Возникновение античной философии и основные этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 18:26, доклад

Описание работы

Античная (Древнегреческая) философия возникает в VII – VI веках до н.э. Для ее возникновения характерны те же законы, на которые мы указали в 1 лекции. Она формируется в определенных исторических условиях: экономических, социальных, культурных. К тому времени в Древней Греции существовало достаточно развитое рабовладельческое общество, со сложной социально классовой структурой и формами разделения труда, носившими уже специализированный характер. Возрастает и роль интеллектуально-духовной деятельности, приобретая черты профессионализма. Развитая духовная культура, искусство создавали благоприятную почву для формирования философии и философского мышления.

Файлы: 1 файл

доклад Возникновение античной философии и основные этапы ее развития.docx

— 30.13 Кб (Скачать файл)

Особенным течением в философии  Античности этого периода явилась  софистика (от греч. софистика – умение остроумно вести прения). Исходя из постулата "Человек есть мера всех вещей", выдвинутого Протагором они направляют свои усилия не на достижение истинного знания, а на доказательство посредством красноречия правильности какого-либо субъективного мнения, отвечающего принципу полезности. Это своеобразная "утилитаристская философия", которая выдвигает идеи относительности и непостоянства всего сущего, отрицают истину как общезначимое знание. Именно то, что полезно и выгодно отдельному лицу. Поэтому они преследовали сугубо прагматическую и в значительной степени эгоистическую цель – доказать истинность любого мнения, если оно выгодно. Отсюда и крайний релятивизм – в мире нет ничего общезначимого, устойчивого и постоянного. А для этого они узкопрогматически использовали логику как систему доказательства в узких спекулятивных целях. Все лишь относительно: и добро, и благо, и зло, и прекрасное, и, стало быть, нет ничего подлинно истинного. Вот пример приема софистов: "Болезнь есть зло для больных, для врачей же благо". "Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для похоронщиков – благо". На основе таких суждений невозможно понять, что такое истинное благо и обладает ли оно общезначимостью, нельзя доказать является ли смерть злом. По сути дела софистика и софизм вошли в историю и философской мысли и культуры как сознательная подмена понятий о чем-либо с целью извлечения пользы и выгоды. Софистика стала синонимом ненаучности, недобросовестности как в мышлении, так и в действиях людей. Софизм и софистика становятся признаком неистинности и в поступках, и в мышлении, и в мировоззрении. Софизм и софистика есть умышленное оправдание зла и корысти. Необходимо отметить, что софизм и софисты были особенно популярны среди политиков того времени. Этим же грешат и политики современные.

3. Теперь мы приступаем  к характеристике самого плодотворного  и позитивного периода в развитии  Античной философии, который получил  обозначение Античной классики, периода совершенного образца  философствования, преследующего единственную  цель – постижение истины и  создания методов познания, приводящих  нас к подлинно истинному достоверному  знанию. Это был период создания  исторически первых универсальных  философских систем, схватывающих  мир как единое целое, и дающих  ему рациональное истолкование. Можно сказать, что это был  период своеобразного "творческого  состязания" мыслителей-философов,  хотя и придерживающихся различных  позиций, но преследующих одну  цель – поиск всеобщей истины  и возвышение философии как  рациональной формы описания, объяснения  и понимания мира.

В социально-экономическом  и политическом отношении это  был расцвет античного рабовладельческого общества, демократии и политической жизни, искусства и науки того периода. В экономическом отношении  это была эпоха благополучия, а  в духовном отношении – возвышение принципов высокой этики и  нравственности. Она как бы стала  образцом для цивилизованного и  культурного развития, образцом гуманизма  для всех последующих этапов европейской  и не только европейской культуры и истории. Хотя греческому обществу этого периода были присущи и  свои внутренние противоречия, как  впрочем и для любого другого. Но все, же можно сказать, что в нем скорее превалировало более согласие, единство, чем разногласие и разобщенность.

Можно сказать, что родоначальником, "отцом" классической античной философии  является Сократ. Эта была во всех отношениях выдающаяся личность: он был не только великим философом-мыслителем, но выдающимся человеком и гражданином. В нем удивительным образом сочеталось в гармоническом единстве его философская позиция и практические действия и поступки. Цельность его как философа и как человека обладают столь высоким обаянием и авторитетом, что он оказал огромное влияние не только на все последующие этапы философии, и европейской, и мировой, но стал символом, образцом подлинного, истинного человека на все времена. "Сократический человек" – это идеал человека, не как Бога, а как "земного существа, близкого всем людям". Можно сказать, что жизнь Сократа есть пример демонстративного служения истине и человечеству.

Сократ, прежде всего, обращает внимание на особенность философии  и философствования, на специфику  философского знания. Она заключается  в том, что философия посредством  общих понятий о предмете пытается обнаружить единое основание, такую  сущность, которая, общезначима для  ряда явлений или всех явлений, которая  и является законом бытия вещей. Предметом философии, по убеждению  Сократа, не может быть природа, поскольку  мы не способны ни изменить природные  явления, ни создавать их. Поэтому  предметом философии является человек  и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная  задача. Сократ ставит вопрос о целях  и практическом назначении философского знания для человека. Так, философии  придается антропологический характер. Сократовская философия одна из первых форм антропологической философии. После Сократа в философии проблема человека приобрела значение фундаментальной проблемы. Какова же цель философии по Сократу? Цель и задача философии научить человека искусству жизни и быть счастливым в этой жизни. Он дает очень простое определение счастья, которое по сути универсально – счастье есть такое состояние человека, когда он не испытывает ни душевных, ни телесных страданий. Eudlaimon – это и есть счастливый человек. Основанием счастья, по Сократу может служить истинное знание о благе и добре, т.е., которое ни у кого не вызывает сомнения, и которое не приводит к ошибкам и заблуждениям, являющихся причиной несчастья. На этом основании Сократ считает, что истинное знание и есть подлинное благо, в основе которого лежит не столько польза, сколько добро. Под добром же Сократ понимает принесение блага другому, без преследования какой-либо корыстной выгоды. Но как достичь и достижимо ли знание об истинном благе и добре, достижимо ли истинное знание о чем-либо? Ведь истинное знание обладает особым признаком. Оно общезначимо и очевидно для всех и в силу этого ни у кого не вызывает сомнения. Стало быть, Истина открывает всеобщие, существенные основы бытия явлений в определенном качестве.

Единственный путь достижения истинного знания – метод диалога, в ходе которого и открывается  истина для участников диалога. По Сократу  диалог есть взаимный и добровольный поиск истинного знания о чем-либо, облекаемого в систему общих  понятий, под которые мы подводим конкретные явления. Диалог – это  творческий процесс поиска истины. Обращаясь к собеседнику, Сократ говорит: "И все-таки я хочу вместе с тобой поразмыслить и поискать, что она такое" (истинная добродетель). (См. Платон. Менон. Избранные диалоги и истинное благо). В диалоге "Лахес" Сократ задает вопрос: "Что значит определить, что такое добродетель?" и отвечает: "Значит, выяснить то, что есть одно и тоже во всем, найти в рассматриваемой добродетели то единое, которое охватывает все случаи ее проявления". Значит истина, а тем более философская истина, это правильное знание о сущности, имеющее общезначимый характер. В этом плане Сократ подчеркивает рационалитстический характер философии, способной противостоять мистике, предрассудкам и невежеству. Поэтому Сократ и настаивает на утверждении, что философия есть единственная беспристрастная форма самознания человеком своей подлинной сущности. Отсюда его девиз-афоризм: "Познай самого себя".

В диалоге всегда существует диалектика мнения и знания, мнения и истины. Мнение, т.е. высказывание о чем-либо, переходит в истинное суждение лишь тогда, когда оно оборачивается  в систему понятий, фиксирующих  общезначимое. А диалектика мышления и заключается в переходе от одних  видов понятий к другим, от частных  к общим, более общесодержательным, от более простого знания к более  сложному.

По Сократу целью философии  является также и обретение человеком  подлинной свободы, содержанием  которой должно быть выяснение того, что зависит от человека, и того, что не зависит от человека, и  в этих границах; опираясь на истинное знание, человек и действует безошибочно  и без заблуждений. А потому человек  свободен лишь в той мере, насколько  он знает себя. Но по Сократу, истинная и подлинная свобода включает в себя и нравственно-этический  компонент. Свобода,  свободомыслие есть путь к самосовершенствованию себя, к совершенному идеалу человека, к калокагатическому человеку (т.е. совершенного в духовно-нравственном отношении). Сократ настаивает: "Ведь я только и делаю, что хожу и убеждаю каждого из Вас, и молодого, и старого, заботиться прежде и сильнее всего не о теле и не о деньгах, но о душе, чтобы была она как можно лучше".

В этом заключается гуманистический  и просветительски - воспитательный характер Сократовской философии. Сократ является образцом не только подлинного философствования, но и подлинного соединения философии и практики действия, ответственности как мыслителя и как человека. По сути, Сократ проводит на себе "социальный эксперимент", в котором он проверяет возможность и достижимость соединения и нерасторжимости философских истин и принципов с непосредственным жизнепроявлением. Что всегда требует от мыслителя и человека незаурядного мужества, продемонстрированного Сократом на суде над ним. Закончим характеристику философии Сократа высказыванием о нем Мишеля Монтеня: "Поистине легче говорить, как Аристотель, и жить как Цезарь, чем говорить и жить как Сократ. Здесь именно предел трудности и совершенства: никакое искусство ничего сюда не прибавит".  

 


Информация о работе Возникновение античной философии и основные этапы ее развития