Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 16:28, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 75 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia.docx

— 196.56 Кб (Скачать файл)

Все это говорит об относительности критерия практики. Но свою ограниченность практика преодолевает в процессе развития. Именно развивающаяся практика освобождает знание от всего неистинного, приближает его к новым постижениям и открытиям, способствующим все более глубокому познанию и преобразованию действительности.

Практика как критерий истины имеет противоречивый характер:

1. Существующей в данный момент  практики всегда недостаточно  для полной и окончательной  проверки имеющихся знаний: на  любом этапе человеческой истории  практика остается ограниченной  по своим возможностям:

 а) существуют истины, непосредственная  практическая проверка которых  принципиально неосуществима, ее  приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные  прямые);

 б) в науке всегда имеются  гипотезы, которые на основе сегодняшней  практики не могут быть ни  подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);

 в) итоги практической проверки  знания обладают некоторой "неопределенностью": практика никогда не может  дать полное и окончательное  подтверждение или опровержение  знаний. Ведь практика не стоит  на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня  она подтверждает, может быть  опровергнуто практикой завтрашнего  дня, будущего.

2. Однако, с  другой стороны, критерия практики  все же вполне достаточно для  установления содержащейся в  человеческих знаниях объективной  истины. Отмеченные выше обстоятельства  ограниченности практики не лишают  ее способности выполнять функции  критерия истины:

 а) так или иначе – непосредственно  или опосредованно – в конечном  счете именно практикой проверяется вся сумма человеческих знаний. Таким образом, практика – всеобщий и универсальный критерий истины;

 б) с развитием практики базис  человеческого познания все более  расширяется, открываются пути проверки  гипотез, которые не поддавались  ранее такой проверке;

 в) если практика на определенном  уровне своего развития уже  подтвердила какие-то представления, то они в известных пределах (для данного уровня практики) содержат в себе объективную  истину. И даже если эти представления  на основе будущего развития  практики будут пересмотрены, содержащееся  в них зерно истины все равно  сохранится.

57. Роль метода в познавательной деятельности.

Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии (теории познания).

Метод в познании — это совокупность основных способов получения новых знаний и В эпистемологии к методам познания предъявляются определенные условия. К ним относятся: 1) предметная содержательность: а) в методе должно отражаться знание о предмете исследования; б) метод основывается на теории (метод есть та же теория, развернутая на познание и преобразование объекта); в) это система нормативных правил, выводимых из теории. Метод тем самым имеет объективное основание. Но метод и субъективен, т.е. во многом определяется позицией исследователя (его подготовкой, правовым опытом и др.). В правоведении методы познания — это тот инструмент, который позволяет проникнуть в юридическую ткань и познать ее. Выделяются следующие группы методов: 1) всеобщий философский, или универсальный, метод; 2) общенаучные методы; 3) методы частных (конкретных) наук; 4) специально-юридические методы правовой науки.

Всеобщий философский, или универсальный, метод используется во всех конкретных науках, на всех стадиях научного познания. Основой философского метода являются общефилософские закономерности познания окружающей действительности, философские методы и принципы мышления (принцип объективности, означающий, что в процессе познания следует подходить к исследуемым явлениям так, как они существуют в реальности, на искажая их сути, не идеализируя их; принцип всесторонности познания; принцип историзма познания, указывающий на то, что исследуемое явление должно рассматриваться в развитии), а равно законы диалектики (закон перехода количественных изменений в качественные, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания). Всеобщий философский метод предполагает изучение государства и права как явлений, которые определяются природой человека и условиями жизни общества; связаны с другими социальными явлениями — экономикой, политикой, духовной сферой и др.; находятся в постоянном развитии и обновлении.

58. Наука, ее особенности и социальные функции. Философия науки.

Наука – это форма познавательной деятельности человека (наряду с искусством, религией и т.д.), специфической функцией которой выступают выработка и совершенствование объективно-истинных знаний. Понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания – научное исследование, так и результат этой деятельности - научное знание. Далеко не всякое знание является таковым. Имеются многообразные формы вненаучного знания – мифическое, религиозное, мистическое, магическое, художественное, бытовое и др. В наши дни широко распространяются и многими бездумно воспринимаются знания из таких вненаучных сфер, как астрология, хиромантия, ясновидение и т.п.         Генезис и развитие науки непосредственно связаны с осознанием особой роли истинных представлений, которая определялась тем, что они были благом для человека, служили опорой в его практических делах, открывали надежные пути к овладению внешним миром. Но уже в древности было замечено, что истинность некоторого положения может быть кажущейся или случайной, а потому требует глубокого изучения и обоснования. Объективно-истинное и обоснованное знание впоследствии стали называть научным.      Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл, формирующийся как продукт непосредственно практического отношения к внешнему миру. Здравый смысл имеет дело преимущественно с явлениями. На уровне явлений познаваемый объект отождествляется с образом, получаемым в представлении. Однако «обычное представление схватывает различие и противоречие, но не переход от одного к другому». Оно слабо отражает глубинные, сущностные связи предметов. Поэтому здравый смысл наряду с объективно-истинными положениями включает в себя массу поспешных, даже противоречивых обобщений. Гегель характеризовал его как «такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки своего времени».          Наука выполняет в обществе ряд функций. Под функцией науки  понимается внешнее  проявление  ее  одного  или  нескольких  существенных  свойств.   В функциях  обнаруживаются  возможности  и  способности  науки  участвовать  в решении кардинальных проблем жизнедеятельности общества,  в  создании  более благоприятных условий и содержания жизни людей, в формировании культуры.         

Говоря о современной науке в ее  взаимодействии  с  различными  сферами жизни  человека  и  общества,  можно  выделить  три  группы  выполняемых  ею социальных   функций.   Это,    во-первых,    функции    познавательная    и мировоззренческае,   во-вторых,   функции   науки    как    непосредственной производительной  силы,   в-третьих,  ее  функции  как  социальной  силы,  в четвертых, культурная  функция  и  другие  функции,  связанные  с  тем,  что научные знания и методы ныне все шире используются при решении самых  разных проблем, возникающих в ходе общественного развития.

Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия физики, философия химии, философия биологии.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

59. Система методов научного познания.

Существуют различные типы классификации методов, в совокупности образующих методологию, которая понимается и как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, и как учение об этой системе.

Остановимся лишь на одном, но важном, разделении всех методов на две большие группы - на методы эмпирические и теоретические. Эмпирические методы не вытекают из сущности объекта, а поэтому содержат в себе много субъективных моментов. Но они таковы только в том случае, если не входят как необходимый момент в сферу действия системы методов теоретических, которые построены на единстве предмета и метода. Поскольку теоретические методы выступают способом организации субъектом своей деятельности в соответствии с сущностью предмета, то эмпирические методы, вовлеченные в сферу действия теории, получают внутри нее направленность и объективность.

 Познание  начинается с наблюдения. Наблюдение - это метод направленного отражения  характеристик предмета, позволяющий  составить определенное представление  о наблюдаемом явлении. В блок  процедур наблюдения входят описание, измерение, сравнение.

Эксперимент - это более эффективный метод, отличающийся от наблюдения тем, что исследователь с помощью эксперимента активно воздействует на предмет путем создания искусственных условий, необходимых для выявления ранее неизвестных свойств предмета.

Метод моделирования основан на создании модели, которая является заместителем реального объекта в силу определенного сходства с ним. Главная функция моделирования, если брать его в самом широком понимании, состоит в материализации, опредмечивании идеального. Построение и исследование модели равнозначно исследованию и построению моделируемого объекта, с той лишь разницей, что второе совершается материально, а первое - идеально, не затрагивая самого моделируемого объекта.

Анализ и синтез. Эмпирический анализ - это просто разложение целого на его составные, более простые элементарные части. Синтез - это, наоборот, - соединение компонентов сложного явления. Теоретический анализ предусматривает выделение в объекте основного и существенного, незаметного эмпирическому зрению.

Индукция и дедукция. Индукция может быть определена как метод перехода от знания отдельных фактов к знанию общего. Дедукция - это метод перехода от знания общих закономерностей к частному их проявлению.

60. Самоорганизация – как проявление бытия материального и идеального.

Самоорганизация - в самом общем понимании означает самодвижение, самоструктурирование, самодетерминацию природных, естественных систем и процессов.

Идея самоорганизации материи - категорически междисциплинарное направление в современной науке, ищущее единство материальных, лингвинистических, социальных, экономических, психических, биологических явлений и процессов.

Если физико – математическую часть теории самоорганизации можно считать относительно хорошо развитой, то формирование остальной ее части сопровождается многочисленными попытками сформулировать основу единства самого движения самоорганизации, поисками «прасреды», первичной материи, могущей стать основой построения специфических аналитических методов, которые могли бы связать понятия на уровне, приближенном к дедуктивным системам математики.

Теория самоорганизации знаменует сдвиг в парадигме научности знания от редукционисткого видения Мира к холистическому, целостному его восприятию. Это означает отказ от антропоморфного характера науки в пользу идеи естественности. Картину Мира теории самоорганизации формирует идея - одни и те же законы природы действуя в целостном Мире, привели к появлению как простых материальных объектов, так и через системы органической природы к появлению человека о сложных социальных образований. Законы физики должны органически быть включены в общие законы самодвижения материи.

Кратко эту картину можно описать следующим образом. Весь Мир, весь Универсум есть единая целостная, иерархически организованная система, каждый фрагмент которой связан с каждым, хотя бы силами гравитации. Универсум развивается и движется как единое целое, за счет сил и энергии присущих ему самому. Выделение объекта для изучения и исследования всегда условно и связано с произвольным обрывом его связей с остальным Миром.

61. Природа и сущность человека.

Проблема человека есть важная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Однако тезис Сократа «Познай самого себя» по-прежнему не реализован.

На главную роль в философском  человековедении сегодня претендует экзистенциализм. Его последователи считают, что она — единственная теория, придающая человеку достоинство, не делающая из него объекта. Всякий материализм ведет к рассмотрению людей как предметов, т. е. как совокупности определенных реакций, ничем не отличающихся от совокупности тех качеств, которые образуют стол, стул или камень. Субъективисты хотят создать царство человека как совокупность ценностей, отличную от материального царства. Экзистенциализм сосредоточил внимание на духовном мире человека — его чувствах и настроениях, эмоциях и переживаниях, на уникальности и невыразимости внутреннего человеческого бытия. 

В философской литературе сложились два подхода к решению этого вопроса о биологической и социальной составляющей понятия «человек».  Согласно одному, природа человека всецело социальна. Согласно другому, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жизнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость человека от выбора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов.

Сторонники второго подхода ссылаются на данные современной социобиологии, усиленно развивавшейся с 1975 г, когда ее основоположник Э. Уилсон опубликовал книгу «Социобиология: новый синтез». Согласно социобиологии, большинство стереотипных форм человеческого поведения свойственно и млекопитающим, а более специфические формы — поведению приматов. Среди стереотипных форм Э. Уилсон выделяет взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, следование отработанным эволюцией формам сексуального поведения, семейственность, что в данном случае означает приверженность не только родственным, но и внутрипопуляционным образования и, наконец, социализацию с помощью отработанных эволюцией способов и механизмов и др.

62. Объект и предмет социальной философии. Исторические типы понимания социального.

Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии.

  Представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества — это совместное бытие людей, это их событие.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"