Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:22, реферат
Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же ими восхищаются, находя в его философии что-то “родное” для себя, то, что совпадает с их собственными соображениями.
Именно поэтому невозможно изложить философию Ницше, нельзя сделать то, что не позволял себе он сам, ибо домыслы приведут лишь к тому, что свои интерпретации будут выдаваться за его мысли.
Бомба с позитивистским зарядом 
взорвалась в мае 1878 г. публикацией 
новой книги Ницше "Человечество, 
слишком человеческое" с шокирующим 
подзаголовком "Книга для свободных 
умов". В ней автор публично 
и без особых церемоний порвал 
с прошлым и его ценностями: 
эллинством, христианством, 
Шопенгауэром, Вагнером.
Такой неожиданный поворот 
вряд ли можно сводить к двум наиболее 
распространенным версиям. Первая объясняет 
его обычной завистью неудавшегося 
музыканта к Вагнеру, однажды 
довольно пренебрежительно отозвавшемуся 
об одной из музыкальных композиций 
Ницше. Вторая версия усматривает причину 
в воздействии на Ницше его "злого 
демона" - философа и психолога 
Пауля Рэ (18491901), с которым Ницше тесно 
сдружился, живя в 
Сорренто.
Несомненно, дружба с Рэ сыграла 
известную роль в переломе ницшевского 
мировоззрения, но Ницше уже до этого знакомства 
явно охладел к вагнерианству и метафизике 
немецкого идеализма. В Пауле Рэ он нашел 
не вдохновителя, а единомышленника. Не 
случайно на подаренной Ницше книге 
"Происхождение моральных чувств", 
вышедшей за год до "Человеческого", 
Рэ написал: "Отцу этой книги с благодарностью 
от ее матери". Так что влияние бесспорно, 
но влияние обоюдное.
Оторопевшие от измены Ницше 
почитатели Вагнера онемели от ярости, 
а в августе 1878 г. сам маэстро 
разразился крайне агрессивной и 
злобной статьей 
"Публика и популярность". Имя Ницше 
в ней не называлось, но явно подразумевалось. 
Его книга расценивалась как следствие 
болезни, а блестящие афоризмы - как ничтожные 
в интеллектуальном плане и прискорбные 
в моральном. Зато очень высоко отозвался 
о книге Якоб Буркхардт, сказавший, что 
она "увеличила независимость в мире". 
Аристократически мыслящему 
Буркхардту, поклоннику Ренессанса и певцу 
индивидуальности личности, не могло не 
импонировать предостережение Ницше против 
социализма, который 
"жаждет такой полноты государственной 
власти, какою обладал только самый крайний 
деспотизм, и он даже превосходит все прошлое 
тем, что стремится к формальному уничтожению 
личности; последняя представляется ему 
неправомерной роскошью природы, и он 
хочет реформировать ее, превратив в целесообразный 
орган коллектива".
Новый, 1879 г. принес Ницше 
неимоверные физические страдания: 
почти каждодневные приступы болезни, 
непрерывная рвота, частые обмороки, 
резкое ухудшение зрения. Продолжать 
преподавание он был не в силах, и 
в июне Ницше получит по его 
прошению отставку с назначением 
ежегодной пенсии в 3 тыс. франков. Он 
уехал из Базеля в Сильс-Марию, в 
долину Верхнего Энгадина - тихое местечко 
с густым хвойным лесом и маленькими голубыми 
озерами. 
Сгорбившийся, разбитый и постаревший 
лет на 10 полуслепой инвалид, хотя ему 
не исполнилось еще и 35 лет.
Но и в тот ужасный 
1879 г. он создал новые книги: "Пестрые 
мысли и изречения", "Странник 
и его тень". А в следующем, 
1880 г. появилась 
"Утренняя заря", где сформулировано 
одно из краеугольных понятий ницшевской 
этики - "нравственность нравов".
Вначале Ницше проанализировал связь падения нравственности с ростом свободы человека. Он полагал, что свободный человек "хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции". Последнюю он считал "высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит". А отсюда следовало еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже и в том случае, если в его основе лежат мотивы, "сами положившие начало традиции".
Как продолжение "Утренней 
зари" зимой 1881-1882 г. Ницше написал 
в 
Генуе "Веселую науку", выходившую 
позже несколькими изданиями с дополнениями.
С этого сочинения началось 
новое измерение мысли Ницше, 
невиданное никогда прежде отношение 
к тысячелетний европейской истории, 
культуре и морали как к личной 
своей проблеме: "Я вобрал в 
себя дух Европы - теперь я хочу нанести 
контрудар". Но столь интимная сопереживаемость 
с историей не могла обернуться ни чем 
иным, как "отравлением стрелой познания" 
и 
"ясновидением" , а сам Ницше - "полем 
битвы". Легко пожать плечами при этом 
признании, полагая, что оно было высказано 
человеком, страдающим манией величия. 
Труднее признать как непреложную данность 
поразительнейший дар 
Ницше жить в возвышенном мире и не воспринимать 
это как "нечто фальшивое и жуткое".
Особенно впечатляют два 
фрагмента "Веселой науки" - "Безумный 
человек" и "Величайшая тяжесть". 
В первом возникает тема "смерти 
Бога", образ которого увенчан 
в многочисленных надгробиях и церквах, 
разбросанных по всей Земле. Диагноз 
Ницше фиксирует глубинную 
Отныне человек вступает в эру совершеннолетия, 
теперь он предоставлен самому себе. Авторитет 
Бога и церкви исчезает, но на их место 
приходит авторитет совести, авторитет 
рвущегося на освободившееся место разума. 
Сверхчувственный мир идеалов умирает, 
но творческое начало - прерогатива библейского 
Бога - переходит в человеческую деятельность. 
Но коль скоро этот сверхчувственный мир 
начиная с Платона, вернее с христианского 
толкования его учения, трактуется как 
мир подлинный, то его гибель означает 
для Ницше конец всей предыдущей западной 
философии в лице метафизики или платонизма. 
Ее заменяет "веселая наука" Ницше, 
открывающая "ужасные истины". Второй 
фрагмент в общих чертах намечает развитую 
позднее идею 
"вечного возвращения". Неверно усматривать 
в этой концепции нечто мистическое. Наоборот: 
она происходит от естественнонаучных 
позитивистских посылок, представленных, 
в частности, Ойгеном Дюрингом в книге 
"Курс философии" (1875), которую внимательно 
изучал Ницше.
Дюринг высказал мысль, что 
Вселенную в принципе можно было 
бы представить в любой момент 
в виде комбинации элементарных частиц. 
Тогда мировой процесс будет 
калейдоскопом их различных комбинаций, 
число которых имеет предел. А 
это означает, что после завершения 
последней комбинации может вновь 
складываться первая. Следовательно, мировой 
процесс - не что иное, как циклическое 
повторение однажды уже бывшего. 
Дюринг как позитивист отвергал такую 
гипотезу, считая количество комбинаций 
уходящим в "дурную бесконечность" 
(выражение Гегеля). Однако эта идея 
глубоко поразила Ницше. 
Ницше вслед за Дюрингом исходит из того, 
что в основе бытия лежит некое определенное 
количество квантов силы, понимаемых не 
физически, а биологически. Кванты эти, 
подобно объективациям воли в философии 
Шопенгауэра, находятся в постоянной борьбе 
друг с другом, образуя при этом отдельные 
сочетания. А так как число квантов постоянно, 
то периодически должны складываться 
комбинации, уже бывшие когда-то прежде: 
"Все становление имеет место только 
в рамках вечного круговращения и постоянного 
количества силы". Таким образом, бытие 
в том виде, в каком оно существует, не 
имеет цели и смысла, оно неумолимо вновь 
и вновь повторяется, никогда не переходя 
в небытие - неизбежный вечный круговорот 
и вечное возвращение. Но, следовательно, 
повторяется и человек, а значит, никакой 
потусторонней небесной жизни в природе 
не существует и каждое мгновение вечно, 
поскольку неизбежно возвращается.
“Заратустра”
Мысль о вечном возвращении 
настолько глубоко захватила 
Ницше, что он в необыкновенно 
короткое время (всего за несколько 
месяцев) создал величественную дифирамбическую 
поэму "Так говорил Заратустра". 
Он писал ее в феврале и в 
конце июня - начале июля 1883 г. в Рапалло 
и в феврале 
1884 г. в Сильсе. Через год Ницше создал 
четвертую часть поэмы, столь лично- интимную, 
что вышла она всего в 40 экземплярах за 
счет автора для близких друзей. Из этого 
числа Ницше подарил только семь, ибо больше 
дарить было некому. Непостижимо чужд 
стал Ницше эпохе. Горько читать его письма, 
в которых он робко извиняется за просьбу 
ознакомиться с его книгой. Не успеха, 
не славы, даже не простого человеческого 
сочувствия ждал он: он надеялся найти 
хоть какой-нибудь отклик на сжигающие 
его мысли. И все напрасно! Даже самые близкие 
люди - сестра, Овербек, Роде, Буркхардт 
- избегали в ответных письмах всяких суждений, 
словно тягостной повинности, настолько 
непонятны им были боль и страдания его 
лихорадочного разума.
Время работы над "Заратустрой" 
- один из тяжелейших периодов в жизни 
Ницше. В феврале 1883 г. в Венеции скончался 
Рихард Вагнер. Тогда же Ницше пережил 
серьезную размолвку с матерью и сестрой, 
возмущенными его намерением жениться 
на Лу Андреас-Саломе (1861-1937), в будущем 
известной писательнице, авторе биографий 
P.M. Рильке и 3. Фрейда, которую они считали 
"совершенно аморальной и непристойной 
особой". Тяжело пережил Ницше и помолвку 
сестры с учителем гимназии Бернхардом 
Фёрстером, вагнерианцем и антисемитом. 
В апреле 1884 г. Ницше писал Овербеку: "Проклятое 
антисемитство стало причиной радикального 
разрыва между мною и моей сестрой".
"Заратустра" занимает 
исключительное место в 
Книга содержит необычайно большое 
число полускрытых ядовитых пародий 
на Библию, а также лукавые выпады 
в адрес Шекспира, Лютера, Гомера, 
Гёте, 
Вагнера и т.д., и т.п. На многие шедевры 
этих авторов Ницше дает пародии с одной-единственной 
целью: показать, что человек - это еще 
бесформенная масса, материал, требующий 
талантливого ваятеля для своего облагораживания. 
Только так человечество превзойдет самого 
себя и перейдет в иное, высшее качество 
- появится сверхчеловек. Ницше закончил 
первую часть "Заратустры" словами: 
"Мертвы все боги; теперь мы хотим, чтобы 
здравствовал сверхчеловек".
Известно, какой кровавый 
след оставили в истории нелюди, 
возомнившие себя сверхчеловеками. 
Но виновен ли в этом Ницше? Ни в 
коем случае. Его сверхчеловек - результат 
культурно-духовного 
Не случайно, не красного 
словца ради поставил Ницше появление 
сверхчеловека в зависимость 
от смерти богов. На первый взгляд, кажется, 
что 
Ницше помещает человека на опустевшее 
место Бога. Но это не так. Если Бог мертв, 
то его место так и остается пустым, и не 
созидание, а только господство над сущим 
в виде господства над Землей переходит 
к сверхчеловеку будущего.
Сверхчеловек - это не вождь, возвышающийся над массой людей, не фюрер, не дуче, не каудильо, не генеральный секретарь, как это, может быть, кое-кому хотелось бы думать. Это нравственный образ, означающий высшую степень духовного расцвета человечества, олицетворение тех новых моральных идеалов, любовь к которым Ницше стремился сделать главным нравственным устремлением человечества.
Очень просто возмутиться 
идеей сверхчеловека, но непозволительно 
представлять это возмущение, возможно 
и понятное, как опровержение Ницше. 
Он мыслил появление сверхчеловека как 
долгий процесс величайших самопреодолений, 
как великое торжество духовной природы 
человека, а не индульгенцию буйствующему 
произволу хамов.
Другое заблуждение, вытекающее 
из неверного толкования сверхчеловека 
у Ницше, заключается в том, что 
Ницше объявляют философом 
Действительно, господство знати 
- одна из главных основ общественно- 
морального идеала Ницше. Но нам прежде 
всего надо уяснить, что вкладывает 
Ницше в понятия "господство" и "знать".
"Господство" Ницше понимал 
не как политическую или 
Тогда станет понятно, что "аристократия" в учении Ницше вовсе не равнозначна социальной власти немногих избранных над массами: во всех его произведениях "знать" и "чернь" всегда употребляются не как социально- политические, а исключительно как моральные категории. Общественная иерархия здесь совершенно ни при чем. Не богатством или бедностью определяются знать и чернь, а величием или ничтожеством. Величие души - удел немногих, а оно-то и придает смысл самому существованию человека.
Заключение
Таким образом, мы видим, что 
в развитии философских взглядов 
Фридриха 
Ницше можно выделить три следующих друг 
за другом этапа: активное освоение культуры 
прошлого – литературы, истории, философии, 
музыки, сопровождавшееся романтическим 
поклонением античности; критика основ 
западноевропейской культуры (“Странник 
и его тень”, “Утренняя заря”, 
“Весёлая наука”), сведение счетов с кумирами 
XIX века; период написания 
“Заратустры”, учение о “сверхчеловеке” 
(начиная с 1881 года).
Информация о работе Первый этап развития философских взглядов