Возникновение и сущность философии Древней Индии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2015 в 19:57, контрольная работа

Описание работы

Индийская философия возникает на основе богатой культурной традиции многочисленных народностей Древней Индии. История философской мысли начинается с Вед (буквально "ведение", "знание"), возникших, по-видимому, между вторым и первым тысячелетиями до н э. и являющихся одним из древнейших литературных памятников человечества. Также основой многих философских систем послужила древняя религия – Брахманизм (от имени Верховного Бога – Брахма или Брахман). Брахманизм, в первую очередь, содержит практические руководства ведического ритуала, культовую практику и связанные с нею мифологические положения – это их главное содержание.

Файлы: 1 файл

контр.работа.docx

— 69.11 Кб (Скачать файл)

 

2.2.2. Джайнизм

 

Джайнисты считают, что их религия была передана им двадцатью четырьмя учителями (тиртханкарами) из далекой древности. Первым из этих учителей был Ришабхадева, а последним – Вардхамана, которого называли также Махавира («великий герой»). Говорят, что он жил в VI в. до н. э. и был современником Гаутамы Будды. Предшественником Вардхаманы был Паршванатха, живший в IX в. до н. э. Остальные двадцать два учителя жили в доисторические времена 1. Слово «джина» этимологически обозначает «победитель». Обычно это наименование присваивается двадцати четырем учителям, потому что они победили все страсти (рага и двеша) и достигли освобождения.17 Джайнисты верят в то, что всякая материальная вещь, огонь, ветер, насекомые, животные и растения тоже содержат в себе дух и это приводило к боязни уничтожать жизнь в какой бы то ни было форме. Были приверженцами того, что ни в коем случае не должны причинять вред жизни ни в состязаниях, ни при жертвоприношениях. Для укрепления этой позиции протеста джайнисты отрицают бога, для умилостивления которого приносятся жертвы. Считают, что в мире существует огромное и неизменное количество душ, воплощенных в живые существа или невоплощенных. Души, как и материя, никем не созданы, и существуют изначально и всегда. Всякая душа всеведуща, всепроникающая и всемогуща, но ее возможности ограничены телом, в котором она живет. Главным признаком души является развитие сознания. Причина ограниченности души – в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Правильные знания могут быть получены только от учителей, которые достигли освобождения и способны вывести других.

Характерной особенностью философско-этической концепции джайнизма является разработка им правил и норм поведения человека и требование их неукоснительного соблюдения. Этическое воспитание личности — решающий фактор в переходе бытия личности из несовершенного состояния в совершенное. И хотя карма решает все, наша настоящая жизнь, которая находится в нашей собственной власти, может изменить воздействие прошлого. А с помощью чрезмерных усилий мы можем избежать и воздействия кармы. Основными этическими принципами джайнизма являются отстранение от мирского богатства, суеты, страстей, уважение ко всем живым  существам  и т.п. и это мало совместимы с эгоизмом и индивидуализмом.

 

2.2.3. Буддизм

 

Основатель буддизма — Гаутама Будда (Сиддхартха Гаутама, прозванный Шакьямуни — «отшельник из рода Шакьев») — сын царя (раджи) одного из древних индийских княжеств, находившегося на севере современной Индии в предгорьях Гималаев. Время жизни Будды большинством ориентологов относится к VI—V вв. до н.э. До нас дошло множество красивых легенд о жизни Будды, в которых, однако, подлинные события нередко дополнялись некоторыми преувеличениями и мифологическими сюжетами, привнесенными последователями Благословенного.18 Учение Будды в первоначальном, чистом виде не является религией, так как исходит не из религиозных положений, а из философских постулатов и личного духовного опыта его основателя. Поэтому настоящий буддизм правильнее считать этико – философским учением или еще говорят, духовным учением жизни, хотя позже появились и чисто религиозные версии буддизма.

В данной школе существует собственное правильное поведение. Которое состоит из четырех уровней этических наставлений:

    1. Правила поведения для обычных мирян (гахапати), не отличающиеся общих моральных норм, составляющих основу морального кодекса индийского общества того времени. Главные из них — панчашила, или пять заповедей, — «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не опьяняй себя» — перекликаются с христианскими заповедями.
    2. Правила внешнего поведения для всех членов сангхи, систематизированные в «Пратимокше» и «Кхандхаке».
    3. Общие методы самотренинга, предписанные для членов сангхи и направленные на достижение разных уровней спасения таких, как «обретение слуха» (семикратное перерождение), «возрождение единожды» (одно перерождение), «безвозвратность» (перерождение на небесах).
    4. Методы самотренировки по программе достижения высшей цели буддийской сотериологии – архатства(включает все предыдущие ступени плюс реализацию буддийских доктрин , восьмеричного пути и устранение аффектов).19

Характерная особенность этого учения — его этико-практическая направленность, а центральный вопрос, который его интересует, — бытие личности. В основе буддизма «четыре благородные истины»:

    • существование человека от рождения до смерти неразрывно связано со страданием;
    • существует причина страдания, которой является жажда бытия(стремление к жизни), ведущая через радости и страсти к перерождению;
    • существует освобождение от страдания, устранение причин страдания, т.е. устранение этой жажды бытия;
    • существует путь, ведущий к освобождению от страданий, который отвергает как жизнь, посвященную только чувственным наслаждениям, так и путь аскезы и самоистязания. Именно в этом состоит буддийский принцип так называемого среднего пути, рекомендующий избегать крайностей.

Освобождение от страданий как конечная цель бытия личности — это, прежде всего, уничтожение желаний, точнее говоря, угашение их страстности. Дело заключается не в каких-то общеобязательных нравственных предписаниях, а в непричинении вреда окружающим. Это и есть главный принцип поведения личности, в основе которого лежит чувство доброты и совершенной удовлетворенности. С этикой буддизма органично связана и его концепция познания. Результатом этого является непосредственное переживание целостности бытия, полная самоуглубленность и самоудовлетворенность. Достигается состояние абсолютной свободы и независимости внутреннего бытия личности, которое как раз и тождественно угашению желаний. Оно и есть освобождение, или нирвана — состояние высшего блаженства, конечная цель стремлений человека и его бытия, характеризующаяся  отрешенностью от жизненных забот и желаний. При этом подразумевается не гибель человека, а выход его из круговорота перерождений, освобождение от материи и слияние с божеством.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Аблеев Р.С. История мировой философии: учебник для вузов / М.:АСТ: Астрель – 2005 - С.28
  2. Васильев В.В. История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М: Академический Проект – 2005 - С.2 – 27
  3. Иванов А.В. История философии: учебник для бакалавров и магистров/ - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – Ч.I. – С.14
  4. Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. / под. ред. В. Г. Лысенко, А. А. Терентьева, В. К. Шохина// М: РАН – 1994 - С.175 – 176
  5. Мартынова Б. В. Упанишады йоги и тантры/ М: АЛЕТЕЙА – 1999 – С.37
  6. Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. М: Миф – 1993 - С.33-34
  7. Чаттерджи С. Древняя Индийская философия. / С. Чаттерджи, Д. Датта // перевод под ред. В.И. Кальянова / Москва – 1954. С. 15-16

1 Васильев В.В. История философии: учебник для вузов / под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова, Д.В. Бугая. – М: Академический Проект – 2005 - С.2

2 Аблеев Р.С. История мировой философии: учебник для вузов / М.:АСТ: Астрель – 2005 - С.28

3 Аблеев Р.С. Указ. Соч. С.32

4 Васильев В. Указ. Соч. С.4

5 Радхакришнан С. Индийская философия. Том 1. М: Миф – 1993 - С.33-34

6 Чаттерджи С. Древняя Индийская философия. / С. Чаттерджи, Д. Датта // перевод под ред. В.И. Кальянова / Москва – 1954. С. 15-16

7 Чаттерджи С. Указ. Соч. С.16

8 Васильев В. Указ. Соч. с.27

9 Чаттерджи С. Указ. Соч. С.58

10 Васильвев В. Указ. Соч. С. 29

11 Иванов А.В. История философии: учебник для бакалавров и магистров/ - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2012. – Ч.I. – С.14

12 Васильев В.В. Указ. Соч. С.24

13 Мартынова Б. В. Упанишады йоги и тантры/ М: АЛЕТЕЙА – 1999 – С.37

14 Васильев В.В. Указ. Соч. С. 21

15 Чаттерджи С. Указ. Соч. С.46

16 Васильев В. В. Указ. Соч. С. 20

17 Чаттерджи С. Указ. Соч. С. 79

18 Аблеев С.Н. Указ. Соч. С. 42

19 Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. / под. ред. В. Г. Лысенко, А. А. Терентьева, В. К. Шохина// М: РАН – 1994 - С.175 - 176


Информация о работе Возникновение и сущность философии Древней Индии