Восточнославянский евразийский цивилизационный тип и проблема выражаемости восточнославянских народов в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

По Н.С. Розову, а также по мнению многих исследователей, народы России, Украины, Белоруссии и некоторых других стран относятся к восточнославянской (православной) или евразийской цивилизации, будучи как бы «родной сестрой» западно-христианской цивилизации, у которых одна «мать»: греко-римская цивилизация. В основе европейской цивилизации — католицизм, в основе евразийской — православие, воспринятое от Византии. Восточно-христианская цивилизация устойчиво выделялась в XIX в. и в ХХ в.

Файлы: 1 файл

восточные славяне.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

          В сущности, в современных геополитических условиях вопрос о будущем многих народов стоит жестко и однозначно: или они сами по себе могут быть самодостаточными, или им необходимо с целью самосохранения вступать в коалицию с другими государствами, создавать свои центры силы (союзы). При ближайшем рассмотрении обнаруживается, что сегодня даже самые большие и развитые государства если и могут сохранить свою самодостаточность, то с большими трудностями и препятствиями. Что же касается стран СНГ, то они, в отличие от бывшего Советского Союза, все, включая и Россию, сами по себе в принципе не могут быть самодостаточными. «Без Киева, из которого берет начало наша история, без единого православия, без русской культуры, которая является общим достоянием великороссов, малороссов, белорусов и других народов некогда великой страны, и Россия, и Украина внутренне бессмысленны и взаимно неполноценны» [12, c. 135].

        В реальности Беларусь и Украина только в союзе с Россией и могут стать значимыми субъектами мировой политики: для Запада Украина и Беларусь – это всего лишь объекты манипулирования и разменная монета в большой игре против России. Кроме того, принципиально важно здесь и то, что вне традиционного союза трех братских славянских народов не только Украина и Беларусь рискуют утратить свою идентичность (малые и даже средние славянские народы, оказавшиеся включенными в орбиту влияния других, более древних цивилизаций, в конце концов, рано или поздно, как свидетельствует исторический опыт, теряют изначально присущую им идентичность), но и Россия в нашем агрессивно-конкурентном мире тоже не застрахована от этого.

      В наше время, когда мир в очередной раз оказался в фазе гигантских геополитических сдвигов, вот это «обезъязычение и осрамление» может стать, как пишет А.С.Панарин, «реальной перспективой славянства, если вконец ослабленная и изолированная Россия будет не в состоянии выполнять свою консолидирующую (применительно к славянам нынешнего «ближнего зарубежья») или защитно-предостерегающую (в отношении интересов славян дальнего зарубежья) роль» [14, c. 133].

     Все изложенное позволяет высказать следующий тезис: если Россия, Беларусь и Украина не смогут достичь тесного экономического, политического и военного союза, т.е. стать самодостаточным центром развития и силы, то их ждет жалкое полуколониальное существование, деградация и угасание. Их попросту, каждую по отдельности, раздавит или направляемый современной мировой финансовой олигархией (олигархическим интернационалом) каток глобализации, или сформировавшиеся другие новые центры силы. При подобном развитии событий, акцентируем внимание, наши дети и внуки, которым сейчас средства массовой информации усиленно вдалбливают в сознание потребительскую идеологию и психологию, но одновременно с этим никоим образом не прививают трудовую культуру, трудовую аскезу, могут оказаться рабами ХХI века, мелкой разменной монетой на мировом рынке труда. Правда, рабство ХХI века кандалов и цепей не потребует. Оно будет выступать в других, более завуалированных формах. Рабство ХХI века – это рынок дешевой рабочей силы, это территория для размещения вредных производств и вредных отходов, это место для сброса некачественных товаров, это «сырьевые придатки» для других стран и т.д. Но такого поворота событий восточнославянские народы не должны допустить ни при каких обстоятельствах.

 


Список использованной литературы

 

1. Кирвель, Ч.С. Современные глобальные трансформации и проблема исторического самоопределения восточнославянских народов : моногр. / под ред. Ч.С. Кирвеля. – 2-е изд., перераб. и доп. – Гродно :

ГрГУ, 2009. – 547 с.

2. Назаретян, А.П. Архетип восставшего покойника как фактор социальной самоорганизации / А.П.Назаретян // Вопросы философии. – 2002. – №1.

3. Степин, В. Ядро новых мировоззренческих ориентаций / В.Степин //Беларуская думка. – 2006. – №5.

4. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / Н.Г.Юнг [и др.]; сост. В.В.Зелинский, А.М.Руткевич. – М.: Мартис, 1995.

5. Купала, Я. Збор твораў. У 7 т. / Я.Купала. – Т.6. – Минск, 1975.

6. Шпенглер, О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. – Т.1. – Образ и действительность / О.Шпенглер.; пер. с нем. Н.Ф.Гарелин. – Минск: ООО «Поппури», 1998

7. Адуло, Т.И. Человек в условиях социальных трансформаций: философско-антропологический анализ / Т.И.Адуло, О.А.Павловская. – Минск: Бел. наука, 2006.

8. Адуло, Т.И. Человек на рубеже тысячелетий: поиск духовных оснований бытия / Т.И.Адуло. – Минск: ИСПИ, 2003.

9. Бердяев Н.А. О назначении человека / Н.А.Бердяев. – М.: Мысль, 1993.

10. Гадамер, Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики /Х.Г.Хадамер. – М., 1988.

11. Исчезнувшие народы. – М., 1988.

12. Бердяев, Н.А. Человек и машина / Н.А.Бердяев // Вопросы философии. – 1989. – №2.

13. Ахиезер, А. Дезорганизация как категория общественной науки / А.Ахиезер // Общественные науки и современность. – 1995. – №6.

14. Новиков, В.Т. Глобализация общества: концептуальные модели и социокультурные альтернативы / В.Т.Новиков, В.А.Кандричин, А.А.Легчилин // Восточнославянские страны в эпоху глобализации: выбор путей развития: материалы междунар. науч. конф. / под ред. проф. Ч.С.Кирвеля. – Гродно: ГрГУ, 2003.

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Восточнославянский евразийский цивилизационный тип и проблема выражаемости восточнославянских народов в условиях глобализации