Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 20:08, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 28.33 Кб (Скачать файл)

“Монастырский устав” —  ценный памятник философской мысли. В введении к нему говорится о  том, что борьбу со злом нужно начинать с очищения своего сознания. В одиннадцати  главах сочинения вначале анализируется  происхождение страстей, а затем  описывается, как бороться с ними. В этом сочинении рассматривается  учение Нила Синайского о восьми пороках, порождаемых дурными страстями. К их числу относятся чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Восьми порочным страстям должно противодействовать восемь добродетелей: пост, целомудрие, нестяжательство, милосердие, вера, терпение, скромность, смирение. Нил Сорский обнаруживает большую эрудицию, знание святоотческой  литературы. Идеи Нила Сорского глубоко  почитались на Руси. Его авторитет  среди православных интеллектуалов был всегда очень высок.

Еще один крупный философ  — Максим Грек (ок. 1470 — 1556). Он считается  самым крупным мыслителем XVI в. Максим Грек оставил после себя 300 оригинальных и переводных работ. В своих сочинениях он проводил мысль о высоком предназначении человека в диалогах “Беседа души и ума” и “Беседует ум к душе своей”; доказывал, что философия  связана с филологией в сочинениях “О пришельцах философах”, “Беседовании о пользе грамматики”. Он подчеркивал  в послании к Ивану Грозному “Главы поучительны начальствующим правоверно”, что чем выше власть, тем умнее  люди для нее требуются. Влияние  Максима Грека затронуло многие стороны духовной жизни в России того времени. У Максима Грека  на Руси было много последователей: Федор Карпов, Зиновий Отенский, Артемий Троицкий. Максим Грек примыкал к нестяжателям.

В Русском государстве  наряду с идеями нестяжательства, пропагандирующимися  последователями Нила Сорского, широко распространилось иосифлянство. Основателем  последнего был Иосиф Волоцкий (1440 — 1515). Он пытался на практике осуществить  проект устройства монастыря, в котором  бы монахи были освобождены от физической работы, связанной с обеспечением собственной жизни. Их задачей в  монастыре Иосифа Волоцкого является культурно-просветительная работа и самосовершенствование. Иосиф  написал около 40 сочинений. Он доказывал, что монастыри должны владеть  землей и крестьянами. Реформаторские идеи Нила Сорского были побеждены  идеями Иосифа Волоцкого.

В XVI в. по мере укрепления Русского государства расширилась переводческая  деятельность. Русский читатель сумел  познакомиться более масштабно  со святоотческой христианской литературой. В этом веке было создано много  произведений русскими авторами. Развитие писательства в Русском государстве  в начале XVII в. позволило отразить многие события смутного времени. В  этом отношении интересны “Повесть о видении некоему мужу духовну”, “Новая повесть о прославленном  Российском царстве”, “Плач о пленении и о конечном разорении Московского  государства”, “Иное сказание”, “Сказание  Авраама Палицына”, “Временник”  дьяка Ивана Тимофеева.

Интерес к философии пробуждается не только переменами в жизни России, но и ростом грамотности. В 1685 г. было открыто первое высшее учебное заведение  в России — Славяно-греко-латинская  академия в Москве. Во главе ее философской  жизни стояли братья Иоаникий (1663 — 1717) и Софроний (1652 — 1730) Лихуды, прибывшие  из Греции и получившие образование  в Падуанском университете. Курс по философии они впервые прочитали  в академии с марта 1690 г. по август 1691 г. Читаемый ими курс философии  еще был насыщен богословием, но в то же время в него включались и проблемы светской философии. Этот курс состоял из логики и натурфилософии. И хотя им не дали закончить излагаемый курс философии, тем не менее написанные Лихудами труды способствовали пробуждению  любви наших соотечественников  того времени к мудрости. Лихуды оставили много учеников, среди них  были Палладий Роговский, Леонид Магницкий, Федор Поликарпов и другие.

Палладий Роговский, не дослушав курса Лихудов и сняв иноческую  одежду, в течение 8 лет учился в  различных коллегиях и университетах  Чехии, Германии, Голландии, Италии. Вернувшись в 1699 г. на родину с дипломом доктора  философии, стал во главе академии. Он много сделал для ориентации на западноевропейскую науку и культуру. С 1703 г. и до 70-х гг. XVIII в. в академии преподавали философию выпускники Киевской академии. В их курсах преобладал интерес к вопросам учения о бытии  и познании. Но с середины XVIII в. курсы, читаемые в академии, начали включать другие философские дисциплины. Известны курсы модальной философии Иоанна Козловича и Владимира Каллиграфа (друга Г. С. Сковороды). Значение Славяно-греко-латинской  академии для распространения философии в России объясняется тем, что в этом учебном заведении впервые философия стала регулярно преподаваться как определенная система теоретического знания [25. С. 25].

Существенный вклад в  развитие русской философии в XVII в. внесли Симеон Полоцкий (1629 — 1680), Сильвестр  Медведев (1641 — 1691).

Значительное место в  русской духовной жизни рубежа XVII — XVIII вв. занимает Дмитрий Ростовский (1651 — 1709) (в миру Даниил Савич Туптало), впоследствии причисленный к лику святых за создание многотомного труда “Минеи Четьи”, в который вошли жизнеописания  святых. Это произведение имеет огромное духовно-нравственное значение для  православных христиан. Он беспощадно обличал верхушку господствующего  сословия. Его произведения были изданы в 1869 — 1871 гг. в 4-х частях. В своих  сочинениях святой заклеймил алчность, несправедливость, бесчеловечность  богатых. Он рассматривал мир как  средоточие зла. Средство совершенствования  общества и человека он видел в  образовании и воспитании. Эти  идеи нашли широкий отклик в этико-гуманистической  литературе последующего времени.

Развитие русской философской  мысли в X — XVIII вв. характеризуется: а) тесной связью с христианской философией и религией; б) практической направленностью, выражающейся в попытках осмыслить  связь человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладанием в ней проблем  социальной философии и этики; д) воплощением ее идей в художественной форме; е) обращенностью внимания не столько к внешнему миру, сколько  к внутреннему миру человека.

Следует отметить, что названные  обстоятельства ослабляли внимание к теоретической разработке проблем  познания, сознания и диалектики, что  отличает русскую философию от западноевропейской философии этого периода.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"