Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 128.74 Кб (Скачать файл)

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой'ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая, что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Отсюда гедонизм.

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. К удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общих норм и законов природы. Каждый сам по себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижение независимости и внутренней свободы.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и неделимое бытие носит хар.всеобщего блага, существует единое добро, равное истине, богу, уму. Единственная добродетель -познание добра. Все единичное противостоит добру и лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. Только необходимое, возможности нет.

7. Философия Платона

Платон считается первым древнегреческим философом, создавшим целостную философскую систему, объединившую онтологию, гносеологию и антропологию. Философское учение Платона обнимает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и познании, об обществе и т.д. ФилософиюПлатон понимает как учение о сущем, том что является постоянным в окружающем мире. Мир чувственных вещей непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея– это сущность 
предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь материальным отображением идеи данной вещи. Например, лошади рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи лошади, которая 
вечна и неизменна. Идея – образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Материальный мир образуется из соединения «идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность и вещественность. Платон считает, что первичен именно 
мир идей, мир идей вторичен. Поэтому его называют создателем первой в мире идеалистической системы. Антропология. Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке. Тело смертно – душа бессмертна. Душа– это «эйдос», сущность человека. Назначение тела– быть временным вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит 
из трех частей – разумной (ведущей), аффективной (страстной) и вожделеющей. Изначально было сотворено определенное количество душ (сколько звезд на небе). Это число неизменно. После смерти и воздаяния за грехи душа сама выбирает себе будущую жизнь, правда, попадая в тело она это забывает. Душивселяются как в тела людей, так 
ив тела животных и растений в зависимости от того, насколько разумной части души удалось победить низшие. Души=идеи первоначально находились в идеальном мире и созерцали сущности=идеи всех предметов. Попав в материальные тела, они все забыли. Отсюда, по Платону, знание есть не что иное как припоминание того, что они созерцали ранее. Именно поэтому Платон столь парадоксально трактует смерть как благо – особенно для философа, стремящегося познать сущее. 
 
Платон – первый философ, создавший социальную утопию. Его интересовали условия возникновения и построения справедливого – идеального государства. Ко всем существующим он относился отрицательно. Платон резко критикует олигархию (власть богатых), тимократию (власть военных), тиранию и демократию («безумие большинства»), которая как правило, вырождается в тиранию. Он предлагает свой образец совершенного государства. Философ основывает свое учение о государстве на учении 
о структуре души человека. «Государство подобно человеку и человек подобен государству». Подобно тому как в душе три части, так и в государстве должно быть три группы граждан, три сословия. Разумной части души, добродетель которой в мудрости, должно соответствовать сословие правителей – философов; страстной части, добродетель 
которой в мужестве – сословие воинов, воспитанных в дисциплине; низменной, вожделеющей части души – сословие земледельцев и ремесленников. Каждое сословие должно быть ограничено выполнением своих обязанностей и воздерживаться от вмешательства в дела других. Именнов этом и заключается справедливость поПлатону. 
Каждыйзанят своим делом и действия всех граждан подчиненыобщему благу, выразителем которого является государство. Философ пытается предложить модель не только справедливого, но и гармоничного общества. Источником противоположных интересов, подрывающих единствообщества, он первый в истории общественной мысли называет частную собственность. Поэтомуни философы-правители, ни стражи не имеют право иметь частную собственность (земледельцы и ремесленники лишь в небольшой степени). Лишены они также семей и детей, воспитанием которых занимается государство. Государство Платона построено по жесткому кастовому принципу, переход из одного сословия в другой невозможен. Это государство в котором 
интересы личности подчинены интересам общества, человек лишен 
свободы выбора (это недостаток также всех последующих утопий).

8. Философия Аристотеля

Ученик Платона Аристотель выступил с критикой своего учителя. Ошибка Платона, с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал «мир идей» от реального мира. Сущность предмета в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей», существуют 
только единичные и конкретно определенные предметы. Сущность предмета и причина его заключена в форме, которая неотделима от вещи. Форма – ключевое понятиеАристотеля. Именно форма делает предмет тем, чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины по материи, но различны по форме. Материя– это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, действительность. Единичное бытие (предмет) есть соединение двух причин бытия: формальной и материальной. 
Всего их 4: 
формальная, - сущность вещи;  материальная – субстрат вещи; 
действующая – то, что приводит в движение и обуславливает изменение; 
целевая – во имя чего совершается действие. 
Бытие по Аристотелю иерархично и выражается оно в иерархичности форм. Поднимаясь по лестницеформ значение материи ослабевает, а формы возрастает. Форма неживых предметов – растительная форма - животная – форма (душа) человека – Бог (как чистая форма освобожденная от материи вообще). Бог Аристотеля – совершенный Ум, источник всякого движения– Перводвигатель, хотя он сам неподвижен, вечен, не имеет истории, бесстрастен и не принимает участия в делах людей. Бог– как абсолютное совершенство, та целевая, конечная причина, которая влечет к себе весь мир. Этика. Цель человеческойжизни – счастье (это общая установка для античной философии. Счастье, по Аристотелю, заключается не в материальном богатстве, не в наслаждении, и ни в одной добродетели, а в разумной деятельности в согласии с добродетелью. Необходимо реализовать в действительности то, что заложено в нем потенциально. Центральное понятие этики Аристотеля – понятие середины. Добродетель – середина между излишеством и недостатком («ничего слишком»). Великодушие есть середина междутщеславием и малодушием, мужество – между безрассудной отвагой и трусостью, щедрость– междурасточительностью и скупостью. Философ особенно высоко ценит такие добродетели как: разумная мудрость, практическая мудрость, рассудительность, мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, любезность. Политология. Так же как и Платон, Аристотель делит формы государства на правильные (когда достигается польза для всех) – это полития, монархия и аристократия; и неправильные (польза для некоторых)– тирания, олигархия и демократия. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом – это монархия, аристократия и «полития», т.е. власть среднего класса. Аристотель полагает, что и для государственного правления (как и в 
этике) «умеренное и среднее наилучшее», т.е именно среднее сословие, 
владеющее умеренной собственностью и устанавливают наилучшую 
форму правления. В отличие от Платона, Аристотель – защитник частной собственности. Он говорит о том, что «одна мысль» о собственности доставляет несказанное удовольствие», отмена ее ничего не даст, так как «общее дело все сваливают друг на друга. Причина несправедливости общества состоит в нежелании управляющих 
действовать в интересах общего блага. Именно служение общемублагу является критерием правильных форм.

9. Философия Эпохи Элленизма

Эпикур. Представитель атомистического материализма, атеизма и сенсуализма. Учился у Демокрита. Был главой организованной им школы – «сад Эпикура». Основной задачей философии Эпикур считал создание этики – учения о поведении, приводящем к счастью. Этика должна опираться на физику, включающую в себя учение о человеке, 
физика – на теорию познания. Все, что мы ощущаем, истинно, ощущения никогда нас не 
обманывают. Ошибки возникают вследствие неправильной оценки того о чем, свидетельствуют органы чувств; сами же органы чувств не судят и поэтому не могут ошибаться. Восприятие– единственный критерий истины. Деятельность логическогомышления– обобщение, индукция. Философ выдвигает идею самодвижения атомов. Как человек способен к свободным действиям, так и атомы – к самопроизвольным отклонениям. Существует внутренний, а не внешний (как полагал Демокрит) источник движения атома – его собственная тяжесть. При движении (условием которого является наличие пустоты) атомы отклоняются от прямогопути на небольшой угол и начинают описывать кривые, касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в 
результате чего возникает предметный мир. Согласно философу, критерий счастья– в чувстве удовольствия. Благо есть все то, что порождает удовольствие, зло– то, что порождает страдание. Философ различает три вида удовольствия:1) природные и 
необходимые дляжизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не необходимые дляжизни и не природные. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания– полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастьефилософа (т.о. эпикуреизм– это воздержанность и аскетизм, 
а отнюдь не без удержанное увлечение материальными удовольствиями!) Безмятежномусостоянию души препятствуют: во-первых, страх перед вмешательством богов в человеческую жизнь; во-вторых, страх перед смертью и загробным миром. Эпикур доказывает несостоятельность этих страхов. Боги не страшны: они не способны вмешиваться в человеческую жизнь, потому что живут не в нашем мире, а в промежуткемеждумирами. Загробного мира не существует: душа смертна и есть лишь временное соединение атомов – это во-первых, во-вторых, смерть и жизнь никогда не встречаются: пока мы живы, смерти нет, а когда мы мертвы, то нет жизни. Жизнь Эпикура – это жизнь мудреца, следующего принципам своей философии. 
Скептицизм. Основатель – Пиррон. Философ стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и отсутствии страданий, безмятежности – атараксии. Суть вещей познать невозможно, поэтомумы не можем говорить ни о прекрасном, ни о безобразном, ни о справедливом, ни о несправедливом. Всякому нашему утверждению о предмете или явлении может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее емуутверждение. Отсюда вывод: воздерживаться от каких-либо суждений о чем-либо. Это тоже проявление атараксии. 
Стоицизм. Учение стоиков просуществовало более 6 веков. Это говорит о востребованности их взглядов на протяжении всего периода античности. Представители: Зенон Китионский, Посидоний, Панеций, Марк Аврелий, Сенека. Согласно стоикам, человек не рожден для наслаждений. Жизнь полна страданий и катастроф, и человек всегда должен быть готовым к ним. Поэтому мудрецу присущи умеренность, мужественность, рассудительность и справедливость. Это - основные добродетели перед лицом всемогущей Судьбы. Все в мире предопределено, происходит с необходимостью и подчиняется этой необходимости (року, судьбе). Человек должен подчиняться необходимости сознательно – этим ограничивается стоическая свобода. «Судьба согласного с ней ведет, противящегося тащит». Покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод есть высшее проявление свободы: если все предопределено, если ничего нельзя в мире изменить, то высшие свобода и достоинство человека могут заключаться только в стойкости и непротивлении злу. Ключевые понятия и слова: вода, воздух, огонь, атом, идея (эйдос), форма, идеальное государство, тимократия, олигархия, полития, апатия, атараксия, мудрец, космополитизм, этика.

10.Средневековая европейская философия. Специфика, главные этапы, основные представители

Средневековой философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V – XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир – Его творением.

  • человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой, христианство «открывает» личность или «внутренний мир» в человеке;

  • провозглашение принципа свободы воли человека в рамках божественного предопределения;

  • выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых;

  • выдвигался догмат о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека – Иисуса Христа;

  • мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

 

Из всего этого следует, что средневековая философия носила религиозный характер. Поэтому основной чертой средневековой философии является теоцентризм (главной причиной всего сущего, высшей реальностью, основным предметом философских исследований является Бог),что отражает подчиненное положение философии по отношению к богословию.Апологетика

Ранний период (II––VIII вв.) получил название патристика, когда происходит заарождение христианской философии в рамках Византийской философии, которая возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением христианства (V–VII вв.).В этот период под влиянием греческих отцов церкви (Прокопий из Газы, Леонтий Византийский, Иоан Дамаскин, Михаил Пселл, Никифор Влеммид), развиваются платоновско-аристотелевские идеи;иррациональное направление представлено мистикой внутренней жизни, обращенной против религиозной формальности (Симеон, Николай Кавасила). Наиболее авторитетным представителем европейской философии периода патристики является Августин Блаженный.

Этому периоду характерны тема троичности, т.е. учение о единстве Бога в трех лицах – Бог-отец, Бог-сын, Бог-дух святой; христологическая тема, то есть учение о сочетании в Христе двух природ – божественной и человеческой; тема соборности; тема богопознания, то есть учение о путях познания Бога; представителем этого периода является Августин Аврелий. Период последующего развития средневековой философии – схоластика (XI–XIV вв.) включает в себя следующие этапы: ранняя схоластика (IX–XII вв.) – нерасчлененность науки, философии, теологии, спор об универсалиях; представители: Иоанн Скот Эриугена, Абеляр, Ансельм Кентерберийский; зрелая схоластика – отделение науки от философии и теологии, распространение идей Аристотеля; наиболее видные представители Альберт Великий, Фома Аквинский, Дунс Скот; поздняя схоластика – формирование научного мышления, отмежевание мистики от теологии, систематизация знания, предпочтение томизму (идеям Аристотеля и его последователей); представители: Николай Орезмский, Уильям Оккам. Одной из основных проблем средневековой философии – проблема универсалий, порождает два направления: номинализм, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, а общие понятия (универсалии) – это имена вещей и реализм, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии.

Отличительными чертами этого периода являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность,учительство. Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данный тип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы. Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюся творческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину, имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы. Яркий представитель этого периода Ф. Аквинский.

К основным проблемам средневековой философии относят следующие:

  • осмысление основных христианский догматов: идея творения мира Богом и идея откровения;

  • проблема универсалий, осмысление которой разделило философов на два основных направления: а) номинализм (направление философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей; согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом и б) реализм (направление философии, сторонники которого считали подлинно существующими не сами вещи, а их общее понятие – универсалии);

  • соотношение веры и разума в процессе познания (они в разное периоды решались по- разному);

  • новое понимание человека (это связано с новым пониманием души и тела) и появление третьей ипостаси – духа;

  • соотношение философии и теологии (богословие, учение о боге) (теология по своей сути отлична от философии, так как разуму отводится служебная истолковательная роль, он только принимает и разъясняет «слово Божие»).

Августин Аврелий (Блаженный) – христианский теолог, епископ, заложил основы католицизма как главного в то время направления христианства. Особое место в философии Августина занимают размышления о соотношении веры и разума – Августин ставит акцент на вере, то есть именно вера является главным в процессе познания. Философ уделял много внимания также проблеме теодицеи (оправдание Бога), где объяснял происхождения зла в створенном Богом мире, источником которого является человек. Августин выдвину оригинальное учение о времени, утверждая, что нет ни прошлого, ни будущего, эти значения придает им сам человек.Учение о граде Божьем и о граде Земном – еще одно, крайне важное учение в наследии Августина. Согласно взглядам философа, земное царство воплощается в государственных учреждениях, оно погрязло в грехах, а Божественное ц арство представлено свящ еннослужителями – особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу,которые объединены в христианскую Церковь. Поэтому Церковь – единственная сила, способная объединить мир и которой должны все подчиняться.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"