


Информация о работе Взаимосвязь понятий культура и цивилизация