Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:27, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

ответы на эк по фило.doc

— 619.50 Кб (Скачать файл)

В V в. до н. э. Милет утратил самостоятельность (во власти Персов) и развитие философии здесь прекратилось.

ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500 г. до н. э. При тиране Поликрате переселился в Южную Италию в г. Кротон, где основал политический и религиозный союз представляющий интересы аристократии. Сам ничего не писал. Выдвинул реакционное учение о порядке. В общественной жизни порядок – власть аристократов.

Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не материальное первоначало, а числа, котоорые образуют космический порядок – прообраз общественного порядка. Познать мир – значит познать управляющие им числа. Движение небесных тел подчиняется математическим соотношениям - гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные существа, абсолютизировали и обожествляли их. Священная монада (единица) – это  мать богов, всеобщее первоначало и основа всех природных явлений. Двойка – это принцип противоположности, отрицательности в природе. Природа образует тело (тройка), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. Четверка – образ  четырех элементов природы. Мысль о том, что всё в природе подчинено определённым численным соотношениям, благодаря абсолютности чисел приводила Пифагорейцев к идеалистическому утверждению, что именно число, а не материя является первоосновой всего.

Все вещи состоят из противоположностей: чётное – нечётное, предел – беспредельное, единство – множество, правое –  левое, мужское – женское. Однако их противоположности не переходят друг в друга (в отличие от Гераклита). Особое значение – предел и беспредельное. Предел - огонь, беспредельное – воздух (пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимодействия огня и воздуха.

ГЕРАКЛИТ ЭФЕССКИЙ: развитие материализма и диалектики. Первоначало всего мира – огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и является живым огнем, загорается и потухает. Огонь превращается в воду – семя мироздания, вода превращается в землю и воздух; и назад. Душа является огненным дыханием – основанием жизни. Гераклит является основоположником гносеологии (учение о познании). Первый различал чувственное и рациональное познание. Истина постигается умом, который познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образование и понятие слиты воедино, т. к. едины чувства и рациональное познание. В мире существует единство как результат сочетания противоположностей. Борьба противоположностей закономерна, т. к. является источником создания мира. Противоположности соединяются, и устанавливается гармония. Гераклит развивает диалектические взгляды. “Всё течет, всё изменяется”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассматривается как единое целое и пребывает в постоянном движении и изменении.

 

  1. Софистика и первый кризис автономной рациональности.

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток[1], мастер, художник, создатель[2]») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половинеIV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. Софистами также иногда называют представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Луна и др.).

В широком смысле принято  говорить о трех эпохах софистики:

-Классическая или древняя  (древнегреческая) софистика (V — 1-я половина IV веков до н. э.), в которой принято различать:

    -старших софистов, их акме приходилось на 2-ю половину 5 в. до н. э. (наиболее известны Протагор Абдерский, Горгий из Леонтин, Гиппий из Элиды, Продик Кеосский, Антифонт, Критий Афинский).

     -младших софистов, их акме приходилось на 1-ю половину 4 в. до н. э. (наиболее известны  Ликофрон,  Алкидамант,  Фрасимах ).

-Вторая или новая софистика (2 — нач. 3 в. н. э.). Основные представители — Лукиан Самосатский, Флавий Филострат и другие.

-Третья или поздняя софистика (4 в. н. э.). Основные представители — Либаний, Юлиан Отступник.

Вторая и третья софистики назывались так лишь по аналогии с классической софистикой и представляли собой подражательные литературные течения, стремившиеся реставрировать идеи и стиль классических софистов.

В целом с  философской точки зрения направление  было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными  и мировоззренческими основами.

Человек считается  мерой всех вещей, существующих, поскольку  они существуют, и не существующих, поскольку они не существуют. Моральные  нормы произвольны. Одни говорят, что  добро и зло отличны друг от друга, другие, что нет. Даже для одного и того же человека то же самое может быть и благом, и злом. Все в мире относительно[источник не указан 821 день].

Софисты выдвинули  и обосновали идею о коренном отличии  установлений культуры (и прежде всего  нравов, обычаев) от законов природы. Законыприроды, говорили они, везде одни и те же, действуют необходимо, с неотвратимостью судьбы, а законы и обычаи людей сильно различаются от народа к народу и носят условный характер, представляют собой род соглашения[5].

Широкую известность  получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

Постепенно из учений софистов уходили философские  концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо

  1. Сократ и диалогический метод. Этический рационализм Сократа.

       Этический рационализм Сократа.

Основные сократовские школы (киники, киренаики). Большое влияние на античную философию оказал Сократ 469-399. Он современник Демокрита. Всю жизнь Сократа - это воплощение его учения. Известными школами Сократа являются: мегарская, киниська, Киренск. Киренаики (Гедонип, Федор, Гигезий) считали смыслом и целью человеческой жизни стремление к наслаждению. Реальной является действительность, ценным то, что получаешь в данный момент. Киники (Диоген, Антисфен) наоборот считали, что человек должен освободить себя от зависимостей, удовольствий, ограничивающие человека. 

Реальными являются единичные вещи, общего не существует, каждый сам по себе. В центре философии  Сократа - человек. Но она рассматривается  как нравственное существо. Поэтому  философия Сократа - это этический  антропологизм. Антропология - в широком смысле учение о природе и сущности человека. Интересам Сократа были чужды мифология и метафизика. Его философия рождалась под двумя основными девизами: "Познай самого себя" и "Я знаю, что ничего не знаю". При философском исследовании этических проблем Сократ пользовался методом, который он называл майевтичною. Цель майевтикой - всестороннее обсуждение любого предмета, определение понятия. Сократ первым поднял знания до уровня понятий. И только Сократ обратил внимание на то, что если нет понятия, то нет и знания. Убеждение Сократа в существовании объективной истины приводит его к выводу, что существуют объективные моральные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ утверждает, что познать мир человек может, только познав себя, свою душу, дела, и в этом основная задача философии. Собственных произведений Сократ не оставил. О философских взглядах можно судить только из произведений Платона и Ксенофонта.

По своему образу жизни и философствования, производил не меньшее впечатление, чем содержание его высказываний, С. ближе не к философа в традиционном понимании, а в народного мудреца. Основную свою задачу он видел не в развитии собственной философской системы, а в привлечении к философской сотворчества, процесса выработки философско-этических идей того или иного собеседника с помощью майевтичного, повивального искусства. Аристотель утверждает, что именно С. начал использовать индуктивные доказательства и делать общие определения. В сфере морали С. предстает как последовательный рационалист, отождествляя благотворительность со знанием. Кто знает что есть добро, не может делать зла. С. отрицает невозможность противоречия между разумом и поведением, исповедуя целостность человеческой личности. Критикуя недостатки власти он был убежден в возможности их преодоления и приведения существующего государственного устройства в соответствии с лучших его образцов, уже приобретенных в ходе исторического развития. С. ввел диалог как один из основных методов поиска, прежде обозначил и в немалой степени расстроил способ формирования диалектического мышления, одним из первых начал применять его к рассмотрению жизненных проблем человеческого бытия.

Сокра́т — древнегреческий  философ, учение которого знаменует  поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии.

 

 

Объективный идеализм Платона. Учение Платона об «идеальном государстве».

      Платон смог создать первую  философскую систему «Объективный  идеализм». Одним из первых он определил двойственную природу человека. С одной стороны, человек есть часть материального мира. А с другой, он есть духовная сущность.

Идеальное он отделяет от материального и выводит его  за сферу материального. Идеальное  выражается прежде всего в сущности явлений, процессов. Называя какой-либо предмет, мы в понятии фиксируем его сущность. Платон, определив сущность идеями, поместил их в неком идеальном мире.

Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю  из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами, размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела.

Платон полагал, что душа человека бестелесна и потому неделима и проста Þ бессмертна и вечна. Она чувственно не воспринимается. Понятие бессмертия трактуется иначе, чем в христианстве. У Платона: души существуют вечно: и до поселения в тело человека, и после физической смерти. Душа пребывает в мире идей Þ своеобразное понимание познания. Находясь в мире идей, душа созерцает сущность вещей Þ душа обладает исчерпывающим знанием о сущностях. Становясь душой отдельного человека, душа «забывает» то, что она знала о мире. Однако, если человек занимается самопознанием, стремится к самоуглублению, фиксирует внимание на конкретных вещах, то душа припоминает имеющиеся знания. Такая концепция познания получила название концепции припоминания.

Идеальное государство - вот что стоит в центре всей философии Платона. Идеальным государством у Платона является государство, устроенное в соответствии с его идеей. А его идея - это идея Всеобщего Блага. Всеобщее благо, считал Платон, несовместимо с частным интересом. Поэтому правители такого государства должны, во-первых, быть философами, чтобы понимать, в чем состоит идея государства, а во-вторых, они не должны иметь семьи и собственности, потому что это связано с частным интересом, который противоречит идее Всеобщего Блага.

Идеальное государство, по мнению Платона, должно быть сословным. Высшее сословие философов формируется  в этом государстве путем специального отбора, начиная с детского возраста. Помимо этого сословия, управляющего с точки зрения Высшего Блага, Платон выделяет сословие производителей, для которого допустимо своекорыстие и стремление к "так называемому благу". Платон так и выражается: "так называемые блага". Речь идет о материальных вещах: пище, одежде, жилье и т. п. Они делимы, а потому людям свойственно стремление урвать свою часть материальных благ. В отличие от них, Всеобщее Благо одно на всех. К примеру, общественное согласие, о котором печется государство, одно на всех, и его нельзя присвоить в одиночку. Поэтому о нем, согласно Платону, должны заботиться люди, с частной собственностью никак не связанные.

Кроме того, в  идеальном государстве Платона  предусмотрено сословие стражей, которое  необходимо для охраны, а также  для завоевательных войн, в которых  добывают рабов. В государстве Платона  рабство сохраняется, хотя не рекомендуется обращать в рабство эллинов. Стражи, в отличие от производителей, у которых отдельные семьи, имеют общих жен и детей. Ведь если у каждого будет своя семья, то и стараться он будет для нее в ущерб общим целям. А стражи служат государству, подобно философам. Поэтому их удел - общее проживание, совместные трапезы и т. п. Каждый из стражей лично для себя получает только пропитание.

Платона считают  автором первой коммунистической утопии. И это действительно так. Более  того, в его представлениях присутствуют черты военного коммунизма с его казарменной идеологией и психологией. Но своеобразие коммунизма Платона в том, что это коммунизм верхов и коммунизм потребления, а не производства. Противоречие между Всеобщим Благом и частным интересом Платон разрешает за счет того, что разводит то и другое по разным полюсам. То и другое достается у Платона разным сословиям. Частный интерес, считал Платон, - это материальный интерес, тогда как всеобщий интерес по существу является идеальным интересом. И поскольку всеобщее, по Платону выше частного, то и идеальное выше материального. Именно в этом суть идеализма Платона.

Учение Платона  есть философский идеализм. И Платона  по праву считают основателем  этого направления в философии. Философский идеализм - это признание первенства идеального по отношению к материальному. Принято подразделять идеализм на объективный и субъективный в зависимости от того, ищут идеальную основу мира в самом человеке как субъекте или же во внешнем ему объективном мире. Но сразу же оговорим тот факт, что эти две формы идеализма нельзя рассматривать как равноправные и независимые друг от друга. Ведь отдельный индивид является довольно шаткой и неустойчивой опорой для обоснования природы идеального. А потому у субъективного идеализма есть склонность к эволюции в сторону объективного идеализма, как это произошло, к примеру, с английским мыслителем XVIII века Д. Беркли. А того, кто настаивает на человеке как мере всех вещей, подстерегают тупики крайнего субъективизма, на которые мы указывали в связи с учением Протагора.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»