Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:48, контрольная работа
Целью настоящей работы является исследование сущностных основ марксистского понимания исторического развития общества через его основные категории и закономерности.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРЕХОД ОТ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО К МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И В ЦЕЛОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..3-5
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………6-10
3. КАКИЕ ИДЕИ К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС ПОЛУЧИЛИ СВОЁ РАЗВИТИЕ В XX В. И КАКУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЫГРАЛ ДОГМАТИЗИРОВАННЫЙ МАРКСИЗМ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА?...........................................................................................................11-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития.
Анализ материального производства и его главной производительной силы - трудящихся - привел Маркса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой общественно-политического развития. В.И. Ленин указывал, что исторический материализм "впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий".
Исследуя общественные
условия жизни народных масс, закономерный
процесс изменения этих условий
в связи с развитием
Сознательная же деятельность людей выступает в качестве опосредования необходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни в результате действия объективных законов общественного развития возникают такие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельности народных масс.
Таким образом в рамках марксистского понимания истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов, непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном итоге, - народных масс.
Общественное бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.
Но люди в
обществе не только живут, производят
и развивают формы своей
Вот эта сторона общественной жизни людей - жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная - является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.
Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.
Люди, живя и действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.2
В конце 19 - начале 20 века в развитие марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии. Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии. смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях. В содержании марксистской философии в качестве основного фона выступает революционная установка. Агрессивное содержание, заложенное в марксизме, было многократно усилено характером его использования в России и ряде стран Восточной Европы, Азии и Америки. В этих странах он был, а кое-где остается и поныне, единственной официально признаваемой и навязываемой формой философии. В отличие от других российских вариантов марксизма, например буржуазно-либерального (П.Б. Струве, М.И. Туган - Барановский), усвоивших позитивное содержание марксизма, его материализм, детерминизм, ленинизм, наоборот, взял на вооружение самую слабую сторону теории, его революционный радикализм, представление о диалектике как об учении исключительно о противоречиях развития, о классовой борьбе и революции. Ленин превратил системную философию Маркса в специализированное учение о стратегии и тактике захвата власти. Если у Маркса экономика первична, а политика вторична, то у Ленина первичной стала политика. Кроме того, если Маркс настойчиво доказывал, что "освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом", Ленин обосновал идею о неспособности масс самостоятельно, без интеллигенции прийти к социализму. Еще одна особенность ленинской версии марксизма - провозглашение им принципа партийности философии. Суть его сводилась к утверждению, что истинной, самой верной является только та философия, которая исходит из партийной веры в коммунистическую идею, якобы изначально укорененную в историческом развитии. С этих позиций любая другая философия оказывалась изначально ложной. Таким образом, Маркс создал социальную философию марксизма, Ленин обострил ее недостатки, предельно политизировал их, а их последователи в Советской России крайне вульгаризировали эту теорию, превратив ее в разновидность религиозной веры, чем и довели до глубочайшего кризиса. Можно предположить, что подобный вариант марксистской философии на российской почве соответствовал конкретно-историческим условиям России конца XIX - начала XX в., ее экономик, социальному развитию, культуре, философии.3
Исследования,
проведенные в рамках настоящей
работы, позволяют сформулировать ряд
важных выводов. Материалистическое понимание
истории К. Маркса представляет собой
самостоятельную систему в фило
.ru
1 Исторический материализм. /Под ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшая школа, 1974.
2 Категории исторического материализма. / Под ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И. М.: Мысль, 1980.
3 Философия в вопросах и ответах. / Под ред. д. ф. н. Алексеева А.П. МАРКСИЗМ: "Проспект", 2003.
Информация о работе Переход от идеалистического к материалестическому пониманию развития общества