Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 18:53, реферат

Описание работы

Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

Файлы: 1 файл

Контрольная по философии.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего профессионального образования

Московский государственный университет  путей сообщения (МИИТ) Волгоградский филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа №1

по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

    

   Рецензент:                                                                           Студент 1 курса

        _______________/   Артемьева В. В../                           Волгоградский филиал МИИТ

             (подпись)                                                                                      Алексеева.Н.Г

         «____»_________________2012 г.                                   шифр: 1332-пЭБс-2742

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2013

Введение

В истории философии творчество Рене Декарта (1596 - 1650) – одна из самых больших вершин, одно из величайших достижений. Важнейший принцип методологии исследования историко-философского процесса состоит, как известно, в том, чтобы в движении философских учений, систем, категорий, идей раскрывать борьбу материализма и идеализма. Борьба  эта не статична и весьма противоречива, она отнюдь  не лежит на поверхности даже открыто противостоящих философских учений и систем. Такая борьба была почти всегда неодноплановой и неоднозначной. Развитие ее обнаруживало углубление человеческого знания, усложнение сознания человека в его многообразных аспектах, в его отношении к природе и культуре. Особенность философского творчества Декарта в том, что в нем были сформулированы новые и материалистические и идеалистические положения. Тем самым борьба материализма и идеализма поднялась на более высокую ступень. И хотя сам Декарт в конечном счете склонился в сторону идеализма, он сообщил этой борьбе новый импульс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ ЭПОХИ И ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ  БИОГРАФИИ ДЕКАРТА

 

Свои произведения Декарт написал  в 20-40-х годах ХVII в., но уяснить  их содержание невозможно без учета  огромных изменений в европейской, и прежде всего западноевропейской, истории в период Возрождения, начавшегося  в Италии уже в ХIV в., а к концу  ХV - началу ХVI в. ставшего, можно сказать, общеевропейским явлением. Это были времена успехов раннебуржуазной  культуры, представленной богатейшим творчеством гуманистов. Как известно, ранее буржуазная по-своему социальному происхождению культура гуманизма,  концентрировавшаяся в городах, рождалась и развивалась в противостоянии культуре феодального, преимущественно сельского, застойно-иерархического общества. Идеологической основой этого общества была христианская религия с ее многочисленными догмами, так или иначе осмысляемыми в схоластических философских системах и построениях.

Если  попытаться предельно кратко сформулировать суть теоцентрическо-схоластического  мировоззрения, трудно найти более  подходящее слово, чем созерцательность, молитвенная покорность средневекового человека,  выражавшая его преимущественно  приспособительную позицию в  отношении природы и социального  мира. Философы-гуманисты, в большинстве  своем отнюдь не посягая еще на самые основы религиозности, вместе с тем решительно выдвигали на первый план человека с его многообразными телесными и духовными потребностями. Отсюда в общем активистская позиция  гуманистической философии, которая  в противоположность теологии и  схоластической философии, усматривавшим  смысл человеческой жизни в осуществлении  царства бога на земле, обосновывала идеал учреждения в посюсторонней  жизни царства самого человека. Такое  обоснование было как индивидуально-этическим, так и социальным. С течением времени, по мере успехов производственной деятельности и развития естественнонаучной мысли (особенно к концу ХVI - началу ХVII в.), идеал царства человека на земле  приобретал и научно-техническую  конкретизацию.

Рене  Декарт родился в Лаэ (городок  в провинции Турень) в семье  служилого дворянина 31 марта 1596 г. В 1606 г. он был отправлен отцом в  коллегию Ла Флеш – одно из лучших учебных заведений тогдашней Франции, за несколько лет до того основанное иезуитами с санкции Генриха IV. Юный Рене обучался здесь более девяти лет. По свидетельству зрелого Декарта, учебе в этой коллегии он был обязан весьма многим. Само возникновение такого учебного заведения являлось характерным явлением той эпохи.

Основное содержание программ обучения оставалось традиционным, "гуманитарным". В них предусматривалось прежде всего изучение древних языков. Латинским языком, остававшимся языком европейской науки и международного общения ученых, Декарт овладел в совершенстве (латынь стала, можно сказать, вторым его родным языком). Много времени отводилось в коллегии изучению произведений древних писателей, освоению правил риторики. Все это занимало более пяти лет учебы. Три последних класса считались "философскими". В древности и в средневековье философия включала в себя совокупность как собственно философских, так и конкретно-научных знаний -метафизику, логику, этику, физику и математику. В философской традиции католицизма господствовал аристотелизм, как он был преобразован крупнейшим из средневековых учителей католической церкви Фомой Аквинским (важнейшим элементом такого преобразования стала теснейшая связь метафизики с теологией и даже подчинение ее теологии). Физика в основном сводилась к аристотелевско-схоластическим умозрительным рассуждениям о природе. Важнейшей новацией, введенной иезуитами в программу обучения в коллегии Ла Флеш, было до вольно интенсивное изучение математических дисциплин. Это прежде всего геометрия и арифметика, главным образом в том их содержании, которое было изложено в Евклидовых "Началах", тогда уже хорошо известных и обработанных некоторыми математиками ХVI в. в целях преподавания. Вместе с математикой в коллегии преподавались и такие прикладные науки, как фортификация и навигация, поскольку некоторые ее выпускники шли затем на  военную службу. Весь  этот  цикл привлек особое внимание юного Декарта, обладавшего большими математическими способностями.

Многим  обязанный своему образованию в коллегии, Декарт  не был недоволен общим характером здешнего обучения, несмотря на новации иезуитов остававшегося в основе своей схоластическим. Стараясь преодолеть недостатки полученного образования, он продолжил учебу. Так, уже вскоре после окончания коллегии, в 1615 - 1616 гг., Декарт изучал право и медицину в университете города Пуатье и, сдав экзамены, получил степень бакалавра права. В дальнейшем, оказавшись в Голландии, он в 1629 г. записался в университет во Франекере как "студент-философ", а в 1630 г.- в Лейденский университет как "студент-математик". Но университетское образование не играло значительной роли в духовном развитии Декарта, ибо и в университетском преподавании преобладали схоластические идеи, концепции, теории. Свое отношение к ним философ выразил в сочинении "Рассуждение о методе", в котором он сообщает читателю некоторые важнейшие факты своей биографии. В конце I части Декарт пишет, что многие стороны книжной науки разочаровали его еще в коллегии.

В эпоху  средневековья основным источником мировоззренческого знания считалась  Библия – Священное писание, которое рассматривалось как откровение таинственного и вне природного бога. Толкование этого документа составляло главное содержание религиозно-философской мысли в многовековую эпоху духовно-идеологического господства церкви. Вместе с тем от культуры античности были унаследованы так называемые свободные искусства, часть которых - геометрия, арифметика, астрономия, музыка - в определенной мере осмысливала природные феномены. Поскольку их содержание почерпнуть в Библии было невозможно, в средневековой  теологизированной философии возникла концепция "двух книг", созданных богом. Одна из них - книга в собственном смысле, именуемая греческим словом " Библия". Другая – метафорическая "книга природы ".

Эта концепция  приобрела наибольшее влияние у  тех передовых философов эпохи  Возрождения, которые были заинтересованы главным образом в исследовании природы. Декарт, еще не ступив на путь этого исследования, уже с самых  молодых лет стремился к такой  науке, которая постигает истину, погружаясь в " великую книгу мира". Вместе с тем он писал, что будет  черпать истину и в самом себе. И это не менее важно, чем его намерение извлекать истину из "книги природы". Тем самым Декарт выражает неприятие схоластической учености, переполнявшей множество опусов, содержание которых приходило во все более кричащее несоответствие с запросами жизни. Вместе с тем стремление Декарта искать истину в собственном сознании выражало интеллектуальную зрелость человека Нового времени – по своей социальной сути уже главным образом буржуазного человека, полагавшего, что, хотя духовная жизнь общества невозможна без Священного писания, истина в деле познания природы, как и самого человека, может быть найдена лишь на путях их исследования и самостоятельных размышлений. К сказанному следует добавить, что познание "книги мира", с одной стороны, и обретение истины в собственном сознании - с другой, были теснейшим образом связаны друг с другом.

"Великую  книгу мира" молодой Декарт  изучал, наблюдая жизнь других  западноевропейских стран. В 1618 г. он прибыл в Нидерланды. Эта  страна, незадолго перед тем завоевавшая  политическую независимость от  феодально-абсолютистской и католической Испании (хотя военные действия еще продолжались), на несколько десятилетий, пока Англия не совершила свою буржуазную революцию, стала экономически самой передовой страной мира. В этой в сущности исторически первой буржуазной республике процветала внутренняя и международная торговля, развивалось мануфактурное производство, городское население превышало сельское. Наряду с интенсивностью экономической жизни Нидерланды отличались самой свободной и многосторонней в тогдашней Европе духовной жизнью. Здесь воцарилась наибольшая в тех условиях религиозная веротерпимость (все же при господстве протестантско-кальвинистского вероисповедания), атмосфера которой весьма благоприятствовала и развитию научных знаний. Здесь, в частности, издавались произведения,  внесенные в католических странах в папский "Индекс запрещенных книг" (например, труды Коперника и Галилея сразу после их запрещения). Совершенно закономерно, что в Нидерландах находило убежище множество невольных и вольных изгнанников из других стран Европы. Немало было здесь и французов. Декарт в качестве добровольца поступил в протестантские войска. Французский дворянин, однако, отнюдь не собирался стать профессиональным военным(как это делали многие его соотечественники в тех же Нидерландах, состоявших тогда в фактическом союзе с Францией). Поступление в военное училище в Бреде – одно из действий молодого Декарта по изучению "великой книги мира".

В том  же 1618 г. он познакомился с Исааком  Бекманом, доктором медицины, весьма осведомленным  в математике, не чуждым и других естественнонаучных знаний. Поводом  к их знакомству послужила одна трудная  математическая задача, условия которой  Бекман сообщил Декарту, блестяще решившему  ее. Знакомство молодого француза, только вставшего тогда на порог своей  научной деятельности, со старшим (на восемь лет) и уже сложившимся  голландским ученым переросло в  весьма плодотворную для обоих научную  дружбу. Уже в конце 1618 г. Декарт написал  свое первое произведение – "Трактат о музыке", который он посвятил Бекману. В 1619 - 1621 гг. в том же качестве вольнонаемного офицера Декарт находился в разных местах Германии, Австрии, Богемии, Венгрии. В 1622 - 1628 гг. он жил во Франции, в основном в Париже (в 1623 - 1624 гг. совершил длительное путешествие в Италию, куда ехал через Швейцарию, побывал в Риме). Эти годы стали временем дальнейшего созревания его научного и философского таланта.

Тому  во многом способствовали связи Декарта  с французскими учеными и философами. Особо важную роль сыграла завязавшаяся в конце 20-х годов дружба с Мареном Мерсенном (1588 - 1648) - весьма показательным мыслителем и деятелем эпохи. Окончив ту же коллегию Ла Флеш (на два года раньше Декарта), Мерсенн в дальнейшем стал монахом францисканского ордена и провел более двадцати лет в одном из парижских монастырей. В то же время он был преподавателем философии и теологии и написал много трудов не только по этим предметам, но и по математике, механике, физике, музыке. Мерсенн стал организующим центром для французских (и некоторых иностранных) ученых, с которыми он находился в длительной переписке (или был посредником в их переписке). Поскольку тогда еще не было научных журналов, такая переписка стала необходимым условием развития науки. В дальнейшем, во время многолетнего пребывания Декарта в Нидерландах, Мерсенн был основным его корреспондентом в Париже. Кружок ученых, образовавшийся вокруг него, впоследствии (уже после смерти его и Декарта) превратился во Французскую академию наук. Наилучшие условия для дальнейшего развития и литературного оформления своих научных и философских мыслей Декарт видел в Нидерландах, куда он и переселился осенью 1628 г. Средства позволяли ему снимать квартиры и дома в различных городах и сельских местностях этой страны. Он многократно менял места своего пребывания, следуя девизу "Хорошо прожил тот, кто хорошо утаился" (почерпнуто у Овидия). Лишенный собственного семейства, Декарт с головой ушел в научную работу. Радость жизни стала для него прежде всего радостью мысли в поисках истины. В одном из последних своих писем (31 марта 1649 г.) философ, заметив, что здоровье тела - величайшее из человеческих благ, о котором забывают, когда оно есть, писал, что "познание истины - это как бы здоровье души: когда ею овладевают, о ней больше не думают". В Нидерландах Декарт пробыл более двадцати лет (за это время он трижды наведывался на родину, где находился в общей сложности менее года). В Нидерландах были созданы и опубликованы все основные его произведения. Назовем главные из них.

Это прежде всего "Правила для руководства  ума", написанные в 1627 - 1629 гг. (работа не окончена и при жизни Декарта  опубликована не была). Как видно  из самого названия, это методологически  заостренное произведение. Сразу  же после своего переезда в Нидерланды Декарт начал работать и над большим  конкретно-научным (и вместе с тем, конечно, философским) произведением, которое он собирался назвать "Мир". На основе сложившихся у него принципов  механики он задумал нарисовать здесь  картину всего мироздания. Летом 1633 г., когда работа была почти закончена, Декарт узнал о том, что папская  инквизиция в Риме осудила опубликованный в 1632 г. замечательный труд Галилея "Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниковой", а самого автора наказала. Это осуждение произвело на Декарта тяжелое впечатление, ибо его "Мир" был написан на основе тех же принципов, что и произведение Галилея. Хотя на Нидерланды как на страну в основном протестантскую угрозы римской курии и инквизиции не распространялись, Декарт, остававшийся католиком, отказался от публикации почти готового труда. Здесь проявились присущие Картезию (его латинизированная фамилия) осторожность и сдержанность. Эти качества философа соответствовали духовному климату той исторической эпохи, когда самой мощной идеологической силой оставалась религия. Правда, Декарт мог бы опубликовать свой труд, устранив ряд принципиальных положений, сближавших его с трудом Галилея, но такого рода операция исказила бы произведение, и он предпочел его не публиковать.

Информация о работе Важнейшие черты эпохи и основные факты биографии Декарта