Переход от идеалистического к материалестическому пониманию развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 11:48, контрольная работа

Описание работы

Целью настоящей работы является исследование сущностных основ марксистского понимания исторического развития общества через его основные категории и закономерности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПЕРЕХОД ОТ ИДЕАЛИСТИЧЕСКОГО К МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И В ЦЕЛОМ ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА…………………..3-5
2. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ И ИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………6-10
3. КАКИЕ ИДЕИ К. МАРКС И Ф. ЭНГЕЛЬС ПОЛУЧИЛИ СВОЁ РАЗВИТИЕ В XX В. И КАКУЮ РОЛЬ В ИСТОРИИ СЫГРАЛ ДОГМАТИЗИРОВАННЫЙ МАРКСИЗМ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА?...........................................................................................................11-12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

к.р по философии 3 вариант.doc

— 85.50 Кб (Скачать файл)

Но есть и другой фактор общественного развития, существующий в сознании людей - это сознательная практическая деятельность масс, классов и их организаций, направленная на изменение существующего положения в соответствии со своими интересами и обеспечивающая это изменение на основе знания законов общественного развития.

Анализ материального  производства и его главной производительной силы - трудящихся - привел Маркса к  важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории. Именно народ, создающий материальные ценности, выступает также творцом духовной культуры человечества, определяющей силой общественно-политического развития. В.И. Ленин указывал, что исторический материализм "впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий".

Исследуя общественные условия жизни народных масс, закономерный процесс изменения этих условий  в связи с развитием производительных сил и производственных отношений, Маркс пришел к научным выводам  о решающей роли народных масс в общественном развитии, о борьбе классов и объективной неизбежности прогрессивного развития общества в направлении к социализму.

Сознательная  же деятельность людей выступает  в качестве опосредования необходимости, поскольку служит ее осуществлению. В реальной жизни в результате действия объективных законов общественного развития возникают такие условия и возможности, реализация которых зависит от деятельности народных масс.

Таким образом  в рамках марксистского понимания  истории необходимость выступает в виде естественно-исторических законов, непреложных детерминант развития общества. Тем не менее, она может быть реализована только через сознательную деятельность людей и, в конечном итоге, - народных масс.

Общественное  бытие людей, по Марксу, есть реальный процесс их жизни. Люди живут и действуют в различных отраслях общественной жизни. Это и есть их общественное бытие. В основе общественного бытия людей лежит их экономическая деятельность. Ведь для того, чтобы жить и работать, люди прежде всего должны есть, пить, одеваться и т.д. А это все обеспечивается людьми в процессе общественного производства, экономической жизни.

Но люди в  обществе не только живут, производят и развивают формы своей общественной жизни, но и отражают в своем сознании данное бытие, размышляют о нем, воссоздают его в виде образов, идей и теорий. Если общественное бытие есть жизнь непосредственная, то мысли об этой жизни есть жизнь опосредованная, отраженная в сознании.

Вот эта сторона  общественной жизни людей - жизнь, опосредованная сознанием, производная, духовная - является областью общественного сознания. Общественное сознание есть сознание общественных отношений, отражение общественного бытия.

Так, литература и искусство описывают, изображают лишь то, что уже существует в жизни, или то, что в жизни зарождается. Политические и моральные идеи суть отражения в головах людей потребностей жизни общества. Общественное бытие первично, а общественное сознание вторично, производно.

Люди, живя и  действуя в обществе, вырабатывают, создают различные представления и идеи о своей общественной жизни.2

 

 

 

 

 

3. Какие идеи К. Маркс и  Ф. Энгельс получили своё развитие  в XX в. и какую роль в истории  сыграл догматизированный марксизм  советского периода?

 

В конце 19 - начале 20 века в развитие марксизма признанными авторитетами были лидеры Интернационала - А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн, Г. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации и пропаганды новой философии. Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистической философии уже в новых исторических условиях внес В.И. Ленин. Он решительно выступал против догматического подхода к философии. смело отбрасывал положения, верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях. В содержании марксистской философии в качестве основного фона выступает революционная установка. Агрессивное содержание, заложенное в марксизме, было многократно усилено характером его использования в России и ряде стран Восточной Европы, Азии и Америки. В этих странах он был, а кое-где остается и поныне, единственной официально признаваемой и навязываемой формой философии. В отличие от других российских вариантов марксизма, например буржуазно-либерального (П.Б. Струве, М.И. Туган - Барановский), усвоивших позитивное содержание марксизма, его материализм, детерминизм, ленинизм, наоборот, взял на вооружение самую слабую сторону теории, его революционный радикализм, представление о диалектике как об учении исключительно о противоречиях развития, о классовой борьбе и революции. Ленин превратил системную философию Маркса в специализированное учение о стратегии и тактике захвата власти. Если у Маркса экономика первична, а политика вторична, то у Ленина первичной стала политика. Кроме того, если Маркс настойчиво доказывал, что "освобождение рабочего класса должно быть завоевано самим рабочим классом", Ленин обосновал идею о неспособности масс самостоятельно, без интеллигенции прийти к социализму. Еще одна особенность ленинской версии марксизма - провозглашение им принципа партийности философии. Суть его сводилась к утверждению, что истинной, самой верной является только та философия, которая исходит из партийной веры в коммунистическую идею, якобы изначально укорененную в историческом развитии. С этих позиций любая другая философия оказывалась изначально ложной. Таким образом, Маркс создал социальную философию марксизма, Ленин обострил ее недостатки, предельно политизировал их, а их последователи в Советской России крайне вульгаризировали эту теорию, превратив ее в разновидность религиозной веры, чем и довели до глубочайшего кризиса. Можно предположить, что подобный вариант марксистской философии на российской почве соответствовал конкретно-историческим условиям России конца XIX - начала XX в., ее экономик, социальному развитию, культуре, философии.3

 

Заключение

 

Исследования, проведенные в рамках настоящей  работы, позволяют сформулировать ряд  важных выводов. Материалистическое понимание  истории К. Маркса представляет собой  самостоятельную систему в философии марксизма. В качестве метода познания объективных законов исторического развития общества здесь используется метод диалектического материализма. Прогрессивное общественное развитие обнаруживает себя через множество зигзагов истории - застой, гибель отдельных цивилизаций и так далее. Это свидетельствует о его сложности. Однако неизменной остается логика исторического процесса, выражающаяся в определенной последовательности смены общественно-экономических формаций. Она находит и свое практическое подтверждение: так, ни один из народов не развивался в направлении от феодализма к рабству, или от капитализма к феодализму. Общественное развитие в целом осуществляется в виде необратимого процесса, что и отражается в марксистском понимании главного направления прогресса человечества как последовательной смены формаций. В марксизме понятие общественно-экономической формации неразрывно связано с понятием социальной революции. Последняя представляет собой такой качественный скачок, который знаменует кардинальный переворот в общественной жизни и означает, что низвергается отживший и утверждается новый прогрессивный общественный строй. Социальная революция с логической необходимостью завершает процесс разрешения возникающего на определенном этапе развития производства противоречием между производительными силами и производственными отношениями, которое является самой глубокой экономической основой и причиной всякой социальной революции, замена одной общественно-экономической формации другой. Исторический процесс является объективно обусловленным, поскольку подчиняется законам общественного развития. Они формируются как устойчивые, необходимые, существенные связи между людьми или элементами общественной системы на основе общественного материального производства в ходе осознанных действий больших масс людей, преследующих свои цели. Появление этих законов нельзя рассматривать ни как требование какой-то внешней по отношению к обществу силы, ни как произвольные стремления господствующей социальной группы. Люди по своему желанию произвольно не могут отменять или заменять их. Объективные законы сами детерминируют деятельность людей, обуславливают определенный порядок отношений между ними. Однако реализация объективных законов находится в диалектической взаимосвязи с сознательной деятельностью людей, причем эта деятельность может иметь такие последствия, которые не входили в намерения классов и общества. Это значит, что люди сами делают свою историю, выступая, по словам К. Маркса, не только авторами, но и актерами своей собственной драмы.

 

Список литературы

 

  1. Исторический материализм. /Под ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшая школа, 1974.
  2. Категории исторического материализма. / Под ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И. М.: Мысль, 1980.
  3. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Лавриненко В.Н., проф. Ратникова В.П. - 3-е изд. Перераб. и доп. - МАРКСИЗМ: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
  4. Философия в вопросах и ответах. / Под ред. д. ф. н. Алексеева А.П. МАРКСИЗМ: "Проспект", 2003.

.ru

 

 

 

 

1 Исторический материализм. /Под ред. Шептулин А.П., Разин В.И. М.: Высшая школа, 1974.

2 Категории исторического материализма. / Под ред. Дряхлов Н.И., Разин В.И. М.: Мысль, 1980.

3 Философия в вопросах и ответах. / Под ред. д. ф. н. Алексеева А.П. МАРКСИЗМ: "Проспект", 2003.


Информация о работе Переход от идеалистического к материалестическому пониманию развития общества