Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на следующие вопросы:
1. Философия и мировоззрение. Сущность мировоззрения, его структура и роль в жизни человека.
2. Исторические типы мировоззрения. Генезис философского мировоззрения и его особенности.
4. Основные направления в философии и критерии их выделения.
7. Философия Сократа. Платона и Аристотеля.
9. Основные черты средневековой философии.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Космология и физика. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель).

Физика. Одним из важнейших принципов  явл. учение о целесообр. в природе. Этот принцип распростран. на все бытие и даже на бога. Эта целесообр. является внутренней и бессознательной целес. природы. Примеры целесообр. видел в росте организмов.

Общественно полит. теории А. Научное созерцание есть высшая доблесть, наиболее соверш. вид блаженства. Созерц деятельность разума сущ. ради себя самой, не стремится ни к какой внешней цели и закл. в себе ей одной свойственное наслаждение. Наилучший из всех классов - земледельческий., однако они в силу своего образа жизни и территор. распыленности не могут активно вмешиваться в вопр. управления, Этим делом должны заним среднезажиточнуе классы общесва.

А разлачает 3 хор. и 3 плохих формы  управления гос-вом. Хорошими он считает  формы, при кот. исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основ. на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия.

 

 

  1. Ф-ия эпохи эллинизма.

 

  1. Основные черты средневековой ф-ии.

Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очигами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характер. становлением христ. догматики в услов. формирования евр. гоуд. в р-те падения Римской империи. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф. была объявлена слкжанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион. аппара для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название “схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Еще в 5 в.(христианство уже гос. религия  в Греции и Риме) было сильно влияние  фил. неоплатонизма, враждебного христианству. (Нехрист. ф. школы были закрыты по декрету имп. Юстиана в 529г.) При этом одни хр. идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию учений ф. идеалистов древности. Так возникла лит-ра апологетов (защитников) христианста, а за ней возн. патристика - соч. отцов церкви, писат., заложивших основы ф. христианства.

Со 2в. Гр. апологеты обращ к императорам, преследовавшим хр. Они стрем доказать, что хр. поднимает такие вопр. кот. ставила и предшеств. гр. фил., но дает более оверш их разрешение. Видный апологет - Тертулиан (из Карфагена, 2в.) - сущ. непримиримое разногласие между религией, бож. откровением, свящ. писанием и чел. мудростью. Не создав ф. систем ап. однако наметили круг вопросов, кот. стали основными для хр. ф. (о боге, о творении мира, о прир. чел и его целях).

Наиболее влият. из отцов церкви - это Августин (354 -430, род. в Тагесте -африк. Нумидия) Доказывал, что бог явл. высшим быием, Бог сотворил мир из ничего по своей доброй воле, а не по необходимости. Мир предствляет собою непрер. лестницу существ, восхолдящую к создателю. Особое место занимает чел., кот соединяет прир. мат тела и обладает разумн. душай и своб. воли. Душа нематер, бессмерна. Субъективно чел действует свободно, но на самом деле все, что он дел., делает через него бог.

Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период хрелости(13в) 3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось , что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их. Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования требов. изощренная логика.

Одним из важных ф. вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому пов. известен как спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.

1.общие роды (унив.) сущ. реально,  независимо от чел. - реализм.(Иоанн  Скот Эриугена, Фома Аквинский) 3 вида сущ. универсалий: (троякость существования) “до вещей” в бож. разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” - в чел. разуме как р-т абстракции. - умеренный реализм ( сущ и крайний реал. - общее сущ. только вне вещей -Ансельм). П. Абеляр - сущ. только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отнош к многим вещам,  наше утвержд. относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предпол. реальность общих понятий в уме бога. Это образцы по кот бог творит вещи.

2.Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Они суть только имена.(Росцелин).  Сущ. только индивидуальное и только оно может быть предм. познания. - номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее  сущ. только в уме чел.. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмлтрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о лог. и псих. актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты.

Главные представители схол.  Альберт Больштедский, Фома Аквинский, Дунс Скот и Раймунд Луллий.

А.Б. - 13в. Проводил иссл. в науках о  прир.,  защищ. ф. против богословия.  В вопр. о универс. - умереный реалист (см. п.1) Отношение между верой и разумом - некот. догматы непостижимы для разума, например о 3 лицах бога.

Ф.А.(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднаго Арист. канонизировал хр. поним. соотношения идеального и матер. как соотн. изначального принципа формы с неустанововш. принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и матер. рождает мир индив. явлений. Душа чел. ксть формообраз принцип, однако свое полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.

Так был разрешен один из самых  острых вопр. хр схол. Схол  должна была истолковывать свое отнош. к материии т.к. Иисус Христос был явлен в виде челов., т.е объединил в себе бож.(идеал) и чел. (матер) природу. Этот факт не давал возможности трактовать мат. как ничто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалиф материи Ф.А.  с пом. целой системы утонченных расуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика.

 Важн значение имело учение  о различии сущности и существования.  Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности, относится к ней как действительность к возможности.

Док-во сущ. бога. Каждоя явл имеет  причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.

 

  1. Особ-ти философской мысли эпохи Возрождения.

 

  1. Проблема метода познания в ф-ии Нового Времени.

 

  1. Ф-ия Просвещения.

 

  1. Особ-ти немецкой классической ф-ии.

 

  1. Ф-ия И.Канта.

 

  1. Ф-ия Г.В.Ф. Гегеля.

 

  1. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

  1. Трансформация классического наследия в марксистской ф-ии, её сущ-ть и истор-ие судьбы.

 

  1. Проблема анализа научного знания в ф-ии неопозитивизма.

 

  1. Феноменология и ф-ия экзистенциализма.

 

  1. Религиозная ф-ия в контексте современной культуры.

 

  1. Становление русской ф-кой традиции, её осн. направления.

 

  1. Русская религиозная ф-ия.

 

  1. Ф-ия русского космизма.

 

  1. Особ-ти становления ф-кой мысли в Беларуси.

 

  1. Мировоззренческие основания и ф-ский смысл проблемы бытия. Осн. виды и формы бытия.

 

  1. Категория материи. Эволюция представлений о материи.

 

  1. Современные естественнонаучные представления о строении и св-вах материи.

 

  1. Движение и развитие как атрибуты бытия.

 

  1. Пространственно-временная структура бытия.

 

  1. Диалектика и метафизика. Принципы диалектики.

 

  1. Законы единства и борьбы противоположностей.

 

  1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

 

  1. Закон отрицания отрицания.

 

  1. Единичное, особенное, общее.

 

  1. Причинно-следственная связь.

 

  1. Содержание и форма. Диалектика содержания и формы.

 

  1. Возможность и действительность. Условия реализации возможности в социальной практике.

 

  1. Необходимость и случайность.

 

  1. Сущность и явление.

 

  1. Чел-к как предмет ф-ского анализа. Образ чел-ка в истории ф-ии.

 

  1. Современная концепция антропогенеза.

 

  1. Чек-к, индивид, личность. Структура личности.

 

  1. Проблема познаваемости мира в ф-ии.

 

  1. Субъект и объект познания. Модели познания.

 

  1. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное в познании.

 

  1. Классическая концепция истины и её альтернативы.

 

  1. Понятие науки. Специфика научного познания.

 

  1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

 

  1. Осн. методы и формы научного познания.
  2. Общ-во как предмет ф-ского анализа.
  3. Природа и общество.
  4. Эволюция представлений об общ-ве и истории ф-ской мысли.
  5. Элементы и отношения в структуре общ-ва.
  6. Формационный, Цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общ-ва.
  7. Полит-ая власть и соц-ный интерес.
  8. Госуд-во как полит-ий институт, его сущ-ть, признаки и функции.
  9. Политика и право. Сущ-ть права, его осн. концепции.
  10. Правовое госуд-во и граждан-ое общ-во: история и современность.
  11. Право и правовое сознание.
  12. Общественное сознание в структуре духовной жизни.
  13. Духовное производство, его специфика и отличительные черты.
  14. Исскуство как способ духовного освоения мира. Функции исскуства.
  15. направленное сознание и его роль в жизни общ-ва.
  16. Понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре.
  17. Кризис техногенной цивилизации и глобальные проблемы современности.
  18. Будущее чел-ка. Ф-ия и футурология.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"