Великий философ Клод Леви́

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 19:14, доклад

Описание работы

Клод Леви́—французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии , теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс, был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви— главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви— вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале.

Файлы: 1 файл

Клод Леви́.docx

— 22.86 Кб (Скачать файл)

Клод Леви́—французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии , теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс, был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви— главным раввином Версаля. В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви— вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. Изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса.  После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. После первого учебного года супруги Леви-Стросс совершили экспедицию к индейцам. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики». После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».

Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства». В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям. В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы.   В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году. В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября

Стремясь создать рационалистич. философию человека, Клод Леви-Стросс принципиально отверг субъективистский и психологизаторский подход экзистенциализмаи феноменологии и в поисках объективной основы знания обратился к социологии и этнологии. Посредством изучения жизни и культуры первобытных народов Клод Леви-Стросс надеялся найти решение проблем становления человеческого общества и формирования мышления. Поэтому даже его этнографические полевые исследования носили методический и методологический, а не узкоэмпирический характер,

Формирование структуралистских  представлений происходило у  Клода Леви-Стросса под влиянием различных источников: структурно-функциональных исследований социальных институтов первобытного обществава в этнографии, фрейдизма, гештальт-психологии, марксизма, структурной лингвистики.

Стремясь преодолеть недостатки традиционного рационализма и эмпиризма, Клод Леви-Стросс предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и  разума, — суперрационализм: его  главная идея в том, что универсальность  человеческой природы заложена в  подсознании, исследуя которое можно  получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки  — “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике (и во многом аналогичные  моделям антропологии) коренятся  в бессознательном, или в структуре  человеческого ума, В рамках своей  антропологической теории Леви-Стросс попытался наметить контуры общесоциологической  теории, предполагающей объяснение человека и человеческого общества.

Он говорит о необходимости  научной триады (этнографии, этнологии  и антропологии), позволяющей, начав  с регистрации конкретных фактов, перейти к первой стадии синтеза  путем сравнительного метода, а затем  к более высокой, конечной стадии синтеза — стадии структурной  антропологии, выявляющей структурные  элементы, совокупность которых составляет бессознательную структуру человеческого  разума.

Многоплановость характерна не только для содержательной стороны  сложной системы научных воззрений  Леви-Стросса, но и для эволюции его  научных исследований. В них прослеживаются три основных этапа: анализ структурной  организации первобытных племен; совершенствование понятийного  аппарата разрабатываемой им структурной  антропологии; рассмотрение особенности  “мышления дикарей” и сопоставительный анализ мифов американских индейцев для более детального и углубленного изучения универсальных структур, лежащих  в человеческом подсознании. Важнейшей  работой первого этапа явилась  диссертация “Элементарные структуры  родства” (1949). С помощью математика А.Вейля Леви-Строссу удалось  построить математические модели правил бракосочетания в архаических обществах  австралийцев. Позднее Леви-Стросс писал о возможности применения ЭВМ для исследования мифа. Он явился пионером использования математических моделей и ЭВМ в этнологии, его работы имеют существенное значение для математизации гуманитарного  знания.

Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя Леви-Стросс применил принцип  “взаимности”, предложенный одним  из учеников Дюркгейма Моссом, считавшим  этот принцип основой древнейшего  обычая обмена подарками. Введя его  в этнологию, Леви-Стросс стал рассматривать  ее как науку, исследующую разные виды обменов в человеческом обществе и тем самым сблизил ее с  науками, исследующими обмены сообщениями, в том числе словесными, — с  семиотикой и лингвистикой. В конечном счете Леви-Стросс склонился к  рассмотрению этнологии как части  семиотики.

Модели, выделенные посредством  структуралистского метода, не отражают эмпирической реальности и их не надо смешивать со структурами, которые  изучали исследователи первобытного общества Радклифф-Браун и Малиновский. Тем не менее эти модели реальны, хотя и не являются предметом непосредственного  наблюдения. “Чтобы достичь моделей, представляющих собой подлинную  реальность, надо выйти за пределы  конкретно воспринимаемой реальности”. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны самой природой, являясь “отображением биологического характера человеческого мозга”. Выявив структуру разума, мы выявим структуру физической реальности, сможем познать структуру Вселенной. Т.о. “антропология” Леви-Стросса решает проблему понимания не только человека и его культуры, но и природы. Структурализм  — не просто метод, но мировоззрение, особая философская система.

Ключевое место в творчестве Леви-Стросса занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии  мифа как важнейшей части структурной  антропологии (что не преуменьшает заслуг Проппа, положившего начало структурному анализу в этой области). Леви-Стросс считал, что мифол. сознание адекватно отражает “анатомию ума”, и поэтому придавал проблеме структуры мифа исключит, значение, поскольку ему так и не удалась попытка раскрыть структуру разума с помощью анализа брачных норм и систем родства. Леви-Стросс совершил переход от символич. теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики. В статье “Структура мифа” (1955) он не только пытается применить к фольклору принципы структурной лингвистики, но и считает миф феноменом языка. Функция мифа усматривается в примирении исходных противоречий с природой, причем эта задача не решается, а только отодвигается и сглаживается, поскольку противопоставление крайних полюсов не устраняется, а заменяется парой противоположностей менее далеких.

В “Мышлении дикарей” (1962) Леви-Стросс вслед за Дюркгеймом, но убедительнее, доказывает, что важнейшая  функция тотемизма заключается  в классификации природных и  социальных объектов. Мифол. мышление Леви-Стросс характеризует как способное  к обобщениям, классификации и  анализу, как вполне “научное”, логическое (в противоположность утверждениям Леви-Брюля) и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеч. цивилизации и, по своей логике, в  нек-рых аспектах предвосхитило  совр. естествознание. Мифол. логика оперирует  бинарными оппозициями типа небо/земля, день/ночь, правое/левое, причем обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление  бинарных оппозиций является важнейшей  стороной методики Леви-Стросса. Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, он показывает, что мифологичное мышление принципиально метафорично и  его смысл раскрывается в бесконечных  трансформациях образов. Леви-Стросс приписывает  бинарности универсальный характер, хотя механизм человеч. мышления не сводится к бинарным оппозициям — он несравненно  более сложен.

Основные темы “Мышления  дикарей” развиты в произведении “Мифологичные” (1964-71, 4 т.), где дан  скрупулезный анализ структуры сотен  мифов (сказок) амер. индейцев, обоснован  тезис об исконном культурном единстве всех индейцев Америки. В этом произведении Леви-Стросс переориентировался с языка  на музыку как образец мифа. Ссылаясь на Вагнера, анализировавшего мифы средствами музыки, он уподобляет миф муз. произведению и помещая его между языком и музыкой. Мифы, как и музыка, довольно близко воспроизводят универсальные  структуры бессознательного. В “Мифологичных” осуществлен полнейший переворот  в способах исследования повествоват. фольклора и мифологии. Леви-Стросс противопоставил свой метод доминирующей до сих пор историко-геогр. школе, акцентирующей внимание на миграционном характере мифов.

В одной из последних книг “Путь масок” (1979) он обратил внимание на исключит, сходство изображений  мифол. существ с гигантскими  высунутыми языками в искусстве  североамер. индейцев и в культурах  Юго-Вост. Азии. С разработкой социальной антропологии Леви-Стросс связывал опр. социально-утопич. представления: выяснение бессознат. структуры разума должно внести самый важный вклад в обеспечение будущего человечества. Полагая, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен, Леви-Стросс отдает тем самым дань идеализации “естеств. состояния дикаря” в духе Руссо (каменный век он называет золотым, а первобытное об-во считает способным противостоять разрушит, воздействиям истории). Он резко критикует “совр. об-во” и надеется в конечном счете реализовать надежды людей на жизнь без эксплуатации, без войн, в полном согласии друг с другом и в гармонии с природой. Этими упованиями Леви-Стросс снискал себе симпатии со стороны совр. представителей контркультуры и сторонников “близости к природе”, составивших со временем экологич. движение наших дней.


Информация о работе Великий философ Клод Леви́