Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:39, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологические функции философии

Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);

Файлы: 1 файл

ответы на вопросы к экзамену по философии.docx

— 330.28 Кб (Скачать файл)

1. В античную эпоху эстетический  идеал определяется космологической  картиной мира, где космос воспринимался  как образец, как высшее произведение  искусства («космос» в переводе  с греч. – «украшение»). Человек  как часть космоса, стремится  во всем подражать ему –  его совершенной организации, математической  гармонии, симметрии и повторяемости, соразмерности и ритмичности. Воплощаясь  в архитектуре, скульптуре, живописи  и литературе этот идеал находил  выражение в спокойных, пропорциональных, уравновешенных, зрелых и изящных  формах. Красота человека сочетала  внешнюю (физическую) и внутреннюю (духовную) гармонию. Греки обозначали это термином «калокагатия». Они творили, исходя из идеальных представлений о прекрасном, а значит идеализировали – художественно обобщали натуральные наблюдения путем приближения их к идеальным прообразам.

2. В эпоху Средневековья  эстетический идеал развивался  на почве христианской религии  и теологии: совершенной красотой  наделен Бог. Бог – это духовная  сущность, поэтому тело не может  стать источником и носителем  красоты, прекрасен лишь Дух. Все  средневековое искусство подчинено  задаче воплощения сверхчувственных  идеалов с помощью земных, материальных  способов (отсюда нарочитые, искусственные  искажения – нарушения перспективы, плоскостное письмо, большие головы  как вместилища духа и изможденные  тела, вытянутость всех форм вверх  и т.п.).

3. В эпоху Возрождения  реабилитируется чувственность, телесность, и эстетический идеал воплощает  идею единства и противоречивости  мира – тела и духа, природы  и Бога, добра и зла, вечности  и конечности и т.д. Синтез античной  физической красоты т христианской  духовности.

4. На протяжении Нового  времени эстетические идеалы  менялись неоднократно, но главной  становится проблема противопоставления  рационального и иррационального, нормального и свободного. Появляются  несколько художественных стилей, где эта проблема решается  по-разному (барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм). Кроме того, в  искусстве XVII-XIX вв. все более проявляются  социальные и национальные черты  эстетического идеала.

5. И наконец, в XX и наступившем XXI вв. в Западной Европе утверждается  эстетический идеал сам по  себе, не связанный никакими внешними  условиями и причинами. Это проявляется  в авангардистских поисках новой  формы, порой в ущерб содержанию, в отказе от традиционного  искусства, в смешении стилей  и различных техник и т.п.

 

 

 

64. Человек в  ХХI веке: пути развития современной цивилизации.

К глобальным проблемам в первую очередь относятся следующие: предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности;

преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей;

обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии;

преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим по своим последствиям вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды - атмосферы, почвы, водных бассейнов - отходами промышленного и сельскохозяйственного производства;

прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва"), осложняющего социально-экономический прогресс в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах из-за падения в них рождаемости значительно ниже уровня, обеспечивающего простую смену поколений, что сопровождается резким постарением населения и угрожает этим странам депопуляцией;

своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

Таковы наиболее важные и настоятельные глобальные проблемы современной эпохи, перед лицом которых оказалось человечество на рубеже нового тысячелетия своей истории. Список глобальных проблем, конечно, не исчерпывается перечисленными выше; многие ученые как в нашей стране, так и за рубежом с определенным основанием включают в него и другие: международный терроризм, распространение наркомании и алкоголизма, распространение СПИДа, лихорадки Эбола, новые вспышки туберкулеза и малярии и другие проблемы здравоохранения, а также проблемы образования и социального обеспечения, культурного наследия и нравственных ценностей и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

РЕНЕСАНС

НОВОЕ ВРЕМЯ

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

 

ПАТРИСТИКА 

 

Тертулиан (160-230 гг.). Философия – наследство язычества и она противоположна богословию. “Верю в то, что абсурдно”. Триединство: ум, душа и тело. 

 

Ориген (185-254 гг.). из Александрии. Сотворение мира – вечно длящийся акт. Прежде этого мира были и другие миры. В конце времен абсолютно все соединяться с богом. 

 

Боэций Северин (480-524 гг.). из Рима. Сочинение: “Утешение философией”. Бог – личность, любящая свой мир, пожелавшая создать человека по своему образу и подобию и внемлющая его молитвам. 

 

Аврелий Августин (354-430 гг.). из Тагаста (Сев. Африка). Сочинения: “Исповедь”, “О Троице”, “О граде божьем”. Бог является высшей сущностью, и все от него зависимо. Воля – есть проявление божественного в человеке. Она – самый авторитетный источник познания. 

 

 

 

СХОЛАСТИКА 

 

Иоанн Эскотт Уршренна (810-877 гг.). из Ирландии. Сочинение “О разделении природы”. Бог есть природа. Существуют четыре вида природы:. 

 

Гильом Коншский (1070-1121 гг.). из Парижа. Сочинения: “Философия мира”, “Дагматикон философии”. Нужно полагаться на логику в аргументации при рассмотрении поросов естественно-научного характера. 

 

Ансельм Кентерберийский (1033-1109 гг.). Пытался рационально обосновать главные догматы христианства: сотворение мира из ничего, единство и раздельность св. троицы, бессмертие души и др. 

 

 

 

Иоанн Расцелин (1050-1110 гг.). из Компьена (Франция). Существуют три самостоятельные божественные сущности. “Верю, а потому знаю”. 

 

Авероэс (Ибн Рудж) (1126-1198 гг.). из Кордовы. Сочинение “Опровержение опровержения” направленное против сочинения Аль Газали “Опровержение философов”. Материальный мир вечен, как и Бог, но в пространстве ограничен. Бог не сотворил мир из ничего. Индивидуальная душа не бессмертна. Материя и дух неразделимы.  

 

Альберт Великий (1193-1280 гг.). из Парижа. Пытался использовать Аристотелизм для систематизации христианского учения. Был учителем Фомы Аквинского. 

 

Фома Аквинский (1225-1274 гг.). из Парижа. Сочинения: “Сумма теологии”, “Сумма философии…”. Вера должна находиться в гармонии с разумом. Нужно признать то, что разум сможет обосновать бытие бога и и опровергнуть филос. Доводы против “истин веры”. 

 

Роджер Бэкон (1210-1294 гг.)., англичанин. Истинное только то знание, которое было получено в результате эксперимента.  

 

Вильям Оккам. (1285-1349 гг.). англичанин, представитель позднего номинализма. Cущности вещей не следует умножать без необходимости (“бритва Оккама.)

 

Пико делла Мирандола (1463-1494 гг.), итальянец. Сочинения: “900 тезиов”, “Речь о достоинстве человека”, “Апология”. Человек – свободный и смелый мастер, который лепит себя словно горшок. 

 

Николай Коперник (1473-1543 гг.). итальянец. Обосновал гелеоцентризм.  

 

Иоган Кеплер (1571-1630 гг.). немец. Математически обосновал движение планет.

Галилео Галилей (1546-1642 гг.). обосновал закон инерции, изобрел телескоп, сделал много открытий в астрономии.  

 

Николай Кузанский (1401-1464 гг.). немец. Сочинение: “Ученое незнание”. Познание трудно. Бог есть природа. Бытие есть абсолютное, божественное бытие. Принцип познания: соединять видимые противоположности в предшествующим им единстве. 

 

Джордано Бруно (1548-1600 гг.). из Неаполя. Сочинение: “120 тезисов”, “О причине, принципе и едином”, “О бесконечности, вселенной и мирах”, “Об энтузиазме”. Единое – форма форм вселенной. Существует множество миров. Душа находит перерожденье.  

 

Никколо Макиавелли (14691527 гг.). Сочинения: “Записки о первых десяти книгах Тита Ливия”, “Князь”, “История Флоренции”. Цель оправдывает средства. Правитель, который хочет прославить свое государство не может не быть жестоким.  

 

Жан Баден (1530-1636 гг.). поддерживал взгляды Макиавелли. Помогал ему писать “Историю Флоренции”. 

 

Томас Мор (1479-1555 гг.). английский социалист-утопист. Изобразил идеальное общество, где нет классов и частной собственности. Оно основано на принципах всеобщего труда демократии и гуманности. Одним из первых отстаивал веротерпимость. 

 

Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.). итальянский мыслитель, политический деятель, утопист. Состоял в Доминиканском ордене, но критиковал схоластов. Сочинение: “Город Солнца”. Изобразил общество будущего, идеал общества: коммунистическая община, где нет частной собственности. 

 

МИСТИКА 

 

Мастер Экхард (1260-1327 гг.). немецкий мыслитель-мистик. Состоял в Доминиканском ордене. Сочинение: “Духовные проповеди и рассуждения”. За триединым божеством стоит безличное и бесконечное божество. Человек познает бога только через искру божественного абсолюта в самом себе. Душа – есть порождение богом самого себя и мира. 

 

Якоб Беме (1575-1624 гг.). Сочинение: “Аврора – утренняя заря в восхождении”.

Предполагал самораскрытие бога в природе. Для познания нужно делить единое на множество мелких частных. Человек – книга сущностей и тайн. Он подобен богу; если живешь свято – ты бог. 

 

Френсис Бэкон (1561-1626 гг.). английский эмпирист. Сочинение: “Великое восстановление наук”, “Новая Атлантида”. Знание – сила. Эксперимент и наблюдение – основные источники для строгой индукции.  

 

Рене Декарт (1596-1650 гг.). французский ученый-рационалист. Сочинения: “О методе”, “Геометрия”. Я мыслю – значит я существую.

Томас Гобс (1588-1679 гг.). английский государственный деятель. Есть два рода опыта: первичное знание, знание об именах вещей. “Право всех на все”. 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ 

 

Джон Локк (1632-1704 гг.). английский философ. Сочинение: “Опыт о человеческом разуме”.

Сознание – пустая доска. Важен эмпирический опыт. Есть первичные и вторичные качества. Они возникают под воздействием мельчайших частиц воздуха. Главный познавательный принцип: нет ничего в интеллекте, чего раньше не было бы в чувствах. 

 

СУБСТАНЦИОНАЛИЗМ в метафизике. 

 

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Сочинение: “Этика, изложенная способом, используемым в геометрии”, “Богословско-политический трактат”. Субстанция есть бог, который является причиной самого себя. Душа – идея человеческого тела. Воля есть разум.  

 

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716 гг.). Сочинения: “Рассуждение о метафизике”, “Теодицея” и др. Существует множество субстанций. Самостоятельное существование субстанции – монада. 

 

Лаплас Пьер Симон (1749-1827 гг.). – француз. Природа может быть с помощью законов механики. Мы называем случайностью то, что неизвестно нам и не объяснено с помощью науки. Человек – существо социальное.  

 

Жак Лаветри (1709-1751 гг.). Сочинение: “Человек-машина”. Беспорядок в государстве происходит из недостаточного знания частных интересов. Человек по природе добр. Общественный порядок обусловлен равенством и справедливостью. 

 

Дидро Дени (1713-1784 гг.). французcкий философ-материалист. Сочинение: “Философские основания материи и движения”. Религия – продукт страха и обмана духовенства. Человек по нейтрален. Добрым или злым его делает окружающая среда. 

 

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.). французский просветитель. Бог приводит в движение вселенную. Общество возникло в результате договора между людьми. 

 

Вольтер Франсуа Мари Аруэ (1694-1778 гг.). французский просветитель. Сочинения: “Философские письма”. “Философский словарь”, “Метафизический трактат”. Религия – продукт невежества и обмана.

Идеал есть религия разума. 

 

Поль Анри Гольбах (1723-1789 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Система природы”, “Карманное богословие”. Каждый разумный человек обязательно придет к атеизму и поймет, что религия вносит неисправности в человеческое сознание. 

 

СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ  

 

Беркли Джордж (1685-1753 гг.). Сочинение: “Трактат о началах человеческого знания”. Существовать – значит быть воспринятым человеком. Вещи – суть комплексы наших ощущений. Материя не существует самостоятельно, вне отдельных вещей. Бог существует. 

 

Дэвид Юм (1711-1776 гг.). шотландский философ. Сочинения: “Трактат о человеческой природе”, “Исследование человеческого разума”. Разум оперирует лишь содержанием наших ощущений. Доказать вообще ничего нельзя. 

 

Иммануил Кант (1724-1804 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. Идея – представление о цели. Познание имеет опытную природу.

Человек – цель. 

 

Иоган Готлиб Фихте (1802-1814 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинение: “Основа общего наукоучения”. Абсолютное начало всего сущего – всеобщее действие “Я”. “Я” заменяет всякие субстанции. Самая достоверная реальность – “я есть”.  

 

Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Система трансцендентного идеализма”, Тождество субъекта и объекта изначально. Тело человека – продукт взаимоотношений положительных и отрицательных сил. Во всем есть общая идея. В деятельности важную роль играет интуиция. 

 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Феноменология духа”, “Энциклопедия философских наук”. Понятие есть элемент абсолютной идеи. Борьба противоположностей есть двигатель развития и ее метод. Истина – совпадение понятия и объективности, продукт философии. Душа – сон духа. 

 

МАТЕРИАЛИЗМ. 

 

Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: “О едином, всеобщем, бесконечном разуме”. Идеи – есть самостоятельные сущности. Мышление не имеет бытия. Главную роль играет чувственное восприятие. Человек - существо бесконечное, бессмертное, родовое и универсально. Бог – воля в идеальной форме. 

 

 

 

Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Капитал”, “Немецкая идеология”, “Тезисы о Фейербахе”. Метод познания – восхождение от абстрактного к конкретному. Истина есть объективное знание о предметах. Практика – есть критерий истины. От каждого по способностям каждому по потребностям.  

 

Фридрих Энгельс (1820-1895 гг.). немецкий философ-материалист. Сочинения: “Происхождение семьи, частной собственности и государства”, “Диалектика природы”. Труд нужен для удовлетворения жизненных потребностей. Труд есть средство для удовлетворения потребностей. Прогресс социальной жизни есть воспроизводство этой жизни. Жизнь и сознание – внутренние моменты трудовой деятельности. 

 

 

 

ПОЗИТИВИЗМ 

 

Огюст Конт (1798-1857 гг.). французский философ-позитивист. Сочинения: “Курс положительной философии”. Человечество проходит три стадии. Человечество обладает великим бытием, Вселенная есть великая сфера, Земля – великий фетиш. Все может быть достигнуто только посредством науки. Институты – храмы общества, храмы наук.

Герберт Спенсер (1820-1903 гг.). английский философ-позитивист. Сочинения: “Основные начала”. Эволюция – интеграция материи при рассеянном движении. Высшая ступень прогресса во Вселенной связана с человеком. 

 

Иеремия Бентам (1848-1932 гг.). английский философ, родоначальник утилитаризма. Сочинения: “Деонтология, или Наука о морали”. Руководящий принцип в этике – принцип полезности. Критерий морали – достижение пользы, выгоды, удовольствия, счастья, добра. 

 

Авенариус Рихард (1843 – 1893 гг.). швейцарский философ-идеалист, один из основоположников эмпириокритицизма.

Сочинения: “Критика чистого опыта”. Опыт есть прежде всего личный опыт. Субъект и объект принадлежат одной реальности. Следует придерживаться “экономии мышления”. 

 

Мах Эрнст (1838 – 1916 гг.). австрийский философ-идеалист, физик. Сочинения: “Анализ ощущений”, “Механика…”… Совокупность опыта – результат эмпирии. Наука нужна для объяснения взаимозависимости. Материя – есть связь элементов ощущений.  

 

Пуанкаре Жуль Анри (1854-1912 гг.). французский методолог науки. Был предшественником интуиционизма. В науке главную роль играет не только опыт, но и соглашение ученых о какой-либо теории или факте. Объективная истина есть лишь в законах природы. 

 

НЕОКАНТИАНСТВО 

 

1.Марбургская школа  

 

Коген Герман Косвиг (1842-1918 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: “Логика чистого познания”, “Этика чистой воли”, “Этика чистого чувства”. Устранение дуализма вещей в себе и явлений. Ничто не дано нам чувственно. Реальность – есть мыслимое бытие. Логическое сознание в прогрессе порождает опыт. Предмет познания – понятие о вещи. Истина есть лишь поиск истины. Человек есть цель. 

 

Наторп Пауль(1854-1924 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Логические основы точных наук”. Небытие есть внутренний момент бытия. Небытие логического бытия – есть материя. Единство опыта есть единство многообразия, а оно задано априорными категориями. 

 

Кассирер Эрнст (1874-1945 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Познание”, “Действительность”. Не суть предмета, а отношения между предметами должны изучать науки. Категория – есть научный эксперимент. 

 

2.Баденская школа  

 

Виндельбанд Вильгельм (1848-1915 гг.). немецкий философ-идеалист, глава школы. Сочинения: “История философии”. Необходимо осознать большое различие между методами гуманитарных и естественных наук. Реальность задана через ценностные нормы. Науки делятся: номатические, идеографические.  

 

Риккерт Генрих (1863-1936 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Введение в трансцендентальную философию”, “Система философии”. Бытие доступно только через ценности, оно вне досягаемости для естественных наук. Существует всего 6 сфер ценностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ. 

 

Шопенгауэр Артур (1788-1860 гг.). немецкий философ-идеалист. Сочинения: “Мир как воля и представление”. Субъект и объект неразделимы. Объективность сама по себе не существует. Невозможно объективное само в себе. Есть 4 вида ценностей. Воля – есть натиск, раскрывающий мир. Человек – суть воли. 

 

Кьёркигор Сёрен (1813-1855 гг.). датский философ-идеалист. Сочинения: “Страх и трепет”, “Философские крохи”. Разум познает лишь сущность. Все нужно рассматривать с точки зрения человека. Он поглощает всеобщее, не подвластен никакой системе. Страх – отношение человека к миру, разочарование – отношение человека к себе. 

 

Фридрих Ницше (1844-1900 гг.). философ-иррационалист, волюнтарист. Сочинения: “Так говорил Заратустра”, “Сумерки богов”, “По ту сторону добра и зла”, “Эссегомо” и др…

Жизнь – слепая иррациональность. Только искусство может противостоять страданию. Нужно возвестить смерть бога. Христианство отравило человечество. Вера и религия – две разные вещи. Мораль – способ господства над себе подобными. Высказывался по поводу идеала человека.

 

ПРАГМАТИЗМ

Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914 гг.). американский философ. Сочинения: “Как сделать идеи ясными”, “Определение веры”. Истинность – условие практической пригодности. Истина относительна, и требует постоянной проверки. Конечный результат познания – конкретная космология. Знания должны удостоверяться учеными. 

 

Джемс Уильям (1842-1910 гг.). американский философ-идеалист. Сочинения: “Научная основа психологии”, “Прагматизм”…Психика – инструмент приспособления к среде. Реальность есть нечто иррациональное. Новый критерий истинности: истинно все, что выгодно. 

 

Джон Дьюи (1859-1952 гг.). американский философ-идеалист. Познание – инструмент приспособления человека к среде. Мерило истинности утверждения – его практическая ценность. Ученые должны нести ответственность за свои изобретения.  

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ  

 

Бертран Рассел (1872-1970 гг.). английский философ. Сочинения: “Философия логического атомизма”. Не стоит умножать сущности без необходимости. Следует придерживаться экономии мышления. Каждое суждение о реальности содержат имена и дескрипции.  

 

Витгенштейн Людвиг (1889-1951 гг.). австрийский философ. Положил начало Лингвистической философии. Сочинения: “Философские исследования”. Предложение в языке – осмысленное выражение логического факта. Событие – есть атомарный факт. Смысл мира – вне мира, т.к. мир не имеет в себе смысла. Все есть как оно есть..

Карнап Рудольф (1891-1970 гг.). американский философ. Сочинения: “Значение и необходимость”, “…Введение в философию науки”. Философские предложения не имеют смысла. Науки делятся на экспериментальные, неэкспериментальные. 

 

Ханс Рейхенбах (1891-1953 гг.). немецкий философ. Есть статьи из сборника “Современная философия науки”.

Познание причинности событий и фактов есть основная цель науки.  

 

ПОСТПОЗИТИВИЗМ 

 

Карл Раймунд Поппер (1892-1994 гг.). английский философ. Сочинения: “Логика и рост научного знания”. Знание не может быть абсолютно точным. Соотношение: Гипотеза > Теория > Опровержение Теории.  

 

Имре Лакатос (1922-1974 гг.). английский философ. Сочинения: “Доказательство и опровержение”. Старые и новые теории могут спокойно сосуществовать и взаимодействовать. Есть ядро во всех теориях, и именно его изменение ведет к коренному изменению в науке, к перевороту. 

 

Томас Семюэл Кун (1922 г.). Сочинение: “Структура научных революций”. Парадигма – совокупность убеждений, технический средств, исследований, - то, что принято научными сообществами. 

 

Пауль Фейерабенд (1924 гг.). американский философ. Сочинения: “Против единственного метода. Защита анархистской теории знаний”. Нет чистых фактов для верификации предложений в языке науки. Нет постепенного накопления истин. Теории логически несоизмеримы.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"