Вопрос Жизни и смерти в философии Блеза Паскаля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 22:33, реферат

Описание работы

Блезу Паскалю (фр. BlaisePascal, 19 июня 1623 — 19 августа 1662) была присуща удивительная разносторонность, которая была характерна для эпохи Возрождения, но уже почти изжила себя в XVII веке. Еще не наступило время полного размежевания естественных наук (скажем, физики и математики), но занятия гуманитарные и естественнонаучные уже обычно не совмещались. Гений Блеза Паскаля проявил себя во многих областях: в математике, физике, философии, публицистике. Недаром по многогранности дарования этого французского ученого XVII века сравнивали с Гёте. Лев Толстой одной из любимых своих книг считал сборник афоризмов Паскаля «Мысли» и «не мог не умилиться до слез, читая его и сознавая свое полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком».

Содержание работы

План..................................................................................................................................3
I. Введение......................................................................................................................4
II. Глава 1.Философ «вне философии»....................................................................5
Глава 2. Таинство человеческого бытия.............................................................9
§ 1. Антиномия сциентизма и гуманизма.................................................9
§ 2. Загадки «мыслящего тростника»......................................................12
§ 3. В поисках «спасения».......................................................................15
§ 4. Жизнь «перед лицом смерти»..........................................................16
III. Заключение...............................................................................................................21
IV. Список используемой литературы................

Файлы: 1 файл

Вопрос Жизни и смерти в философии Блеза Паскаля.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Государственное Образовательное  Учреждение

Высшего Профессионального Образования

«КУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра философии

 

 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине "Философия" 
на тему:

 

Вопрос жизни и смерти в философии  Блеза Паскаля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка Художественно-

графического факультета

4 курса гр.41

 Позднякова Екатерина

Проверила:

 доцент Веретенникова Л.М.

 

 

 

 

 

Курск 2011 
Содержание:

План..................................................................................................................................3

I. Введение......................................................................................................................4

II.  Глава 1.Философ «вне философии»....................................................................5

Глава 2. Таинство человеческого  бытия.............................................................9

§ 1. Антиномия сциентизма и гуманизма.................................................9

§ 2. Загадки «мыслящего тростника»......................................................12

§ 3. В поисках «спасения».......................................................................15

§ 4. Жизнь «перед лицом смерти»..........................................................16

III. Заключение...............................................................................................................21

IV. Список используемой литературы.........................................................................23

 

 

План:

I. Введение.

II.  Глава 1.Философ «вне философии».

Глава 2. Таинство человеческого бытия.

§ 1. Антиномия сциентизма и гуманизма.

§ 2. Загадки «мыслящего тростника».

§ 3. В поисках «спасения».

§ 4. Жизнь «перед лицом смерти».

III. Заключение.

IV. Список используемой литературы.

 

I. Введение

Паскаль носил  в душе водоворот без дна. 
Ш. Бодлер, «Пропасть»

Блезу Паскалю (фр. BlaisePascal, 19 июня 1623 — 19 августа 1662) была присуща удивительная разносторонность, которая была характерна для эпохи Возрождения, но уже почти изжила себя в XVII веке. Еще не наступило время полного размежевания естественных наук (скажем, физики и математики), но занятия гуманитарные и естественнонаучные уже обычно не совмещались. Гений Блеза Паскаля проявил себя во многих областях: в математике, физике, философии, публицистике. Недаром по многогранности дарования этого французского ученого XVII века сравнивали с Гёте. Лев Толстой одной из любимых своих книг считал сборник афоризмов Паскаля «Мысли» и «не мог не умилиться до слез, читая его и сознавая свое полное единение с этим умершим сотни лет тому назад человеком».

Очень внушительно выглядит собрание высказываний великих людей о Паскале, и  соблазнительно хотя бы перечислить  некоторые из них, но нас останавливает  предостережение самого Паскаля: "...когда  мы цитируем авторов, мы цитируем их доказательства, а не их имена...". Мы лишь заметим, что разные люди в разные времена  воспринимали Паскаля - мыслителя и  писателя  как своего современника. Паскаль — один из самых знаменитых людей в истории человечества. Ему посвящена необъятная литература. Каких только сторон жизни и наследия Паскаля не касалось «паскалеведение»! О его жизни и философии было высказано много противоречивых мнений; и до сих пор еще трудно указать хотя бы одно исследование о Паскале, не имеющее характера либо защитительной речи, либо обвинительного акта.Что касается нас, то мы не задаемся целью ни обвинять, ни защищать. Паскаль был сыном XVII столетия и разделял недостатки своего времени.Но надо обладать слишком большою смелостью, чтобы не признать за Паскалем совершенно определенного и весьма почетного места в истории философии и в истории развития христианства.Как философ Паскаль представляет в высшей степени своеобразное соединение скептика и пессимиста с искренно верующим мистиком; отголоски его философии можно встретить даже там, где их менее всего ожидаешь.

Основой для написания данного реферата послужили обсуждения творчества Блеза  Паскаля на заседании философского клуба «Минерва» от 14 апреля 2002 г.: «Паскаль. Диалектика философии и  реализм». Мы рассмотрим идеи наиболее существенные, характерные для Паскаля-человека, Паскаля-мыслителя, Паскаля-мистика  в одном лице, и более подробно остановимся на вопросе жизни  и смерти в его философии.

 

II. Глава 1. Философ «Вне Философии»

Смеяться над  философией — значит истинно философствовать. 
Паскаль

Философия не стоит  и часа труда. 
Паскаль

Если  значимость научного и литературного  творчества Паскаля никогда не подвергалась сомнению, то философский аспект его  идейного наследия неоднократно ставился под вопрос. Начали "отлучать" Паскаля от философии французские  просветители (Ла-метри, Вольтер, Кондорсе), затем эту традицию продолжили в XIX в. В. Кузен, в XX в. В.Виндельбанд и др. Этот последний в своей "Истории новой философии" выносит о "Мыслях" следующее неглубокое суждение: это произведение "привлекает не как философия, а как личная исповедь и производит впечатление не великой работы мысли, а великой личности..."'. Подобного рода мнения время от времени заставляли паскалеведов отвечать на вопрос "Философ ли Паскаль?", и, естественно, отвечать положительно, ибо исследование его идейного наследия обнаруживало его философскую глубину и оригинальность, равно как отрицательное решение этого вопроса скорее было связано с простым незнанием его философии. Хотя в настоящее время это давно пройденный этап в паскалеведении, некоторые авторы до сих пор считают своим долгом вернуться к "апологии" Паскаля-философа.

Так, исследователь из США Т. М. Харрингтон в докладе (на международном симпозиуме в 1976 г.) "Паскаль и философия" подвергает анализу известный паскалевский афоризм "Смеяться (semoquer ) над философией — значит истинно философствовать". Он полагает, что Паскаль считал достойной осмеяния не только схоластическую, но и всякую другую философию, которая мнит себя наукой, по существу таковой не являясь. Паскаль и Декарта критикует за проект создания философии как "универсальной математики". Отвергнув традиционную метафизику за абстрактность, Паскаль, согласно Харрингтону, связывает "истинную философию скорее с чувством и тонким умом, чем с геометрическим разумом и его правилами". Подчеркивая то, что философские принципы у Паскаля отнюдь не исходят из религии или теологии, Харрингтон видит в нем прежде всего "великого философа" и лишь потом религиозного мыслителя.

Другой  автор, ФлорикаНэго из Румынии, в статье "Блез Паскаль-философ" связывает главную причину его оппозиции традиционной философии с ее догматизмом и систематизацией: в те далекие времена "ему и в голову не могло прийти, что может быть другая философия, помимо догматической и систематической. Именно поэтому Паскаль, который имел абсолютное призвание к философии, устранился от нее, убежденный в том, что она может быть только догматической". Отсюда она называет Паскаля "философом, который не придавал большого значения философии'". Добавим в этой связи, что лишь спустя 200 лет появятся философы, которые сознательно и с вызовом для всей предшествующей философской традиции заявят о том, что философия не только может, но и должна быть несистематической, если она "хочет" быть ближе к жизни и человеку (С. Кьер-кегор, Ф. Ницше, Л. Шестов и др.).

Правда, Паскаль отвернулся от существующей догматической философии, в том  числе и от философии Декарта, ибо он, как ученый, был чужд "духу системы и умозрительности", убежденный в том, что никакая замкнутая  философская система не может  схватить ни полноты, ни бесконечного многообразия действительности. Он удивляется многообещающим названиям иных философских  трудов: "О природе вещей", "Начала философии", "Обо всем познаваемом" и т. д., в чем он усматривал либо необоснованные претензии, либо поверхностные  суждения неглубоких мыслителей. С  этой точки зрения понятны и другие скептические высказывания Паскаля  о философии. Так, в "Мыслях" он говорит " о суетности разных видов  философской жизни, в частности  пирронизма и стоицизма». Или, уличая в односторонности различные "философские  секты", он как будто выносит  окончательный приговор философии  в другом широко известном афоризме: "Философия не стоит и часа труда». Но поверить здесь "на слово" Паскалю — значит ошибиться в  оценке его как философа, что и  случилось с В. Кузеном, "отлучившим" его от философии.

Нет, Паскаль не отвернулся от философии  вообще, что он и выразил в вышеприведенном  афоризме. От природы обладая глубокой философской интуицией, он подчас безошибочно  нащупывал область "проблематического  и вечно проблематического" в  философии. Его ищущий и кипучий  ум всю жизнь терзался проблемами "предельных оснований" 'бытия  и познания, истины и лжи, добра  и зла, долга и счастья и  т. д. Каких бы вопросов ни касался  Паскаль, они неизбежно получали философский резонанс. Правильно  подчеркивает один польский исследователь, В. Марцишевский, что "Паскаль стремился программно выразить философские идеи во французском течении мысли"'.

Паскаль — парадоксальный философ не только в том смысле, что чрезвычайно  противоречив, но и в античном смысле этого термина: своеобразен до странности и неожиданности. Уже было указано на главное противоречие его мировоззрения — между разумом и верой, наукой и религией. В конечном счете оно многое объясняет в парадоксальном характере его философствования, многое, но не все. Большая или меньшая зависимость философии от религии (хотя бы только в форме деизма) была характерна для многих мыслителей XVII в.

Особое  место Паскаля в философии  этого периода, его противостояние существующей метафизике обусловлено  реальным противоречием, чутко им уловленным, между наукой и традиционной философией. Конечно, по сравнению со схоластикой  новая философия была ориентирована  на науку, эксперимент и практическое освоение мира. Однако в немалой  степени в ней сохранялись  и умозрительность, и абстрактность, и априоризм, особенно характерные  для рационалистических систем, что  как раз вызывало протест Паскаля-ученого, воспитанного в традиции конкретного  изучения действительности. Этим вызвана  его оппозиция философии Декарта, которую Паскаль называл "романом  о природе в духе романа о Дон-Кихоте". Таким образом, с одной стороны, Паскаль критиковал существующую философию  за ненаучность, а с другой стороны, за своеобразный культ науки в ней, т. е. по существу за сциентизм, если использовать более поздний термин. Так, Декарт (ранее Ф. Бэкон, особенно в его "Новой Атлантиде") наивно верил в возможность достижения человеческого счастья с помощью науки, разума, познания.

Паскаль с его трагическим миросозерцанием  подмечает противоречие между прогрессом научного знания и благоденствием человечества. Он с грустью констатирует, что  все успехи "отвлеченных наук" не сделали счастливее бедное человечество. В этой связи становятся понятными  два его критических замечания  в адрес Декарта в "Мыслях": "Написать против тех, кто слишком  углубляется в науки. Декарт"; "Декарт бесполезен и недостоверен'". Конечно, не вообще "бесполезен", а именно в решении человеческих проблем, равно как и другие философы, предложившие, согласно Паскалю, 288 различных  способов решения проблемы Высшего  блага человека (он использует классификацию  Варрона, взятую им из "Опытов" Монтеня). Подобное многообразие он считает верной приметой того, что философы в действительности не знают, в чем состоит Высшее благо людей.

Как личность, так и творчество Паскаля  как бы "окутаны" парадоксами. И сам он чрезвычайно привержен  парадоксам, выражая через них  свои наиболее сокровенные мысли  или противоречащие общепринятым мнениям  идеи. Нетрадиционный характер его  философии, "свежий" взгляд на вещи, умение видеть истину с разных сторон и через противоположности, склонность к афоризмам создают благоприятную  почву для "игры парадоксов" в  его произведениях. Паскаль хотел  донести истину не только до разума людей, но и до "сердца", обращаясь  к их чувству, воле, воображению. Для  него были важны не только строгая  логика изложения и доказательная  сила аргументов, но и простота, доходчивость, эмоциональная яркость в сообщении  истины. В "игре" паскалевских парадоксов нет ничего показного, вычурного или надуманного: они призваны более выпукло оттенить истину. Так, например, подчеркивая противоречивость человека, он говорит об его "величии в ничтожестве" и "ничтожестве в величии" или о бесконечности человека в самой его ограниченности ("бесконечность в малом") и т. д.' За эту приверженность парадоксам любил Паскаля Ф. Ницше и считал его своим учителем, кстати, не только в этой области, но и в других (в критике рационализма и сциентизма), развенчивая его, однако, за религиозный пиетет. Но если у Ницше "игра парадоксов" зачастую превращалась в "игру парадоксами" и носила вызывающе-бравирующий характер, то у Паскаля парадоксы обычно трагически серьезны.

Важно отметить также у французского мыслителя  связь парадоксов с его диалектикой. Ряд его парадоксов выражает диалектические противоречия, равно как эти последние  принимают форму парадоксов. Таковы парадоксы о человеке. Конечно, диалектика Паскаля исторически специфична и, на мой взгляд, не следует ее "притягивать" к более поздним типам диалектики (антитетике Канта или диалектике Гегеля), но скорее поставить ее в связь с диалектикой Николая Кузанского, о чем подробнее речь будет ниже. Если глубинную суть паскалевской диалектики составляет совпадение противоположностей, то формой ее выражения нередко оказывается парадокс. Условно говоря, "парадоксалистская диалектика" Паскаля является характернейшей особенностью его философии наряду с понятиями "сердца" и бесконечности, а также ее "экзистенциальным измерением" и принципиальной несистематичностью. Даже традиционное религиозное содержание его философии (идеи первородного греха, божественной благодати, искупительной миссии Иисуса Христа) как бы "тонет" в оригинальном философском контексте и приобретает нетрадиционное "звучание". Скорее Паскаль-философ "ведет" Паскаля-христианина, а не наоборот, равно как ученый в нем иногда превалирует над философом. Было указано на тесную связь его философии с новым временем и по ряду проблем ее устремленность в будущее, а также на значение его научной и литературной деятельности для формирования его философских взглядов. Теперь рассмотрим философско-теоретические истоки его мировоззрения, которые также обнаруживают специфику идейных симпатий и антипатий, "проблемное поле" его исканий.

Информация о работе Вопрос Жизни и смерти в философии Блеза Паскаля