Возникновение и историческое развитие понятия сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 12:59, реферат

Описание работы

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Содержание работы

Введение
1. Толкование понятий: «сознание», «отражение»
2. Проблема сознания в истории философии
3. Сознание и отражение
4. Возникновение и историческое развитие понятия сознания
Заключение

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.52 Кб (Скачать файл)

Теория социализации сознания ставит его в зависимость от внешней, в том числе социальной, среды. Основоположник сенсуализма английский материалист Дж. Локк (XVII век) полагал, что сознание человека представляет собой подобие «чистого листа» бумаги, на котором опыт оставляет свои письмена.

Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного  индивида) как первичное по отношению  к чувственному миру и противоположное  ему. Крайняя форма субъективного  идеализма - солипсизм - базируется на постулате - «Существую только я и  мои ощущения. Весь мир - комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов это единственно  достоверная реальность, а материальный мир - его порождение (Дж.Беркли, Д. Юм, И. Фихте).

Дуалистический подход основан  на концепции психофизического параллелизма, согласно которому - психическое и физическое рассматриваются как две самостоятельные субстанции (Рене Декарт).

Метафизический материализм  признает сознание вторичным по отношению  к материи и отрицает его активный творческий характер. Сознание предстает  как зеркальное отражение внешнего мира.

Вульгарные материалисты отождествляют сознание и материю, сводя сознание к вещественным образованиям в мозгу человека. Представители  этого направления утверждают, что  «мозг вырабатывает мысль подобно  тому, как печень вырабатывает желчь» (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).

Диалектический материализм  рассматривает сознание в неразрывном  единстве и связи с материальным миром, как существенное свойство материи. В качестве первоосновы выступает  материя, а сознание является вторичным, производным от нее. Сознание существует реально, но лишь в связи с материальным, как его отражение. Активный творческий характер сознания проявляется в превращении идеального в реальное через деятельность человека, т.е. будучи вторичным по отношению к материальному миру, сознание активно воздействует на него через деятельность человека. Согласно материалистическому объяснению природы человеческого сознания, оно отличается от психики высших животных большей глубиной, способностью к труду, к абстрактному мышлению, возможностью передачи накопленного опыта, информации посредством языка в устной и письменной формах. Необходимым условием формирования человеческого сознания является предметно-практическая целеполагающая деятельность.

Представленное многообразие концептуальных подходов к проблеме происхождения и сущности сознания обусловлено сложностью и многогранностью  исследуемого феномена, а также уровнем  освоения действительности, характерным  для конкретной исторической эпохи.

В качестве одной из особенностей античного понимания сознания выделялась направленность внимания на внешний  мир. Античный человек не выделял  себя из царства природы, ощущал себя частью мироздания, микрокосмосом.

Христианская трактовка  сознания заключалась в ориентации на внутреннем сосредоточении человека, на общении его с Богом. Наряду со знанием о внешнем мире возникает  необходимость познания внутреннего  духовного мира человека, самосознания. Сознание человека считалось вторичным  по отношению к Богу, но высшим, что  есть в человеке. Сознание понималось не только как знание о внешнем  мире, но, прежде всего, как способность  знать свой внутренний мир.

В Новое время сознание полагалось в качестве основной инстанции  в структуре духовного опыта, направленной на предметный мир. Сознание человека отождествлялось с интеллектуальной деятельностью субъекта познания. Религиозные  компоненты духовного опыта вытеснялись  элементами логики. Новоевропейское  толкование сознания соединило античную установку на ценности предметного мира со средневековым опытом работы сознания с самим собой. Философы Нового времени считали, что к содержанию сознания можно относить только многократно воспроизводимые данные, подтверждаемые опытно-экспериментальным путем. Предполагалось, что в сознании существует две априорные (доопытные) способности: воспроизводить внешний мир как пространственно-временной и связывать материал разрозненных образов в целостность с помощью категорий рассудка. Трансценденталистская новоевропейская традиция закрепила за феноменом сознания его трактовку как познающего разума, способного к рефлексии. Сознание трактуется как мышление, сделавшее объектом познания самого себя.

С точки зрения марксизма, содержание сознания зависит от объективных  факторов, в частности, общественных отношений.

Экзистенциалистская традиция видит истоки сознания в мире человеческой коммуникации. Основой экзистенциального  мышления является социокультурная  обусловленность сознания. Представители  естественнонаучного знания отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, но она не дает ответов  на фундаментальные вопросы о  происхождении мыслящей материи  в процессе эволюции и о природе  идеального.

Важнейшим свойством сознания, как уже упоминалось, является идеальность. Проблема идеального возникла еще в античную эпоху. Заслуга целостной постановки этой проблемы принадлежит Платону, выделившему идеальное как особую сущность, противоположную материальному миру (миру вещей).

В ХХ веке эта проблема вновь  была поставлена отечественными философами. С точки зрения Э.В. Ильенкова, идеальное не тождественно субъективной реальности. Это компонент общественного сознания, это образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. Идеальное - это то, чего нет в природе, это форма вещи, существующая в сознании человека. Идеальное существует в деятельности, а не в результатах. Когда предмет создан, исчезает и идеальное. По мнению Э.В. Ильенкова, к идеальному относятся нравственные нормы, правовые установления, обязательные для всех правила. Эти структурные формы общественного сознания детерминируют индивидуальное сознание. Человек обретает идеальное в ходе приобщения к исторически изменяющимся формам общественной жизни. Вне человека идеального нет. Идеальное есть субъективный образ объективного мира, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли.

Другой подход к проблеме идеального представлен Д.И. Дубровским. Это направление отстаивает неразрывную связь идеального с психикой человека и полагает неверным положение о внеличностном отношении идеального и независимости его от мозга человека. Идеальное связано с материальными мозговыми процессами и, следовательно, объективировано. Идеальное - это сугубо личностное явление, реализуемое мозговыми нейродинамическими процессами и существующее только в голове индивида. Идеальное есть способность личности иметь информацию и оперировать ею во времени. Подчеркивается основополагающий характер индивидуального сознания по отношению к общественному сознанию.

Каждый из названных подходов к проблеме идеального выявляет лишь один из аспектов изучаемого явления, абсолютизируя либо индивидуальное, либо общественное сознание как первооснову  идеального.

 

Сознание и отражение

В философии под отражением понимается способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Следы, запечатлевающиеся  в другом объекте, называются информацией. Понятие «отражение» тесно связано  с понятием «информация». Всякая информация обладает тремя основными параметрами: содержанием, количеством, ценностью. Проблема информации стала актуальной в современном мире, когда в  результате компьютерной революции  функции передачи и хранения информации практически переданы машинам.

К формам отражения в неживой  природе относятся: механическая, физическая, химическая. Это так называемое «пассивное» отражение. Биологический вид отражения включает в себя раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

Высший уровень отражения - сознание человека - способность высокоорганизованной материи (головного мозга) отражать материальный мир. В качестве основного  условия формирования сознания выступает  предметно-практическая деятельность. Отражение присуще всей материи. Сознание нельзя свести лишь к функции  отражения. Сознание - это результат  общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное  отображение действительности, регулятор  деятельности человека. В самом общем  виде можно сформулировать следующее  определение сознания:

Сознание - это связанная  с деятельностью мозга способность  человека отражать и воспроизводить мир в идеальной форме, целенаправленно, творчески активно отражать действительность и преобразовывать ее в своих  интересах.

К факторам, обусловившим возникновение  сознания можно отнести следующие:

- внешний предметный и  духовный мир;

- социокультурная среда  (этические, правовые нормы, социальные  идеалы);

- духовный мир индивида, жизненный опыт;

- мозг как макроструктурная  природная система;

- космическое информационное  поле.

Все выделенные источники  взаимосвязаны при формировании актуального содержания сознания. Внешние  источники преломляются через внутренний мир человека. В самом общем  виде можно сказать, что источником сознания являются объективная и  субъективная реальности, отражаемые человеком посредством высокоорганизованного  материального субстрата - головного  мозга. Сознание неотделимо от мозга, связано  с биохимическими, физиологическими процессами, в нем протекающими. Однако, мозг не источник, а орган  сознания.

Сознание возникает как  функция высокоорганизованного  мозга, который сформировался под  влиянием труда, общества и речи. Стержнем сознания является целеполагание. Таким  образом, обладает сознанием, мыслит не сам по себе мозг, а человек при  помощи мозга. Способность мыслить  передается от поколения к поколению  через формы культуры. Приучаясь активно действовать с предметами окружающего мира сообразно нормам культуры человек становится Человеком, обретая способность мыслить, иметь сознание. Степень и мера развития этой способности определяются прежде всего объемом той области культуры, которую этот индивид лично усвоил, превратил в собственное достояние. Таким образом, сознание формируется в результате естественноисторической эволюции материи и ее всеобщего атрибутивного свойства - отражения. В процессе эволюционного развития усложнение структурной организации материи порождает такой субстрат как мозг.

С появлением цивилизации  и обособлением индивида возникает  самосознание личности. Первоначально  человек осознает свои действия, а  на более высоком уровне - и свои мысли о предметах и действиях (рефлексия), свое тело и дух. Самосознание делает субъекта объектом изучения. Именно в процессе самосознания человек становится личностью. В процессе рефлексии не только происходит осознание того, что есть в человеке, но, одновременно, и переделка самого человека, его духовного мира. Таким образом, самосознание - это оценка человеком своих знаний, умений, идеалов, целей. Оно свойственно не только индивиду, но и социальным общностям, когда они поднимаются до осознания своего положения в обществе, своих интересов и идеалов.

 

Возникновение и историческое развитие понятия сознания

Самые первые представления  о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представления  о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? Как  она соотносится с предметным миром? С тех пор продолжаются споры о сущности сознания и возможности  его познания. Одни исходили из познаваемости, другие - что попытки понять сознание тщетны так же, как попытка из окна увидеть себя идущим по улице.

Первоначальные философские  взгляды не содержали строгого различения между сознанием и неосознанным, идеальным и материальным. Так, например, Гераклит основу сознательной деятельности связывал с понятием «логос», означавшим слово, мысль и сущность самих  вещей. Степенью приобщенности к логосу (объективному миропорядку) определялся качественный уровень развития человеческого сознания. Точно также и в трудах других древнегреческих авторов психические, мыслительные процессы отождествлялись с материальными (движение воздуха, материальных частиц, атомов и т.д.).

Впервые сознание как особая реальность, отличная от материальных явлений была выявлена Парменидом. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон рассматривали различные грани и стороны мыслительной деятельности и утверждали противоположность духовного и материального. Так, например, Платон создал грандиозную систему «мира идей» - единой основы всего сущего; развивал концепцию о мировом, самосозерцающем, бестелесном разуме, являющимся перводвигателем космоса, источником его гармонии. В античной философии активно развивались идеи сопричастности индивидуального сознания человека мировому разуму, которому придавалась функция объективной универсальной закономерности.

В средневековой философии  сознательная человеческая деятельность рассматривается как «отблеск»  всемогущего божественного разума, что являлось убедительным доказательством  сотворенности человека. Выдающиеся мыслители средневековья Августин Блаженный и Фома Аквинский, представляющие различные этапы развития философско-теологической мысли, последовательно и основательно рассматривали вопросы внутреннего опыта личности в сознательной и психической деятельности в связи с самоуглубленным постижением связи души и божественного откровения. Это способствовало выявлению и разрешению актуальных специфических проблем сознательной деятельности. Так, в этот период было введено понятие об интенции как об особом свойстве сознания, выраженном в его направленности на внеположный объект. Проблема интенции присутствует и в современной психологии; является также важной составляющей методологии одного из наиболее распространенных междисциплинарных направлений теории познания - феноменологии.

Наибольшее влияние на разработку проблем сознания в Новое  время оказал Декарт, который главное  внимание акцентировал на высшей форме  сознательной деятельности - самосознании. Сознание философ рассматривал как  созерцание субъектом своего внутреннего  мира как непосредственную субстанцию, противостоящую внешнему пространственному  миру. Сознание отождествлялось со способностью субъекта иметь знание о собственных психических процессах. Существовали и другие точки зрения. Лейбниц, например, разрабатывал положение  о бессознательной психике.

Информация о работе Возникновение и историческое развитие понятия сознания