Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 16:05, шпаргалка

Описание работы

Древнекитайская философия.
Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.
Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.
Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.
Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.
Древнегреческая философия. Платон.
Древнегреческая философия. Аристотель.
Средневековая философия.
Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт.
Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.
Философия Французского Просвещения.
Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
Гегель.
Фейербах.
Кьеркегор и Шпенглер.

Файлы: 1 файл

Filosof.doc

— 69.50 Кб (Скачать файл)

Фома Аквинский.

  • связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.
  • Мироздание  в качестве иерархий построено Богом.
  • Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

  • весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр и внеш опыту.
  • В Бога надо верить!
  • Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!
  1. Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт..

16-17 века.

Бэкон.

  • материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.
  • Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.
  • Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра – в том что многие видят нереалистичную картину мира.
  • Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.
  • Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:
  1. наблюдение фактов
  1. их систематизация и классификация
  2. отсечение ненужных фактов
  3. проверка
  4. обобщение
  • Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!

Декарт.

  • придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???
  • Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное. Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).
  • В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д).
  • Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит я существую.»
  • О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.
  • Метод дедукции

 

  1. Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:

  • Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог – причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.
  • Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.
  • Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то есть есть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.

Лейбниц.

  • все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.
  • Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная  - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за чеорвеческого страха.

  1. Философия Французского Просвещения.
  • 18 век.
  • Проблема человека, гуманизм.
  • Отвергали дуалистич. трактовку природы человека, говорили о материальном единстве: теснейшая зависимость всех психич процессов от состояния тела. Смерть тела – прекращение всей психич деятельности.
  • Человек – инструмент природы, способный ощущать, чувствовать и мыслить. Подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека. Гельвеций: роль личного интереса в деятельности людей. Но не эгоизм, а «правильно понятый личный интерес».
  • Гуманизация межличностных отношений.
  • Дидро – стремление к добродетели. Морал. воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель, формирует высокие нравственные качества.
  1. Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.
  • основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности
  • впервые не характер и структура познаваемой субстанции, а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания
  • анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя их самого субъекта.
  • В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологич особ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост. принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надындивидуальное начало.
  • Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемой философии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.
  • Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.
  • Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений все зависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.
  • Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, где разумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.
  1. Гегель.
  • разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).
  • В основе рац познания лежит диалектическая логика.
  • Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.
  • Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.
  • Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания  - постоянно пока не получится высший синтез.
  1. Фейербах .
  • в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!
  • Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.
  • Человек – часть вечной природы.
  • Человек – психофизическое единство души и тела.
  • Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.
  • Человек  - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.
  • Фейербах: ощущения – единственный источник познания.
  1. Кьеркегор и Шпенглер.

Кьеркегор:  неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры.  В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"