И. Нахов так 
определил онтологию кинизма и ее взаимосвязь с этикой. 
«Этика, составляющая «душу» кинизма, 
связана с его сенсуалистским материализмом, 
не оставляющим места для религиозной 
морали, а также с логическим сингуляризмом 
и номинализмом». Там же. - С. 8. Если выразить эту мысль 
проще, мир таков, как он нам представляется, 
нужно уживаться с этим миром и не требовать 
от него больше чем он может дать. Можно 
сказать, что в этом подходе есть определенное 
предвестие эмпиризма, хотя основные свои 
взгляды киники все равно определяли теоретически 
и не могли отказаться от представлений 
о Едином.
Исходя из 
своих представлений они требовали 
соответствия этической позиции 
и поступков философа, проповедовали 
не сколько словом, сколько делом. 
Практика выше теоретического познания, 
хотя эта практика - еще не эмпирический эксперимент, 
а только поступки. См.: Там же. - С. 9.
Такая естественная 
гносеология дала соответствующий 
толчок более позднему материализму 
Эпикура, стоической морали и христианству.
Таким образом, 
она проповедовала чувственное 
постижение мира, чем в свое время сослужила 
большую службу для развития экспериментальной 
науки.
Заключение
Как видим, в 
античном мире и, прежде всего в Древней 
Греции, сложились все основные гносеологические 
предпосылки. Античная проблематика стала 
проблематикой всей европейской философии на 
тысячелетия. Просуществовав в Древнем 
Риме, как повтор греческих образцов в 
различных формах неоплатонизма, эпикурейства, 
стоицизма и аристотелизма, она легла 
в основу христианского мировоззрения 
и она же составила главную проблему рационализма 
и классической философии.
В самом античном 
мире гносеология содействовала 
развитию математики. Хотя занятия 
мыслителей были шире, чем вмещает 
современная философия. Фактически, 
философия вмещала в себя все 
науки, все искусства, мифологию, религию и практическую мораль. 
Вероятно, эта традиция привела к сегодняшнему 
западному подходу к научным званиям. 
Ученый из любой области науки воспринимается 
как философ.
Но главное 
заключается в том, что греческий 
миф о единстве и целостности 
бытия определил структуру, направленность 
и проблемы европейской философии. Попытка 
совместить этику, ценностные установки, 
политическую теорию и естествознание 
привела к созданию сложных элитарных 
систем. Эмпирическое знание об изменчивости 
и теоретическое желание ухватить неизменную 
сущность вещи соединенные с той или иной 
формой социально-этического проекта 
влияли на терминологию, восприятие мира. 
Это создавало противоречия в гносеологических 
рекомендациях.
Эти противоречия 
сгладила эпоха средневековья. Схоласты 
не имели нужды доказывать бренность 
этого мира и имели жесткое абсолютное 
основание для своих теорий. Этим основанием 
было бытие Бога.
Но как 
только научный прогресс привел к 
возникновению эмпирического знания 
и эмпирической философии, а идея 
Бога утратила свою абсолютность, философия 
вернулась к проблемам, с которыми столкнулись 
Сократ, Платон, Аристотель и их последователи. 
Попытки Канта отделить вещь саму по себе 
от явлений, аналогичны подходу Аристотеля 
к познавательным процессам, когда последний 
отделял сущность от существования.
Диалектика 
Гегеля впитала в себя проблематику 
Гераклита, чтобы через законы развития 
опровергнуть тезис Канта о пределах 
познания.
Субъективизм, 
экзистенциализм, феноменология, материалистическая 
диалектика и другие современные 
философские школы, так или иначе, 
повторяют идеи, которые на заре человечества 
появились в учениях греческих мудрецов.
Поэтому история античной 
философии остается актуальной, а 
процессы возникновения тех или 
иных теорий многое могут подсказать 
современному ученому и философу.
Список литературы.
1. Антология кинизма: 
Философия неприятия и протеста/ Под ред. 
И. Нахова. - М.: ТЕРРА, 1996. - С. 7.
2. 
Диоген Лаэртский. О жизни, 
учениях и изречениях знаменитых 
философов// АН СССР, Ин-т философии; 
Общ. Ред. А.Ф. Лосева. - М.: Мысль, 
1979. - С. 103.
3. 
Каутский К. Происхождение христианства. 
- М.: Политиздат, 1990. - 463 с.
4. 
Поппер К.Р. Открытое общество 
и его враги. - М.: Феникс, Культурная 
инициатива, 1992. - Т. 1.
5. 
Сафонов В.И. Политические взгляды 
Аристотеля// Социально-политический журнал 
(Социально-гуманитарные знания). - 1998. 
- N 4. - С. 181 - 182.
6. 
Серебряков Ф.Ф. Истоки и основания 
философии. - Казань: Унипресс, 1998. - С. 38.
7. 
Соловьев В.С. Жизненная драма 
Платона// Сочинения в 2 т. - М.: Мысль, 
1990. - Т. 2. - С. 582 - 625.
8. 
Философский словарь// Под ред. 
М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. - М.: 
Политиздат, 1968. - С. 22.
9. 
Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы: 
Сочинения. - М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: 
Фолио, 1998. - С. 297.