Возникновение и развитие философии в Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2015 в 14:38, реферат

Описание работы

Цель работы – дать характеристику философии Древней Греции. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть возникновение и развитие философии в Древней Греции;
2. Определить основные направления и проблемы античной философии.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................................3
Возникновение и развитие философии в Древней Греции........................................4
Основные направления и проблемы античной философии.....................................10
Заключение............................................................................................................................22
Список использованной литературы.................................................................................23

Файлы: 1 файл

Filosofia_Drevney_Gretsii.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Средний стоицизм представлен такими фигурами, как Панеций (180–110 гг. до н.э.) и Посидоний (135–51 гг. до н.э.), которые «переносят» стоическое мышление на римскую почву, смягчая его изначальную этическую жесткость. Они активно разрабатывают проблемы теологии. Бог, согласно их трактовке, – это Логос, являющийся первопричиной всего и носящий в себе разумные зародыши всех вещей. Именно этим объясняется целенаправленность хода вещей и событий. В среднем стоицизме получает дальнейшее развитие платоновская мысль о мире идей, и Космос перестает трактоваться только как нечто вещественное, а понимается как отражение мира идей (Посидоний), как организм вещественно–смысловой, в котором большое значение имеют внеразумные факторы, например судьба.

Поздний стоицизм связан с именами Сенеки (4–65), Эпиктета (50–138) и Марка Аврелия (121–180). В центре философских исследований здесь стоят моральные вопросы и проблема жизненной ориентации человека. Изменяется представление о личности. До этого человек рассматривался как высшее произведение природы. Жестокая эпоха данного периода, связанная, в частности, с усилением гонений на возникшее христианство, порождает трактовку человека как существа ничтожного и одновременно беспомощного. Многие идеи позднего стоицизма были восприняты потом христианскими мыслителями и даже писателями эпохи Возрождения.

У стоиков получает философское осмысление изменение в обществе отношения к рабству. Сенека различает телесное и духовное рабство, рабство перед страстями, пороками, вещами. Эпиктет, развивая взгляды Сенеки, утверждает, что свобода человека состоит в обладании свободой разума и воли, которые у него нельзя отнять. С этой точки зрения и раб свободен, господину принадлежит лишь тело раба, его он может продать или использовать как орудие производства, даже лишить жизни. Но душа человеческая свободна. Она живет в оковах тела, которое несовершенно, и человек даже волен освободить бессмертную душу из оков грешного тела, совершив самоубийство. Заметим, правда, что Сенека не считал самоубийство лучшим путем личного спасения. Допуская такой уход из жизни ради освобождения души, он полагал, что для этого нужно иметь веские причины. Цель Сенеки скорее состояла в освобождении человека от страха смерти путем уравнения позиций жизни и смерти: обе с необходимостью присущи человеку, одного без другого не бывает. Страх смерти снимается оптимистическим мотивом: кто не жил, тому и не умирать.

Абстрактной была и концепция равенства Сенеки: люди равны друг другу как существа природные. Ее также восприняло христианство. В христианском учении равенство обеспечивается одинаковым отношением людей к Богу. Обе концепции, хотя и не были последовательными, в эпоху господства рабовладельческих отношений играли прогрессивную роль, с разных позиций выражая протест против чудовищного угнетения людей, против рабства в первую очередь.

Третье направление раннего эллинизма – скептицизм. Наиболее крупными его представителями были Пиррон из Элиса (365–275 гг. до н.э.) и Секст Эмпирик (200–250). Скептики сознательно проводят общий принцип раннего эллинизма – принцип относительности всего нас окружающего, наших мыслей и действий – и приходят к выводу о невозможности познания космоса. Согласно скептикам, не следует стремиться познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких претендующих на истину суждений и сохраняя внутреннее спокойствие. Предшествующая философская мысль не имеет никакой ценности. На вопросы типа «Что есть истина?» или «Что, откуда и как происходит?» не только нет достоверных ответов, но они сами по себе неправомерны. Их ставят из тщеславия и праздности, из стремления прославиться16.

Исторически скептицизм представляет собой сложный феномен. А.Н. Чанышев по этому поводу писал: «Агностицизм скептиков не может быть поставлен им в заслугу. Однако скептицизм имел и положительное значение благодаря тому, что он остро поставил проблему знания и истины, обратил внимание на философский плюрализм, который, правда, обратил против философии и философов. Достонством скептицизма является его антидогматизм. О скептицизме можно сказать, что он двояк. Непосредственно он ведет к агностицизму, учит о непознаваемости мира. Опосредствовано же он толкает философскую мысль на поиск критерия истины, вообще возбуждает интерес к проблеме философского знания, его сходства с научным знанием и его отличия от него».

Несовершенство органов чувств человека, его ничтожность перед величием природы, историческая ограниченность и относительность знания были абсолютизированы, и философии был вынесен приговор: «Философия не способна дать адекватное знание». Скептицизм как философское направление (не путать с сомнением, критицизмом и скепсисом как методическими приемами, которые очень полезны для любого исследователя) – признак угасания творческой мысли греческих мыслителей, хотя, по мнению Канта, скептики небезосновательно поставили под сомнение первые опыты построения философии: «Попытки создать такую науку были даже, без сомнения, первою причиной возникшего столь рано скептицизма, в котором разум действует сам против себя так насильственно, что подобный образ мыслей мог появиться только при совершенном отчаянии достигнуть удовлетворительного разрешения важнейших задач разума».

Период упадка античной философии (I–V вв.) включает в себя не только греческую, но и римскую философию. В основном его представляют Плотин (205–270), Порфирий (233–303); сирийский неоплатонизм в лице Ямвлиха (сер. III в. – ок. 330), Салюстия (сер. IV в.) и Юлиана; афинский неоплатонизм в лице Плутарха, Гиерокла, Сириана, Прокла.

Плотин развивает учение о функционировании Логоса как некоей мировой предначертанности. Логос – это мировая душа, а точнее, ее деятельная часть. Логос суров и проявляется как необходимый закон. Но Логос совершенен лишь в чистом виде, его проявления в мире несовершенны.

Начиная с Плотина, Логос становится понятием теологии и переосмысляется как Слово Бога. Текст Библии: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоанн. 1) – получает философскую интерпретацию. Бог окликает вещи, вызывая их из небытия. Иисус есть воплощение Бога в мире через Логос.

В этот же период происходит дальнейшее развитие представления о Космосе как о субъекте. Это некоторое возвращение к мифу, но уже на новой ступени, обогащенное предшествующими философскими идеями: «Античная философия... началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия».

Многочисленные направления философии первых веков нашей эры подвергаются сомнению и перерабатываются с учетом потребностей христианства. Переход от античности к ранней средневековой патристике характеризуется синкретизмом. «Так красиво, но бесславно и так естественно и трагически погибла тысячелетняя античная философия, которая часто и глубоко влияла на многие явления последующих культур, но которая как живое и цельное мироощущение погибла раз и навсегда».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Философия Древней Греции, появившись как стремление понять таинственный Космос, поставила вопросы о предельных основаниях природного мира, его структуре, сущности, став тем самым школой философствования для будущей мысли. Можно сказать, что лишь эволюция философской мысли приводит к актуализации проблем, касающихся природы бытия и познания, усложнению постановки вопросов и их решений, характера их взаимодействия. Расширяется проблемное поле философии. Характерно, что греческая философская мысль развивалась под влиянием осмысления не только и не столько социальной практики, сколько противоречий логического характера, осознания несовпадения явления и сущности, знания и мнения.

В лоне философии появились первые ростки математики и физики, астрономии и медицины, истории и биологии. Но как философия способствовала появлению элементов научного знания, так и сами научные концепции оказали пользу философскому мышлению, выступая питательной средой для осмысления бытия.

Развитие философии – это явный или неявный диалог различных философских школ и направлений. Но если источником развития научного знания преимущественно выступает несоответствие между новыми опытными данными и действующими теориями, то философия при всем внимании к новым социальным и иным процессам не ограничивается ими и обращает особое внимание на историю и логику мысли, проблемы, уже поставленные предшествующей эпохой и философскими школами.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М.: ТЕИС, 1996. – 504 с.
  2. Асмус В.Ф. Античная философия: Учебник. – М.: Просвещение, 1976.
  3. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: Филол. о–во «СЛОВО»: ООО «Изд–во «ЭКСМО», 2003. – 672 с.
  4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА–М, 2004. – 519 с.
  5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 2006. – 368 с.
  6. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1996. – 432 с .
  7. Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2002. – 655 с.

1 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 127.

2 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. – М., 2004. С. 127.

3 Там же. С. 128.

4 Философия: Учебник / Под ред. О.А. Митрошенкова. – М., 2002. С. 142–143.

5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. С. 154.

6 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. С. 154.

7 Там же. С. 155.

8 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 132.

9 Там же.

10 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 133

11 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов. – М.: ТЕИС, 1996. С. 154.

12 Там же.

13 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 132.

14 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 134.

15 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 135.

16 Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия: Высшее образование. – М.: «Изд–во «ЭКСМО», 2003. С. 136.


Информация о работе Возникновение и развитие философии в Древней Греции