Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 07:14, контрольная работа
С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.
Основной вопрос философии - вечная проблема соотношения двух реальностей: 1) реальности, которую человек способен воспринимать при помощи своих органов чувств ("видимого мира") и 2) реальности, принципиально не доступной внешнему опыту людей ("сверхчувственного, скрытого мира"), С разнообразными истолкованиями понятий, входящих в формулировку этого главного мировоззренческого вопроса, сопряжены ответы на многие загадки философии (о смысле жизни, счастье, свободе, истине, субстанции и т. п.). Под "видимым миром" понимают любые явления природы (первозданной или искусственной), физическую телесность человека, знаковую оболочку наших мыслей (слово, жест, граф) и прочие формы существования материи. "Скрытый мир" - законы неживой и живой природы, дух, душа, сознание, мысль, иные сверхчувственные сущности.
Религиозные философы обычно понимают под О. в. ф. следующую серию вопросов: а) скрывается ли за являющимся нам миром порождающая его первопричина (Бог) или есть только посюсторонний мир, несотворенный и вечный; б) если миром правит потусторонняя сила (Бог), то можно ли познать эту силу и в какой мере; в) какого поведения Бог от нас ожидает? Другие мыслители предпочитают более общие и краткие формулировки О. в. ф., например, одну из таких: "Как наше мышление относится к бытию?", "Каково соотношение материи и сознания?", "Как в наших телах взаимосвязаны дух, душа и плоть?". Подразделив сущее на мир идей (прообразов) и мир материальных вещей (образов), Платон одним из первых остро поставил О. в. ф. Вместе с тем далеко не все мыслители в прошлом и настоящем соглашались с необходимостью вычленять О. в. ф. и отправляться от него, как от ядра всей философской проблематики.
Более полное представление об О. в. ф. дает описание трех его важнейших аспектов - онтологического, психофизического и гносеологического. Онтологический аспект О. в. ф. - проблема соотношения сущности ("сокровенного"), явления ("откровенного") и субъективной кажимости. В этом случае речь может идти о любого рода сущности и произвольной сфере ее проявления. Логически возможны такие варианты решения О. в. ф.: 1) есть только чувственные качества, кажимость, но нет никаких объективных "вещей в себе" и сущностей (субъективный идеализм сенсуалистической окраски); 2) за кажимостью могут стоять "вещи в себе", объективные феномены, которые нам еще предстоит познавать в чистом виде (феноменализм); 3) предельных объяснений чувственных данных и стоящих за ними явлений можно добиваться только посредством ссылок на глубинные сущности, открывающиеся нам наружу в форме явлений; "сущность является, явление существенно" (Гегель, эссенциализм); 4) сущность никогда не проявляется полно и совершенно, поэтому феномены (и тем более кажимости) всего лишь намекают нам на бытие недоступной сущности, но принципиально не дают нам о ней истинного знания (символизм); 5) совершенные проявления сущности иногда все же случаются - они открываются избранным людям и транслируются через пророков (профетизм); 6) сущности не прячутся, они всегда проявляются так, что от их проявлений можно истинно умозаключать к им самим (наивный реализм) . Продолжая задавать вопросы о природе сущности (противоречива она или проста, однопорядкова или многопорядкова по своей сложности, имеет ли она пространственно-временные свойства и т. д.), можно далее продолжать список вариантов решения О. в. ф.
Психофизический аспект О. в. ф. - проблема соотношения духа, души и плоти в человеке как целом; данный аспект конкретизирует онтологический аспект О. в. ф., ограничивая изучение соотношения видимого и невидимого миров сферой человеческого тела. Возможны такие варианты: 1) одномерный плотский человек, в котором нет ничего, кроме "материального" (материализм, физикализм); 2) одномерный человек-дух, состоящий исключительно из "духовного" (спиритуализм); 3) двумерный человек состоящий из плоти и души, имеющих между собой массу взаимопереходов (идеализм); 4) дуальный человек, в котором Богом совмещены и скоординированы две независимые друг от друга субстанции - тело и душа (дуализм Декарта); 5) трехмерный человек, состоящий из плоти, души и привходящего "извне" свободного духа; тело - зеркало души, а душа - зеркало духа (модель ап. Павла); 6) психика - эпифеномен, интериоризованные схемы внешних движений организма (бихевиоризм, операционализм). Промежуточные варианты ответов сопряжены с вопросами о вечности или смертности души, о характере взаимоотношения души и оплодотворяющего ее духа, об активности или пассивности души внутри тела, о ее способности или неспособности выходить за пределы своего тела.
Гносеологический аспект 
О. в. ф. - проблема соотношения человеческого 
сознания (как "части" души), человеческой 
деятельности и объективной реальности, 
независимой от сознания и деятельности 
человека. Иногда этот аспект упрощают 
до вопроса о соотношении сознания 
человека и объективной реальности, 
существующей до человека и независимо 
от человечества. Варианты: 1) материалисты 
полагают, что материя первична, 
а сознание человека вторично, поскольку 
сознание является высшим продуктом 
материи и формой ее отражения; 2) 
объективные идеалисты 
Основные направления философии.
В процессе исторического 
развития предмет философии исторически 
менялся в тесной связи с развитием 
общества, культуры, науки и самого 
философского знания. Причем очень 
редко философы считали результаты 
предшествовавшего 
В марксистской традиции в 
основу рассмотрения историко-философского 
процесса были положены два принципа 
– принцип социокультурной 
Ф. Энгельсом в работе «Людвиг Фейербах 
и конец немецкой классической философии» 
(1886 г.). Энгельс сформулировал основной 
вопрос, разделив его на два подвопроса. 
Первый подвопрос касается соотношения 
материального и идеального. Ответ на 
него служит основанием для разделения 
всех философских учений на два направления 
– материализм (признает первичность бытия, 
природы и вторичность сознания, идеального) 
и идеализм (признает первичность мышления, 
духа и вторичность, производность материального). 
Второй подвопрос касается вопроса познаваемости 
мира. Ответ на второй подвопрос – гносеологический 
– позволяет выделить две основные позиция 
– гносеологического 
оптимизма (утвердительный ответ, то есть 
мир познаваем) и агностицизма (оспаривает возможность исчерпываю-щего, 
достоверного познания сущности мира).
Историко-философский процесс 
предстает с точки зрения принципа 
развития как борьба материализма и 
идеализма, которая вела к взаимообогащению 
этих двух противоположных направлений. 
Идеализм и материализм являются монисти
В своей эволюции идеализм 
и материализм прошли длительный 
путь, в процессе которого сложились 
их разновидности. Известны две формы 
идеализма: объективный и субъективный.Объ
Материализм представлен 
тремя формами. Первая из них – наивный, стихийный 
материализмдревних мыслителей Египта, 
Индии, Китая, античной эпохи. Другая форма 
материализма сложилась в XVII – XVIII вв. 
Это так называемый метафизический (
При всем разнообразии форм идеализма и материализма общим для них является следование единому монистическому подходу в вопросе о том, что первично и что вторично.
Но наряду и монистическим взглядом на природу, общество и человека существует и дуалистический взгляд, согласно которому идеальное и материальное начала признаются не первичными или вторичными по отношению друг к другу, а независимыми. Кроме того, в одних случаях предпочтение отдается духовной субстанции, а в дру-гих – материальной.
Дуализм (греч. dualis – двойственный) – довольно распространен-ное в истории философии течение.
2 вопрос. Категории диалектики. (дальше не разглядела вопрос)
Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.
В современной диалектике к базовым категориям относят:
1.Социальная структура 
Структурный подход к анализу социальной жизни имеет длительную историю, начало которой относится к XVI в. Восприятие общества как целого, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, связано с именами О.Конта (1798-1857), К.Маркса (1818-1883), Г.Спенсера (1820—1903). Позднее в изучение этой проблемы внесли существенный вклад Э.Дюркгейм, Б.Малиновский, Р.Мертон, Ю.АЛевада, Т.Парсонс, А.Р.Радклифф-Браун, М.Н.Руткевич и др.
 Социальная структура 
общества есть его 
 Социальная дифференциация 
вызывает имущественное, 
 Отметим, что в отечественной 
литературе долгие годы при 
анализе данной проблемы 
 Применительно к проблематике 
охвата всей совокупности 
Информация о работе Основной вопрос философии. Основные направления в философии