Время и пространство в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:27, реферат

Описание работы

Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством Природы или, по крайней мере, человеческой природы.

Содержание работы

Введение 3
Развитие представлений о пространстве – времени до 20-го века. 4
Понятие пространства и времени в античной философии. 4
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике. 5
Современные представления о природе пространства и времени. 8
Специальная теория относительности. 8
Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской
космологии. 14
Пространство и время на уровне микромира. 18
Заключение. 21
ЛИТЕРАТУРА. 22

Файлы: 1 файл

Время и пространство в философии (рос).docx

— 61.42 Кб (Скачать файл)

последователями.

      В этих  воззрениях, даже  с  теологической   точки  зрения,  содержаться

глубокие противоречия. Ведь однократный акт  творения  мира  и  обреченность

его  на  грядущую   гибель   не   соответствует   бесконечному   могуществу,

совершенству  и   мудрости   Бога.   Этим   божественным   атрибутам   более

соответствовало бы бесконечное  множество  актов  творения  самых  различных

миров, последовательно сменяющих  друг друга  в  пространстве  и  времени.  В

каждом из них реализовывалась бы  определенная  идея,  данная  этому миру

Богом, а все множество  этих идей создавало  бы  бесконечное  пространство  и

время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским теологом

Оригеном  (III  в.  н.э.)  и объявленные  вскоре  ересью,  в Новое   время

развивались в философии  Лейбница,  выдвинувшего  идею  о  предустановленной

гармонии в каждом из  потенциально  возможных  миров.  Лейбниц  рассматривал

пространство как порядок  существования тел, а время - как  порядок  отношения

и последовательность событий. Это понимание составило  сущность  реляционной

концепции пространства и  времени, которая  противостояла  их  пониманию  как

абсолютных и независящих  ни от чего реальностей, подвластных  только Богу.

      Наряду  с  объективными  представлениями   о  пространстве  –   времени

существовали и идеалистические  концепции (Беркли,  Мах,  Авенариус  и др.),

которые  ставят  пространство  и время в зависимость   от   человеческого

сознания, выводя их  из  способности  человека  переживать  и  упорядочивать

события,  располагать  их  одно  после  другого.  Так,   Кант   рассматривал

пространство  и  время  как   априорные   (доопытные)   формы   чувственного

созерцания,  вечные  категории  сознания,  аргументируя   это   ссылкой   на

стабильность геометрии  Евклида в течение двух тысячелетий.

       После   выхода  в  свет  "Начал"  Ньютона   физика   начала   активно

развиваться,   причём этот процесс  происходил  на  основе  механистического

подхода. Однако, вскоре возникли  разногласия между механикой и оптикой,

которая не укладывалась  в классические представления о движении тел.  После

того, как физики пришли к  выводу о волновой природе света   вновь  возникло

понятие эфира  -  среды в которой   свет  распространяется.  Каждая  частица

эфира могла быть представлена как источник  вторичных волн,  и можно было

объяснить огромную скорость света огромной  твёрдостью и  упругостью  частиц

эфира. Иными словами эфир был  материализацией    Ньютоновского  абсолютного

пространства.

      Проблема  пространства и  времени   была  тесно  связана  с   концепциями

близкодействия и дальнодействия.  Дальнодействие  мыслилось  как  мгновенное

распространение гравитационных и электрических сил через  пустое  абсолютное

пространство,  в  котором  силы  находят  свою   конечную   цель   благодаря

божественному проведению.  Концепция  же  близкодействия  (Декарт,  Гюйгенс,

Френель, Фарадей) была связана  с пониманием пространства  как  протяженности

вещества и эфира, в  котором свет распространяется  с  конечной  скоростью  в

виде волн. Это привело в дальнейшем  к понятию поля,  от  точки к точке

которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание взаимодействия

и  пространства,  развивавшееся   в   рамках   классической   физике,   было

унаследовано и развито  далее в XX веке, после  крушения  гипотезы  эфира,  в

рамках теории относительности и квантовой механики.  Пространство  и время

вновь стали пониматься как  атрибуты материи,  определяющиеся  ее  связями  и

взаимодействиями.

      Современное  понимание пространства и   времени  было  сформулировано  в

теории   относительности   А.   Эйнштейна,   по-новому    интерпретировавшей

реляционную концепцию пространства и времени и давней ей  естественнонаучное

обоснование.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ  О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.

Специальная теория относительности.

      Специальная  теория относительности, созданная  в 1905 г. А. Эйнштейном,

стала результатом  обобщения  и  синтеза  классической  механики  Галелея  -

Ньютона и электродинамики  Максвелла - Лоренца. “Она  описывает  законы  всех

физических процессов  при скоростях движения, близких  к  скорости  света,  но

без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она  сводится  к

классической  механике,  которая,  таким  образом,  оказывается  ее  частным

случаем”.[1]

       Исходным  пунктом   этой   теории   стал   принцип   относительности.

Классический принцип  относительности  был  сформулирован  еще  Г.  Галилеем:

“Если  законы  механики  справедливы  в  одной  системе  координат,  то  они

справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно  и равномерно

относительно первой.”[2] Такие системы называются  инерциальными,  поскольку

движение  в  них  подчиняется  закону  инерции,  гласящему:   “Всякое   тело

сохраняет состояние покоя  или  равномерного  прямолинейного  движения,  если

только оно не вынуждено  изменить его под влиянием движущихся сил.”[3]

      Галилей   разъяснял  это  положение   различными  наглядными  примерами.

Представим путешественника  в закрытой каюте спокойно плывущего  корабля.  он

не замечает никаких признаков  движения.  Если  в  каюте  летают  мухи,  они

отнюдь не скапливаются у  задней стенки, а спокойно летают по  всему  объему.

Если подбросить мячик  прямо вверх, он упадет прямо вниз, а  не  отстанет  от

корабля, не упадет ближе  к корме. Из принципа относительности  следует,  что

между покоем и движением - есть оно равномерно и прямолинейно - нет  никакой

принципиальной  разницы.  Разница   только   в   точке   зрения.   Например,

путешественник в каюте  корабля  с  полным  основанием  считает,  что  книга,

лежащая на его столе, покоится. Но человек на  берегу  видит,  что корабль

плывет, и он имеет все  основания считать, что книга  движется и притом с  той

же скоростью, что и корабль. Так движется на самом деле книга или нет?  На

этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да”  или  “нет”.  Спор  между

путешественником и человеком  на берегу был бы пустой  тратой  времени,  если

бы каждый из них отстаивал только свою точку зрения и отрицал точку зрения

партнера. Они оба правы,  и  чтобы  согласовать  позиции,  им  нужно  только

признать, что книга покоится относительно корабля  и  движется  относительно

берега вместе с кораблем. Таким образом,  слово  “относительно”  в  названии

принципа Галилея  не  скрывает  в  себе  ничего  особенного.  Оно  не  имеет

никакого иного смысла, кроме того, который мы вкладываем в движение  о  том,

что движение или покой - всегда движение  или  покой  относительно  чего-то,

что служит нам системой  отсчета.  Это,  конечно,  не  означает,  что  между

покоем и равномерным  движением нет  никакой  разницы.  Но  понятие  покоя  и

движения  приобретают  смысл лишь тогда, когда указана  точка отсчета.

      Если классический  принцип  относительности   утверждал  инвариантность

законов механики во всех инерциальных системах  отсчета,  то  в  специальной

теории относительности  данный принцип  был  распространен  также  на  законы

электродинамики, а общая  теория  относительности  утверждала  инвариантность

законов  природы  в  любых  системах  отсчета,  как  инерциальных,   так   и

неинерциальных. Неинерциальными  называются  системы  отсчета,  движущиеся  с

замедлением или ускорением.

       В   соответствии  со  специальной   теорией  относительности,   которая

объединяет пространство и  время  в  единый  четырехмерный пространственно-

временной континуум, пространственно - временные свойства  тел зависят от

скорости их движения. Пространственные  размеры  сокращаются  в  направлении

движения при приближении  скорости тел к скорости света  в  вакууме  (300  000

км/с), временные процессы замедляются в быстродвижущихся  системах,  масса

тела увеличивается.

       Находясь  в  сопутствующей  системе   отсчета,   то   есть,   двигаясь

параллельно  и  на  одинаковом  расстоянии  от  измеряемой  системы,  нельзя

заметить эти  эффекты,  которые  называются  релятивистскими,  так  как  все

используемые  при  измерениях  пространственные  масштабы  и   части   будут

меняться точно таким  же  образом.  Согласно  принципу  относительности,  все

процессы в  инерциальных  системах  отсчета  протекают  одинаково.  Но  если

система является неинерциальной, то релятивистские эффекты можно  заметить  и

изменить.  Так,  если  воображаемый  релятивистский  корабль  типа  фотонной

ракеты отправится к далеким  звездам,  то  после  возвращения  его  на  Землю

времени в системе корабля  пройдет существенно меньше, чем  на  Земле,  и  это

различие будет тем  больше, чем дальше совершается полет, а скорость  корабля

будет ближе к скорости  света.  Разница  может  измеряться  даже  сотнями  и

тысячами лет, в результате чего экипаж корабля сразу перенесется  в  близкое

или отдаленное будущее, минуя  промежуточное время, поскольку  ракета  вместе

с экипажем выпала из хода развития на Земле.

      Подобные  процессы замедления хода времени  в  зависимости  от  скорости

движения реально регистрируются сейчас в измерениях длины  пробега  мезонов,

возникающих при столкновении  частиц  первичного  космического  излучения  с

ядрами атомов на Земле. Мезоны существуют  в  течении  10-6  -  10-15  с (в

зависимости от типа частиц) и  после  своего  возникновения  распадаются  на

небольшом расстоянии от места рождения. Все это может быть  зарегистрировано

измерительными  устройствами  по  следам  пробегов  частиц.  Но  если  мезон

движется со скоростью, близкой  к скорости света,  то  временные  процессы  в

нем замедляются, период распада  увеличивается  (в  тысячи  и  десятки  тысяч

раз), и соответственно возрастает длина  пробега  от  рождения  до  распада.

Итак, специальная теория относительности базируется на расширенном  принципе

относительности  Галилея.  Кроме  того,  она  использует  еще   одно   новое

положение: скорость распространения  света  (в  пустоте)  одинакова  во  всех

инерциальных системах  отсчета.  Но  почему  так важна эта скорость,  что

суждение о ней приравнивается по значению к принципу  относительности?  Дело

в  том,  что  мы  здесь  сталкиваемся  со  второй  универсальной  физической

константой. Скорость света - это самая большая из всех скоростей  в  природе,

предельная  скорость  физических  взаимодействий.  Долгое  время  ее  вообще

считали бесконечной. Она  была установлена XVX веке, составив 300  000  км/с.

Это огромная скорость  по  сравнению  с  обычно  наблюдаемыми  скоростями  в

окружающем нас мире.

      Представим  себе эксперимент: большой спутник  движется по орбите вокруг

Земли, и с  него,  как  с  космодрома,  запускается  ракета  -  межпланетная

станция  к  Венере.  Запуск  производится  строго  в  направлении   движения

орбитального космодрома.  Из  законов  классической  механики  следует,  что

относительно  Земли  ракета  будет  иметь  скорость,   равную   сумме   двух

скоростей:  скорость  ракеты  относительно  орбитального   космодрома   плюс

скорость   самого   космодрома   относительно   Земли.   Скорости   движений

складываются,  и  ракета  получает  довольно   большую   скорость,   которая

позволяет преодолеть притяжение Земли и улететь к Венере.

      Другой эксперимент:  со спутника испускается луч  света  по  направлению

его   движения.   Относительно   спутника,   откуда   он    испущен,    свет

распространяется со скоростью  света. Какова скорость  распространения  света

относительно земли? Она  остается такой же. Даже если свет будет  испускаться

не по движению спутника, а в прямо противоположном  направлении, то  и  тогда

относительно Земли скорость света не изменится.

      Эксперимент,  который  должен был показать  изменение скорости  света   в

движущихся телах  и   соответственно   абсолютных   характер  движения  этих

тел,  был выполнен в 1881 г.  Майкельсоном (1852 - 1931). В последствии  его

не раз  повторяли.   По  существу,  эксперимент  Майкельсона  соответствовал

сравнению  скорости  сигналов,  идущих  к  экранам  на  корме  и   на   носу

движущегося корабля,  но  в  качестве корабля была использована сама  Земля,

  движущаяся  в пространстве  со  скоростью около   30   км/сек.    Далее,

сравнивали не скорость луча,  догоняющего тело и  луча,   идущего  навстречу

телу,   а  скорость  распространения  света  в   продольном   и   поперечном

направлениях.  В инструменте,  примененном   в   опыте   Майкельсона,   так

называемом интерферометре, один луч шел по направлению движения  Земли  -  в

продольном плече  интерферометра,   а другой  луч -  в поперечном  плече.

Различие в скоростях  этих лучей должно было  продемонстрировать  зависимость

скорости света в приборе  от движения Земли.

      Результаты  эксперимента  Майкельсона  оказались   отрицательными.  На

Информация о работе Время и пространство в философии