Виды познания и его формы. Сенсуализм и рационализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:56, контрольная работа

Описание работы

Познание - это совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе. В истории философии вплоть до XIX в. определение понятия «познание» устанавливалось чаще всего путем сопоставления знания с мнением и верой. В XX в. познание тоже оказалось производным от знания, причем крен в сторону истинного, научного знания усилился. Наиболее приемлемым можно считать подход к познанию с позиции типов деятельности в пределах субъектно-объектных отношений. Деятельность субъекта расчленяется, как известно, на три основных типа: практическую, ценностно-ориентационную и познавательную.

Файлы: 1 файл

filosofia_kontrolnaya (1).docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

И.Кант, пытавшийся примирить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, что «всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...». Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины. Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм (как это было в классическом рационализме), но и форм созерцания — пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет свою силу лишь ценой принятия позициагностицизма, он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.

В философии Г. Гегеля началом и сущностью мира была объявлена абсолютная идея, или абсолютный разум, а процесс познания был превращен в самопознание разума, который постигает в мире своё собственное содержание. Поэтому развитие объективного мира предстаёт у Гегеля как чисто логический, рациональный процесс, а его рационализм приобретает характер панлогизма.

В буржуазной философии 19 и 20 вв. вера в неограниченную силу человеческого  разума была утрачена (позитивизм, неопозитивизм и др.); преобладающей становится критика классического рационализма с его идеалами могущества разума и ничем не ограниченной рациональной деятельности человека. Эта критика ведётся как с позиций иррационализма (например, во фрейдизме, который отстаивает ведущую роль нерациональных, подсознательных компонентов, в интуитивизме и экзистенциализме), так и в духе умеренного, ограниченного рационализма, связанного уже не столько с логической проблематикой познания, сколько с поиском социально-культурных оснований и границ рационализма (например, в концепциях М. Вебера, К. Манхейма).

Ограниченность и односторонность рационализма были преодолены марксизмом. Разрешение противоречия между эмпиризмом и рационализмом стало возможным на принципиально новых основах, разрабатываемых в теории познания диалектического материализма. Основным условием решения этой проблемы явился анализ процесса познания в органической связи с практической деятельностью по преобразованию действительности. «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Познание выступает как диалектический процесс активного целенаправленного  воспроизведения в системе идеальных  образов сущности вещей, явлений  объективного мира, включая человека и жизнь общества. В процессе познания достаточно четко просматриваются  две стороны - чувственное отражение  и рациональное познание Процесс  познания, как правило, имеет своим  исходным моментом отражение действительности с помощью органов чувств человека. Именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах  и явлениях внешнего мира.

Чувственное отражение  выступает в трех основных формах

1. Ощущения - это чувственные образы  отдельных свойств предметов

2. Восприятие целостный чувственный  образ объекта, непосредственно  воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны,  свойства этого объекта.

3. Представление - образное знание  о непосредственно не воспринимаемых  нами объектах, воспроизводимое  по памяти.

Формы рационального познания:

1 Понятие - это такая форма  мышления, в которой отражаются  общие и существенные свойства, связи и отношения предметов  и явлений.

2. Суждение  - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.

3. Умозаключение  - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.

Таким образом, познавательный процесс включает в себя две стороны чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны. Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете. В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т. к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.

Сенсуализм (от лат. sensu - чувство) (Д. Локк, Кондильяк и др.) абсолютизирует роль чувственного отражения, отстаивая тезис: нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах.

Сильная сторона сенсуализма заключается в подчеркивании роли чувственного познания как важнейшего источника первичной информации.

Слабая - в переоценке чувственного знания, в попытке свести весь процесс  познания к различным комбинациям  чувственных данных, принизить и  свести на нет роль мышления. В итоге сенсуализм всегда пасовал перед вопросом о природе общих понятий, перед математическими истинами и т. д.

Эти слабости сенсуализма активно использовал рационализм (от лат. ratio - разум) (Р. Декарт, Б. Спиноза, Лейбниц), принижавший в свою очередь роль чувственного знания и отводивший решающее место разуму, оторванному от чувственного отражения. Если сенсуализм в своей односторонности останавливает познание на полпути, на чисто опытных данных, то рационализм отрывает разум от его питательной почвы, от эмпирических фактов и тем лишает познание той базы, на которой единственно может строиться успешная работа познающего мир разума.

Таким образом, лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: Проспект, 2007.
  2. Большой энциклопедический словарь, в 2 т. – Т. 2. / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1991.
  3. Кемеров, В. Е. Современный философский словарь/ В.Е. Кемеров. – М.: Академический проект, 2004.
  4. Кохановский, В. П. и др. Основы философии науки/ В.П. Кохановский.- М.: Феникс, 2008.
  5. Кохановский, В. П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания): учебное пособие для аспирантов/ В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
  6. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1984.
  7. Спиркин, А. Г. Философия: учебник, 2-е изд./ А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2006.
  8. Философия науки: учебное пособие для вузов / Под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2007.

 


Информация о работе Виды познания и его формы. Сенсуализм и рационализм