Шпаргалка по "Русской философии 20 в."

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:26, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Русской философии 20 в.".

Файлы: 1 файл

voprosy_k_EKZAMENU_po_IRF.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

14. Общая характеристика развития философии в 20-е годы. «Философский пароход» и его последствия.

Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия развивалась,как советская философия,она имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии. Философия постепенно превратилась в служанку политики Это становится возможным в условиях:-отсутствия свободы интеллектуального творчества -жестокого контроля со стороны государства и правящей партии -использования философии для идеологического обоснования практики советского строя и перспектив его исторического развития. Большое влияние на советскую философию В.И. Ленин, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. «О значении воинствующего материализма».Эта статья призывает разоблачать и преследовать всех идеалистов, руководствоваться воинствующим атеизмом, крепить союз с представителями передового естествознания и систематически изучать гегелевскую диалектику с материалистических позиций. с 1922 - 1930 гг. Это время, когда идеологические тиски уже были, но ещё не сжались.Был основан философский журнал «Под знаменем марксизма», для дискуссий и споров. В 1925 г. была впервые опубликована работа Энгельса «Диалектика природы», где систематически был изложен диалектический материализм. Это послужило стимулом для внутрипартийной философской полемики,между механистами и диалектиками.-механисты (во главе с Н.И. Бухариным)•подчеркивали материализм диамата за счет диалектики, которую считали лишь подсобным методом •защищали автономию естественных наук против философской диктатуры. •в идее развития более подчеркивали эволюцию, чем качественные скачки и революцию. -Диалектики (профессор Деборин) считали именно материалистическую диалектику главной сутью марксизма.

Тогда же, в 20-е годы, в  России работают такие ставшие впоследствии знаменитыми авторы, как Михаил Бахтин («Философия поступка», 1921 г.), Алексей  Федорович Лосев (с 1927 по 1930 гг. Им написано восемь томов произведений),  Густав Густавович Шпет, Лев Семенович Выгодский, создавший культурно- историческую теорию развития психики.

Изгнание выдающихся представителей русской культуры и науки,замедлило и ослабило развитие научных гуманитарных знаний, отрицательно повлияло на состояние учебной и научной инфраструктуры, затруднило контакты с мировым научным сообществом.

Акция "философских пароходов " была проведена по инициативе Ленина и Дзержинского. На пароходе выехали: Бердяев, Степун, Лосский, Карсавин,Булгаков, Сорокин итп.

Сохранение и развитие русской культуры поставило эмиграцию 20-х годов в положение культурного феномена.Стало развиваться Печатное слово: газеты, книги, журналы – все это было эффективным, но и практически единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций.Анализ с позиций сегодняшнего дня,показывает что благодаря высылке остались в живых ученые, которые внесли существенный вклад в развитие мировой науки, техники и искусства.историки Русского Зарубежья: «Благодаря Ленину, Зарубежная Россия получила когорту блестящих ученых и интеллектуалов, чья деятельность призвана была заложить основы культуры русской эмиграции».Многие изгнанники, находясь за границей, вошли в число выдающихся ученых XX века: П.Сорокин стал «отцом» американской социологии, Н.Бердяев оказал существенное влияние на умы всей Европы, основал Религиозно-Философскую академию, публикует журнал Путь, С. Н. Булгаков возглавлял Православный Богословский Институт в Париже, Л. П. Карсавин организует Русский научный институт, Н. О. Лосский создает выдающие труды по этике и теории познания, повлиявшие на развитие многих философских школ. Существенно здесь то, что мысль, свободная мысль, была сохранена, и диалог с ней продолжается до сих пор.

15. Философские дискуссии 20-х годов: философские взгляды «механистов».

Механисты – группа сов. философов (Аксельрод, Варьяш, Сарабьянов, Скворцов-Степанов, А. К. Тимирязев и др.), в работах и выступлениях к-рых в 20–30-е гг. имели место отступления от принципов диалектич. материализма к механистич. истолкованию явлений природы и общества. "Механицизм" в сов. философии 20-х гг. являлся гл. опасностью. Существо отступлений "М." от диалектич. материализма к механистич. т. зр. состояло в отрицании философии как науки, игнорировании ее значения для естествознания. Высшие, сложные формы движения "М." сводили к относительно более простым, а в конце концов – к механич. движению. В соответствии с этим они считали, напр., что явления жизни в конечном счете сводимы к физико-химическим процессам. Учению диалектич. материализма о единстве и борьбе противоположностей "М." противопоставляли "теорию равновесия" и в соответствии с ней рассматривали скачки как "процессы нарушенного равновесия". "М." по существу отрицали объективный характер качества, считая, что оно создается активностью сознания. "М." отрицали также объективное существование случайности как формы проявления необходимости, утверждая, что "мы говорим о случайности в том условном смысле, что мы не можем объяснить все, что происходит в мире..." 1925–29, подверглись критике на широких науч. дискуссиях и в печати. Аксельрод-Разделяя некоторые идеи "механистического" понимания мира, представляла себе марксистскую философию как самостоятельную сферу исследования и не сводящуюся к выводам положительных наук; философия марксизма - это мировоззрение, основными составными частями которого являются диалектический метод, теория мышления, философия природы и философия истории.В отличие от деборинцев Аксельрод усматривала главную задачу философов-марксистов в применении общих диалектических принципов к конкретным явлениям. В этом смысле она говорила об эмпирическом характере диалектического материализма.Диалектический материализм существует для науки, а не наоборот;Большое внимание уделяла она и этической проблематике, доказывая в обстановке господства морального нигилизма, вульгарных толкований классовости морали, что есть общеобязательные законы права и нравственности,и что марксист не может пренебрегать нравственными принципами. Тимирязев Чтобы эффективно бороться с идеализмом, нужно стоять на почве диалектического материализма, но одновременно быть во всеоружии современного естествознания. С помощью материалистической философии необходимо, вытеснить из науки "качественников"-виталистов, "мистическую жизненную силу", а для этого следует применять в изучении живого организма физико-химические методы. Ошибки деборинцев он усматривал в том, что они не извлекали диалектические законы из природы, а предписывали их ей. Между науками, полагал он, с одной стороны, имеется связь и непрерывность, что делает возможным переход одной науки в другую, с другой - различие. Как физик Тимирязев предложил решение проблемы взаимосвязи движения и равновесия (покоя), истолковав равновесие как особый случай движения. Скворцов-Степанов  "Исторический материализм и современное естествознание" "Диалектический материализм и деборинская школа" Для марксистов, считал он, не существует "самостоятельной области философствования", отдельной и обособленной от науки, со своими особыми, "специфическими методами исследования". Материалистическая философия для них - это "последние и наиболее общие выводы современной науки", которые она делает частью своего собственного миропонимания и миросозерцания. Скворцов-Степанов был убежден, что естествознание (и история) уже настолько впитало в себя диалектику, что весь "философский хлам", за исключением чистого учения о мышлении, стал излишним и растворился в положительной науке. В природе, полагал он, есть сферы, где действуют только законы механики, но есть сферы, где они оттесняются на другой план "высшими законами", однако между живой и неживой природой нет абсолютной грани. В гегельянизированной философской концепции Деборина и его школы он усматривал угрозу априоризма. Сам он настаивал на признании непосредственной связи познания с практикой, с экспериментом, промышленностью и сельским хозяйством. В острой полемике Скворцов-Степанов не избежал вульгарностей и политических ярлыков, намеков на "правую опасность" в деборинской школе, считая, что последняя, интерпретируя философию как абстрактную науку, ничего не может "дать" практике. Сарабьянов "Исторический материализм"; "Введение в диалектический материализм"; "В защиту философии марксизма". В понимании предмета философии в ее соотношении с мировоззрением и наукой он близок к А. К. Тимирязеву и Скворцову-Степанову. Материализм есть мировоззрение, но это не представление о мире вообще как о бесконечном целом, а монистическая картина мира во всем его разнообразии, во всей сложности и схожести вещей и процессов, картина, заполненная конкретным содержанием; метод же - это мировоззрение в действии. В теории познания Сарабьянов взял за исходный пункт иероглифизм Плеханова, концепцию знакового характера знания, но соединил ее с теорией отражения, считая, что современный материализм согласен с тем и другим, но обе точки зрения ограничивает. Сарабьянов разделял взгляд Плеханова на субъективный характер как ощущения, так и знания в целом, но критиковал его за то, что тот придавал самостоятельное значение формальной логике. Он выступал против канонизирования деборинцами Спинозы и Гегеля, критиковал тезис Деборина о спинозовской субстанции как материи, призывая подвергнуть метод Гегеля "самой серьезной критике", чтобы не подменять, как делали деборинцы, материалистическую диалектику идеалистической, спекулятивной гегелевской. В 30-х гг. Сарабьянов "разоружился" и резко критиковал "механицизм".

Варьяш "Формальная и диалектическая логика" "История новой философии""Диалектика у Ленина»; "Логика и диалектика" внимания Варьяш уделял проблеме соотношения формальной и диалектической логики. В принципе он остался, вслед за Плехановым, сторонником "двух логик", концепции мышления по правилам формальной логики как частного случая диалектического мышления, при этом он полагал, что аксиоматическая логика, логистика, теория формального умозаключения являются той основой, на которой можно создать настоящую, подлинную диалектику, хотя формальная логика не снимается диалектической логикой. Под последней он понимал общую теорию мира, а ее законы считал законами самого мира, а не правилами верного употребления разума. Фактически он занимал позицию, близкую к точке зрения Гегеля. Критиковал Деборина за возрождение идеалистической диалектики Гегеля. Утверждал, что те, кто отрицает сводимость законов жизни к физико-химическим началам, становятся на позиции витализма. Он признавал отличие живого от неживого, хотя считал жизнь сложным синтезом физико-химического характера, осуществляемого, правда, только при особых условиях.

16. Философские дискуссии 20-х годов: философские взгляды «диалектиков».

Диалектики" Так именовали себя Деборин и его единомышленники, которых характеризовали как "формалистов" и даже "меньшевиствующих идеалистов". Деборин "Ленин как мыслитель"; "Очерки по истории диалектики"; "Философия и марксизм"; "Диалектика и естествознание" ; "Современные проблемы философии марксизма"; "Ленин и кризис новейшей физики" и др.

Деборин как философ  сформировался в дооктябрьский  период, стоя на позициях плехановского философского объективизма и трактуя философию большевиков как выражение субъективизма и индивидуализма. В работах Деборина превалировало не конкретно-научное, а абстрактно-философское видение мира, он исходил из примата философии в марксизме. Под методом он понимал не движение субъективного мышления, не средство получения нового знания, а сокращенное выражение теории. Не отличаясь от своего предмета, метод перерастает у него в конечном счете в философскую систему. Диалектический материализм как "система" носит, по Деборину, синтетический характер. Объективизм и онтологизм Деборина, выразившиеся в недооценке им роли теории познания, приняли конкретную форму субстанциализма.,современное естествознание, считал Деборин, подошло к проблеме целого, субстанции, единства противоположных определений действительности.Диалектический материализм берет, полагал Деборин, за основу бытия изменчивую и движущуюся материальную субстанцию, реальный субстрат, материю как субстанцию со всеми формами ее проявления (пространство, время, масса и т д.), выступающую как причина самой себя, как творящая сила мира, отдельных вещей, ступенью развития которой являются жизнь и мышление.

Во всех построениях  Деборина заметно влияние философии  Гегеля. По Деборину, наиболее общие  формы или законы - это, с одной стороны, основные понятия всякого научного мышления и с другой - формы бытия, реальные объективные принципы. Свое основное отличие от "механистов" Деборин видел в утверждении, что в органической природе есть процессы, противоположные процессам неорганической природы, есть свои специфические закономерности, не сводящиеся к законам физики и химии, хотя многие из "механистов", говоря о сведении закономерностей живой природы к законам физики и химии, в той или иной форме признавали специфические законы органической жизни. Деборинская концепция взаимоотношений между философией и науками вытекала не только из характеристики особенностей этой философии как системы, но и из оценок идеологической, мировоззренческой обстановки в конкретных науках. Деборин был убежден, что до конца философии еще далеко. Он считал, что современные конкретные науки пронизаны идеализмом, что крупнейшие физики ударились в мистику, спиритуализм и тому подобную "чертовщину.Но к началу 30-х гг. деборинская группа перестала удовлетворять партийное руководство. Карев "Марксистская критика и критика марксизма" "Проблема философии в марксизме" "Тектология или диалектика".Как и для Деборина, для него характерно апологетическое отношение к Гегелю, метод которого он называл материалистическим, ссылаясь на мысль Энгельса и Ленина о том, что гегелевская философия - это материализм, поставленный на голову. Подобно Деборину, Карев доказывал, что материалистическая диалектика перерастает в мировоззрение. Метод и мировоззрение представляются тождественными и вместе с тем различными: мировоззрение - это метод в единстве со всей совокупностью переработанных посредством него реальных знаний. Философия в таком случае становится особой наукой, проникающей в другие науки и "управляющей" ими. При этом Карев полагал, что перед философией стоит задача "критики ненаучного в науке". Соглашаясь с критикой "механистов" в адрес виталистов, он тем не менее упрекал их за то, что они отрицали качественное своеобразие особой формы движения - живого вещества. Луппол "Ленин в борьбе за диалектический материализм" "Ленин и философия. К вопросу об отношении философии и революции" "На два фронта". Марксизм, доказывал он, это не только "социальная философия". Его составной частью является диалектический материализм - общая как для общественных, так и для естественных наук методология. Материалистическая диалектика - это методология знания на основе действия и методология действия на основе знания. Он считал естественным, если диалектика как метод переходит в диалектический материализм как мировоззрение. Философия получает право в качестве науки в науках, в качестве методологии научного знания. Идея субстанции понимается Лупполом как абстракция "от бесконечного числа конечных материальных, вне сознания существующих предметов". Соответственно онтологизируется диалектическая логика, которая имеет своим истоком вторую книгу гегелевской "Логики", а именно учение о сущности. Считая, что термины "механисты" и "диалектики" являются неадекватными, Луппол выдвинул термины "материалисты-эмпирики" и "материалисты-диалектики", что более точно отражает суть процессов, протекавших в советской философии 20-х гг. Стэн "Об ошибках Гортера и тов. Степанова""Марксизм и ленинизм" "Ленинизм или троцкизм?"Именно Стэн открыл в 1924 г. публичную дискуссию с "механистами", когда подверг критике Скворцова-Степанова. Основную задачу марксистской философии он усматривал в том, чтобы выработать научную методологию, которая рассматривает с материалистической и диалектической точки зрения все явления природы и истории в их взаимной связи и развитии. Отмежевываясь на словах от философских систем, как и другие деборинцы, он фактически интерпретировал материалистическую диалектику в духе системно-онтологическо-мировоззренческой модели и видел главную задачу в том, чтобы "дать систематическую разработку теории материалистической диалектики". Вместе с тем он выступал против того, чтобы на философов возлагались задачи, которые должны решать представители конкретных наук, против бессмысленных требований, чтобы философ был в одинаковой степени экономистом, аграрником, естественником-физиологом.

17. Общая характеристика развития философии в 30-40-е годы. Философия и политика.

1930 г . — начало политического,  идеологического ожесточения режима  и развернутых репрессий против всякой попытки самостоятельного решения. В беседе с членами бюро партячейки Института красной профессуры в декабре 1930 г. Сталин "рекомендовал","разворошить" все, что написано деборинской группой, "разбить" все ошибочное. В области философской постановление предписывало борьбу на два фронта: с механистической ревизией марксизма и с идеалистическим извращением марксизма "деборинской школой". Выделялись также задачи разработки ленинского этапа развития диалектического материализма, критики антимарксистских и антиленинских установок в философии, общественных и естественных науках, а также разработка теории материалистической диалектики, вопросов исторического материализма в тесной связи с практикой социалистического строительства и мировой революции. Последствием всех этих установок явилось то, что по сравнению с 20-ми гг. во много раз возросли словесное политиканство, вульгаризаторство и утилитаризм. Философию как форму политики трактовали М. Б. Митин, П. Ф. Юдин, В. Н. Ральцевич. Под вопрос была поставлена центральная проблема 20-х гг. - разработка теории материалистической диалектики.

30-е годы - это годы  навешивания хлестких обвинительных  ярлыков. Так, Бухарина Митин  называл "кулацким идеологом", "реставратором капитализма". Фактически в духе прежнего панфилософизма, системно-онтологическо-мировоззренческой модели интерпретации философии марксизма написаны обобщающие статьи по философии в Большой Советской Энциклопедии, Малой Советской Энциклопедии, учебник диалектического материализма (1933) под редакцией М. Б. Митина, статьи и брошюры философов, ставших в 30-х гг. ведущими в советской философии. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что статья "Философия" в Большой Советской Энциклопедии, написанная в основном "меньшевиствующим идеалистом" Я. Э. Стэном, вышла за подписями М. Б. Митина и А. В. Щеглова. Расширительная системно-онтологическая модель философии марксизма, сформировавшаяся в 20-е гг. прежде всего в деборинской школе, в 30-е гг. упрочила свои позиции, несмотря на беспощадную критику "меньшевиствующего идеализма".

Уже в 20-е гг. в советской  философии возник вопрос, готовы ли конкретные, особенно естественные, науки  взять на себя разработку тех общих  проблем научного мировоззрения, которые  раньше разрабатывались под эгидой философии. Речь шла, в первую очередь, о том, стало ли естествознание сознательно-диалектическим и материалистическим, чтобы сыграть такую роль, или философия по-прежнему должна руководить науками, "управлять" ими. В таких условиях наиболее "практичной" для политического руководства страны выступила такая концепция предмета и структуры марксистской философии, которая обеспечивала бы непосредственное мировоззренческое и методологическое руководство всеми естественными и общественными науками. Против истолкования философии марксизма в духе панфилософизма в начале 30-х гг. выступил Д. Б. Рязанов. Он критиковал тех, кто выпячивает философию односторонним образом, как на всеобъемлющую науку, которая дает решения всех конкретных вопросов практической жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Русской философии 20 в."