Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 16:01, контрольная работа
Философия эпохи Возрождения, или Ренессанса, явилась важным этапом развития философской мысли и охватывает период с XIV по начало XVII вв., когда происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы. Вот как Ф. Энгельс характеризует эти изменения: «Королевская власть, опираясь на горожан, сломила мощь феодального дворянства и создала крупные, в сущности основанные на национальности, монархии, в которых начали развиваться современные европейские нации и современное буржуазное общество... только теперь, собственно, была открыта земля и были заложены основы для позднейшей мировой торговли и для перехода ремесла в мануфактуру, которая, в свою очередь, послужила исходным пунктом для современной крупной промышленности» [4].
1 Общая характеристика эпохи  Возрождения
2 Гуманизм, Антропоцентризм,Секуляризация.Пантеизм- Основные черты философии Возрождения.
3   Высокий интерес к социальным  проблемам, обществу и государству  и    развитие идей социального  равенства
4 Итоги развития философской мысли эпохи Возрождения
     Список использованной литературы.
В космологии Кузанского отвергалось 
учение о Земле как центре Вселенной, 
а отсутствие неподвижного центра привело 
его к признанию движения Земли. 
В трактате «Об ученом незнании» 
он прямо говорит: 
«.... Наша Земля в действительности движется, 
хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в космологических 
построениях Кузанского прямое предвосхищение 
гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное 
положение и неподвижность 
- Тесным образом с 
Уподобление человека Богу осуществляется на путях познания мира. Причем возможность познания человеком мира не ограничивается трактовкой и толкованием Священного Писания. Эта возможность заложена в самой природе человеческого ума, в его практической деятельности. Так же, как Бог развертывает из себя мир, так и человек развертывает из себя предметы рассудка. Ум человека основывается на ощущениях, соединенных с воображением. Начало процесса познания невозможно без чувственного возбуждения. Этим Кузакский по сути закладывает основы философской гносеологии - теории познания, в которой высшим формам познавательной деятельности предшествуют ощущения и восприятия [10].
- Затрагивает Кузанский и 
Если Н. Кузанский через призму 
платонизма в основном рассматривает 
проблемы онтологии и гносеологии, 
то Марсилио Фичино (1433-1499) больше внимания 
уделяет социально-этической 
Это было вольное содружество 
В Платоновской академии как нигде процветал Дух Возрождения: это было сообщество безнадежных мечтателей и романтиков, влюбленных в философию и друг в друга, веривших в высокие идеалы и не забывавших о земных радостях. Все они хотели сделать этот мир лучше. «Они узнают друг друга по тем трем ясным знакам - возвышенная душа, религия и духовное красноречие, - которые отличают истинного платоника; и они считают себя божественными, потому что они знают недостатки мира сего и потому что им дано воображать иной, лучший мир».
Однако члены академии не создали сколько-нибудь законченной философской системы и даже не стремились ее создать. Воззрения их различны, но все они направлены на прославление Человека и на утверждение его высокой роли в мире. Именно поэтому учения флорентийских неоплатоников часто называют «возрожденческим гуманизмом» [6].
Пантеизм и гуманистический антропоцентризм обеспечили устойчивую веру человека в способность познать мир и самого себя в этом мире, что и осуществляли естествознатели. Имя пионера современного естествознателя по праву заслужил Леонародо да Винчи (1452-1519). Своей многогранной творческой деятельностью он проложил дорогу науке будущего. Его многочисленные заметки, сделанные особым зеркальным почерком, не предназначались для печати. Они не стали достоянием современников - он работал для будущих поколений.
Откровению Священного писания, астрологии и алхимии, сновидениям и мистике Леонардо противопоставил опыт. Обращение к опыту, как источнику познания, явилось следствием повседневной практики естествоиспытателя. Он полагает, что неапробированная мысль может породить обман, не приблизить, а увести от истины. Только знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, а последняя является отличительным признаком подлинной науки.
Следовательно, так как теология не имеет опоры в опыте, она не может быть наукой, не может претендовать на обладание истиной - не может быть науки и там, где опыт подменяют спор и крики, где бал правят эмоции.
Другую помеху на пути к истине Леонардо усматривает в излишнем преклонении перед авторитетами - не подражать нужно, а работать, искать [8].
Однако мы не найдем у Леонардо какой-то разработанной методики экспериментирования. Он скорее ориентировался на стихийное экспериментирование, осуществлявшееся во многих итальянских художественных мастерских, которое, совершенствуя, практиковал сам. Но методологическая проницательность ученого привела к четкому уяснению того, что такого рода экспериментирование само по себе еще далеко недостаточный путь достижения достоверной истинности, ибо «природа полна бесчисленных причин, которые никогда не были в опыте». Отсюда необходимость теории для его осмысления, резюмируемая в широко известных его словах: «Наука — полководец, и практика — солдаты».
В результате таких экспериментов трудно обозреть круг изобретений и проектов Леонардо да Винчи - в области военного дела (идея танка), ткацкого производства (проект автоматической самопрялки), воздухоплавания (включая идею парашюта), гидротехники (идея шлюзов). Почти все они далеко обгоняли технические возможности и потребности своей эпохи и по достоинству оценены только в прошлом и настоящем столетиях [7].
Нужно отметить также, что интересные 
суждения высказывает Леонардо да Винчи 
и по проблемам космологии. Его 
мысль, что не Земля, а, скорее, Солнце 
выступает центром нашей 
В результате возвышения опыта эпоху Возрождения именуют эпохой «великих открытий»:
- Решающую роль в пересмотре 
представлений о мире сыграла 
опубликованная в 1543 году работа 
Н.Коперника (1473-1543) «Об обращении 
небесных сфер». Главная идея 
этого великого произведения, положенная 
в основу гелиоцентрической 
Разработке концепции 
- Учение Коперника развивает 
Иоганн Кеплер (1571-1630), чьи научные 
идеи стали непосредственной 
предпосылкой развития науки 
и философии Нового времени. 
Предвосхищая открытие закона 
всемирного тяготения, Кеплер 
обосновал положение о том, 
что планеты движутся вокруг 
Солнца не по идеальным 
- Еще один шаг в становлении 
науки как самостоятельной 
- Новые воззрения в своих 
сочинениях развивал и Д.ж.
Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи: «Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».
Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж.Бруно по-новому поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр - его звезда.
Разорвав границы мира и утвердив 
бесконечность Вселенной, Бруно 
оказывается перед 
Таким образом, познание мира опирается на опыт и разум, а не на интуицию. А в результате видения в природе не только божественного творения, но и прежде всего совокупности присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII - XVIII вв.
2.5 Высокий интерес к социальным 
проблемам, обществу и 
Гуманистическая мысль эпохи Возрождения многогранна.
Вопросам нравственности и политики посвящены сочинения Эразма Роттердамского (1469—1536) «Наставление христианского воина», «Воспоминания христианского государя». А «Похвальное слово Глупости» стало книгой века. Эразм видит в христианстве прежде всего человеческие ценности, требования человеческой нравственности, определяемые не догмами церкви, а заповедями Христа. Человек должен проникнуться любовью к Богу и людям и выполнить по отношению к ним свой долг любви и милосердия. Быть философом и христианином, исповедовать христианство и проповедовать философию Христа - это значит строго следовать естественным правилам нравственности.
Оптимизм и гражданский пафос 
Эразма получили свое дальнейшее развитие 
только во взглядах автора знаменитой 
«Утопии» Томаса Мора (1478-1535), который 
противопоставляет этический 
Информация о работе Пантеизм и гуманизм философии эпохи Возрождения