В.И. Вернадский

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 17:25, реферат

Описание работы

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 17.55 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Истинное величие Вернадского  выясняется только теперь. Оно - в его  глубоких философских идеях, заглядывающих  в будущее, вплотную затрагивающих  судьбы всего человечеcтва.

 

Он родился в Петербурге в 1863 году, всего через два года после отмены крепостного права  в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской  либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его  двоюродный дядя - Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его  интересовали проблемы, связанные с  жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые  мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились  в памяти Вернадского и осознанно  или бессознательно повлияли на его  научное творчество.

 

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались  иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно  научную, на пятнадцати языках, а некото-рые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

 

Затем Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, где среди профессоров  находились светила русской науки: Менделеев, Бекетов, Сеченов, Бутлеров. Однако большее влияние на Вернадского несомненно оказал Докучаев, препо-дававший в университете минералогию. Молодой ученый неоднократно принимал участие в экспедициях по изучению почв Нижегородской гу-бернии под руководством Докучаева. Но сфера научных интересов Вернадского в то время не ограничивалась минералогией. Он занимался и достиг некоторых результатов также в геологии, кристаллографии, истории.

 

В то же время Вернадский искренне увлекся учением Толстого и разделял многие его сомнения. Однако Толстой не верил в то, что наука способна удовлетворить  стремление человека найти "смысл  жизни", примириться с неизбежностью  смерти, обосновать высокие моральные  принципы. Вряд ли подобные идеи были близки Вернадскому. В отличие от Толстого он всю свою жизнь сохранял веру в научное знание и стремился  найти ответ на множество вопросов бытия на основе логического анализа  фактов, достоверных сведений о мире и человеке.

 

В 1885 году Вернадский был  оставлен хранителем Минералогического  кабинета Московского университета. Работая на этом месте ученый много ездит, работает в химических и кристаллографических лабораториях, совершает геологические экспедиции. В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию и становится профессором Московского уни-верситета. В 1906 году его избирают членом Государственного совета от Московского университета. Два года спустя он делается экстраординарным академиком. По инициативе и под председательством Вернадского в 1915 году создается комиссия по изучению естественных производи-тельных сил России при Академии наук. В конце 1921 года Вернадский основал в Москве Радиевый институт и был назначен его директором. В 1926 году выходит его знаменитая работа "Биосфера", после чего он пишет массу исследований о природных водах, круговороте веществ и газах Земли, о космической пыли, геометрии проблеме времени в со-временной науке. Но главной для него остается тема биосферы - облас-ти жизни и геохимической деятельности живого вещества.

 

Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве всего  за несколько месяцев до победоносного  завершения Великой Отечественной  войны. Ему пришлось пережить три  революции в России и две мировые  войны. Но на его век выпали и не менее революционные открытия в  науке.

 

Но самое важное: для  Вернадского наука была средством  познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или  даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее  всех наук, вместе взятых. Он размышлял  и над природными объектами, и  над их взаимосвязями.

 

Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в  специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям  на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной  современностью.

 

И в центре этого новаторства - возрождение древней идеи о цен-тральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная при-чина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успе-хах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности,

 

Опьяненные невиданными  достижениями, большинство ученых тра-диционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя при-роды, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

 

Вернадскому при всей его  гениальности и невероятной работоспособ-ности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой са-мими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход воз-никшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не ло-кальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. "Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой сво-бодной личности, величайшего нам известного проявления ее космиче-ской силы, царство которой впереди",- вдохновенно писал Вернадский.

 

 

Философские подходы к  естествознанию

 

Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского  является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих рабо-тах по естествознанию раскрывает корни этого единства, значение орга-низованности биосферы в развитии человечества. Широк круг вопросов, затрагиваемых Вернадским в своих работах. Но везде он пытался найти то главное, что, по его мнению, имеет отношение к устройству окружаю-щего пространства в глобальном масштабе. Из всего частного он пытал-ся выделить то общее, что проясняло бы картину мира, в центре которо-го находится человеческий разум.

 

Рассмотрим, какие философские  мысли встречаются в естественно-научных работах ученого.

 

При изучении Вернадским "мертвого вещества", кристаллов и мине-ралов, он сумел уловить цельность, но неоднородность мира (пространства). Он исходил не из общих рассуждений, а осмысливал конкретные научные данные кристаллографии. Вернадский считал, что кристалл - это особая активная среда, особая форма пространства. Дру-гими словами: нет однородного пространства мира (всеобщего эфира), а есть множество его форм, состояний. Кристалл - одно из состояний, для которого характерна неоднородность физических свойств в разных на-правлениях. Точно также Вернадский пытался увидеть историческую роль минералов. Он считал минералы остатками тех химических реак-ций, которые происходили в разных точках земного шара; эти реакции идут согласно известным законам, и которые, скорее всего, находятся в тесной связи с общими изменениями, какие претерпевает Земля как планета. Вернадский пытался связать эти разные фазисы Земли с об-щими законами небесной механики. На основании этих скупых данных в виде осколков различных элементов он пробует понять развитие плане-ты и космоса.

 

Взгляд натуралиста проникал в глубины вещества, обнаруживал  в яв-лениях видимого мира скрытые соответствия, вызванные взаимодейст-вием атомов. Радиоактивные элементы, сила атомной энергии, по мне-нию Вернадского, определяют особенности поведения вещества земной коры в глубоких горизонтах. А на поверхности планеты решающую роль в геохимических процессах играют живые организмы и энергия Солнца, Земная кора, каменный покров планеты, имеет сравнительно небольшую мощность - в среднем около тридцати километров (что это в сравнении с диаметром Земли - более двенадцати тысяч километров!). Однако именно здесь, в земной коре, осуществляются могучие круговороты ве-щества, направляемые и движимые, с одной стороны (с поверхности планеты), лучистой энергией Солнца, с другой (из глубин) - энергией радиоактивного распада атомов. Живые существа задерживают часть солнечной энергии, достигающей поверхности планеты. Земные расте-ния как бы впитывают солнечные лучи, переводя в процессе фотосинте-за лучистую энергию в энергию синтеза сложных органических соедине-ний. Для Вернадского живые организмы предстали в новом свете - как особая геохимическая сила. Мыслители прошлого порой сравнивали жи-вые существа с пленкой, покрывающей земной шар, подобно плесени, обволакивающей круглый плод. Подчеркивалась "паразитическая" роль жизни, которая питается соками великолепного космического плода, на-зываемого Землей. В действительности роль жизни на Земле иная, ут-верждал Вернадский. Некоторая часть химических элементов планеты находится в состоянии рассеяния. Для них фактически не имеет значе-ния энергия связи, молекулярная. На первое место у них выходит атом-ная энергия. Но главная масса элементов земной коры концентрируется в виде месторождений полезных ископаемых, мощных пластов и рудных тел. Значит, существуют какие-то силы, определяющие накопление хи-мических элементов и противодействующие их рассеиванию. Одна из главных сил такого рода, по мнению Вернадского - живые существа.


Информация о работе В.И. Вернадский