Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 13:31, реферат
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
     Органическая 
теория общества Г. Спенсера 
      
Введение 
Герберт Спенсер (1820-1903) -- один из крупнейших мыслителей XIX в.; наряду с О. Контом, основоположник социологии как научной дисциплины, создатель ее органической школы.
     Представления 
об обществе как о своеобразном подобии 
человеческого организма были сформулированы 
первоначально ещё 
     Г. 
Спенсер, имевший обширные познания 
в области биологии, психологии, 
этнографии, истории, развил эту идею 
и представил по этому вопросу 
теорию в завершенном и 
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому обществу. В своих исследованиях он сочетал структурно- функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия, рассматривая «сверхорганический» организм, т. е. как специфическую организацию.
Некоторые историки социологической мысли рассматривают социологию Спенсера в качестве продолжения эволюционного подхода Конта. Сам Спенсер отвергал влияние идей Конта на его собственную концепцию. Действительно, общая ориентация Спенсера значительно отличается от ориентации Конта.
     Спенсер 
был несогласен с идеей Конта о том, 
что весь социальный механизм покоится 
на мнениях и что идеи управляют миром, 
вносят в мир перевороты. «Мир, -- по Спенсеру, 
-- управляется и изменяется через чувства, 
для которых идеи служат только руководителями 
Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. 
Западная теоретическая социология. - 
М.: Изд-во «Ольга»,1996. - С.43.. 
     Суть 
органической теории 
Г. Спенсера 
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта В.Н.Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - С.35..
Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке.
По мнению Г. Спенсера, общество есть некий организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что общество образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человек.
     Г. 
Спенсер использовал аналогии и 
термины из биологии и других наук 
о жизни живых существ и 
сопоставлял общество с биологическим 
организмом, тщательно выясняя их 
сходство и различия. Результатом 
такого сопоставления стало 
     интеграция 
социальный дифференциация спенсер 
     Социальная 
эволюция Г.Спенсера 
Особенно ценным для изучения общества, понимания происхождения многих социальных институтов явилось применение эволюционной теории. Эволюционный подход к обществу важен тем, что каждое явление изучается в его развитии Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. - С.44..
Эволюция для английского социолога -- универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным фактам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. -С.12..
     На 
основе изучения развития органического 
мира Спенсер на семь лет раньше 
Дарвина пришел к идее существования 
эволюции в биологическом мире и 
сформировал принципы естественного 
отбора и борьбы за выживание в 
мире природы. Он много времени уделял 
взаимосвязи природы и 
Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе -- космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно-- эволюции.
Общество, будучи формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции -- определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма.
Спенсер говорил о трех фазах эволюции: неограническая, органическая и надоргоническая, к которой относятся социальная эволюция. Здесь подразумевается взаимодействие многих особей, скоординированная коллективная деятельность, по своим последствиям превышающая возможности любых индивидуальных действий.
     В 
ходе социальной эволюции, совершающейся 
совместными усилиями людей разных 
поколений, изменяются многие функции 
общества, которые в свою очередь 
возрастают в размере, в разнообразии, 
в определенной сложности В.Н.Лавриненко. 
- С. 37. 
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера -- эволюционизм. По его определению эволюция -- это интеграция материи, именно эволюция переводит материю из- неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную однородность, то есть социальное целое, где, однако, это целое -- общество -- не может и не должно поглощать отдельную личность Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов В.А. -- C.48. С.
Предмет социологии (по Спенсеру) - изучение эволюции в её наиболее сложной форме. На предмете общества Спенсер показывает интеграцию (увеличение массы, объединение), развитие от гомо к гетерогенности (переход от простого племени к цивилизованной нации); с прогрессом этих процессов растет связанность людей в социуме и организованность (социальная организация).
С точки зрения Г.Спенсера, в процессе социальной эволюции увеличивается значение коллективной деятельности людей и разного рода социальных институтов В.Н.Лавриненко.- С. 37..
     Эволюционная 
теория Герберта Спенсера -- одна из популярнейших 
теорий в 19 в. 
     Социальная 
интеграция и социальная 
дифференциация 
     Нельзя 
не отметить и того важного момента, 
что английский мыслитель не сомневался 
в реальности процесса эволюции. Объективным 
критерием этого процесса он считал 
степень дифференцированности и интегрированности 
того или иного явления. Идея выделить 
объективный критерий перехода от низшего 
к высшему, безусловно, имела положительный 
смысл, поскольку развитие любой системы 
предполагает дифференциацию ее элементов 
и одновременно их интеграцию в определенной 
структуре Громов И.А., Мицкевич А.Ю., Семенов 
В.А.- C.53.. 
Спенсер проводит аналогию между обществом и организмом, как двумя разными видами одного и того же рода существ. Развитие общества он понимает по аналогии с развитием организма, состоящим в процессе интеграции и дифференциации: более мелкие общественные группы сплачиваются в более крупные, причем взаимная связь частей социального целого скрепляется все сильнее, но зато эти части становятся все разнороднее, т. е. все менее похожими одна на другую. С этой точки зрения высота развития измеряется степенью интеграции целого и дифференциации частей: чем совершеннее организм, тем более его части поглощены целым и тем большее различие существует между частями.
Как органические, так и социальные совокупности характеризуются Спенсером в соответствии с прогрессирующими изменениями в размерах.
Рост общества может идти двумя путями, которые иногда развиваются отдельно, иногда совместно. Это либо рост населения за счет простого умножения единиц, либо объединение ранее не связанных единиц в союзы групп.
     Разрастание 
единиц в размерах неизменно сопровождается 
возрастанием сложности их структуры. 
Процесс роста, по определению Спенсера, 
является процессом интеграции. А 
интеграция, в свою очередь, должна 
сопровождаться прогрессирующей 
     Животные, 
располагающиеся на нижней шкале 
эволюции, так же как и эмбрионы 
более высокоорганизованных существ, 
характеризуются недифференцированностью, 
относительной однородностью. Так же обстоит 
дело и с обществом. Социальные совокупности, 
так же как и органические, развиваются 
от состояния относительной неразделенности, 
когда их составные части походят друг 
на друга, к состоянию дифференциации, 
когда эти части становятся различными. 
Более того, как только части становятся 
непохожими друг на друга, они начинают 
взаимозависеть друг от друга; таким образом 
при увеличении дифференциации возрастает 
взаимозависимость и, следовательно, интеграция 
социальных компонентов. 
     Классификация 
обществ 
Пытаясь классифицировать типы обществ с точки зрения стадий развития, Спенсер расположил их в следующем порядке: простые, сложные, двойной сложности и тройной сложности. Терминология достаточно туманна. Вероятно, он имел в виду классификацию по степени структурной сложности. Простые общества Спенсер, в свою очередь, разделил на имеющие руководителя, с эпизодически появляющимся руководством, с нестабильным руководством и со стабильным руководством. Общества сложные и двойной сложности также классифицируются с точки зрения сложности их политической организации. Аналогичным образом различные типы обществ были расставлены в зависимости от эволюции характера оседлости -- кочевое, полуоседлое и оседлое. Общества в целом были представлены как структуры, развивающиеся от простого к сложному, а затем к двойной сложности, проходя при этом через необходимые этапы.
Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и общества «индустриальные», где контроль и централизация слабее Г.В.Осипов. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. - М. : Издательство НОРМА.,2001. - С.12.
     Характерной 
чертой военных обществ является 
принуждение. Чертой, характеризующей 
всю воинствующую структуру, является 
то, что его подразделения 
     Общество 
индустриального типа, наоборот, основывается 
на добровольном сотрудничестве и индивидуальном 
самоограничении. 
     Определяющим 
общество как воинственное или индустриальное 
является не уровень сложности, а, скорее, 
наличие или отсутствие конфликта 
с окружениемТам же. - С.56.. 
Информация о работе Органическая теория общества Г. Спенсера