Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:30, лекция
Поскольку гуманизм – это сложное и многогранное явление, то сначала нужно задать его исходные определения. Отправляясь от них, мы будем вырабатывать более полное и точное представление об этом феномене культуры и внутреннего мира человека. В словарном смысле гуманизм (от латинского humanus – человеческий, человечный) –это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества.
Другие полагают, 
что необходима трактовка гуманизма 
как идеологии и создание гуманистической 
партии. Защитники идеи политизации 
гуманизма считают, что гуманизм 
может и должен стать той идейной 
политической платформой, которая в 
состоянии направить общество по 
пути социального прогресса и 
справедливости. Тем не менее, все 
гражданские гуманисты 
Гуманизм как феномен культуры: система знаний
Валерий Кувакин
Одним из решающих сущностных аспектов гуманизма являет его знаниевое (информационное) измерение. Современный гуманизм представляет собой достаточно разветвленную структуру знаний. Он включает в себя философское знание, основывается на выводах общей теории эволюции и данных антропологии; светский гуманизм – это аксиология гуманизма, гуманистическая этика, гуманистическая психология, педагогика гуманизма и гуманизм как методология исследования.
Особое значение для современного светского гуманизма имеет вопрос о методе, поскольку это мировоззрение озабочено соответствием заключенных в нем знаний и установок реальному положению вещей, а также выработкой программ и процедур исследования на истинность заявлений этического, политического, теологического и паранормального характера. Наиболее разработанным методом является в данном случае концепция исследовательского (селективного, умеренного, контекстуального, позитивного) скептицизма Пола Куртца (Куртц П. Новый скептицизм: Исследование и надежное знание. М.: Наука, 2005. См. Также: Kurtz P. Skepticism and Humanism: The New Paradigm. – New Brunswick, L.: Transaction Publishers, 2001.).
Вместе с тем, вся идущая от античности рационалистическая традиция высоко оценивается гуманизмом как проверенная временем и тесно связанная с наукой и здравым смыслом. Со своей стороны гуманизм как мировоззрение, исходящее из определенного набора ценностей придает как скептицизму, так и рационализму прежде всего эмоционально-этическую окрашенность, что позволяет избегать крайностей формализма и холодной рассудочности.
По мнению гуманистов, человечество сегодня не может не ориентироваться на гуманистическую рациональность. Новейшие формы рациональности и скептицизм как одна из психо-интеллектуальных и методологических (исследовательских) основ гуманизма поддерживаются широким кругом ведущих теоретиков и практиков гуманизма ХХ в. Среди них Бертран Рассел, Айзек Азимов, Мартин Гарднер, Карл Саган, Пол Куртц, Рей Хейман, Филипп Класс, Ричард Докинз и многие другие (The Ten Outstanding Skeptics of the Twentieth Century // Skeptical Inquirer, 2001 № 1. P. 23-28.).
Философские обоснования 
(метафизика) современного гуманизма. 
Как было упомянуто выше, из философских 
направлений с наибольшей очевидностью 
с гуманизмом связаны скептицизм, 
рационализм, натурализм, прагматизм, 
марксизм, экзистенциализм, персонализм. 
Связь вышеперечисленных 
Наиболее традиционным 
философским союзником 
Современная историография гуманизма свидетельствует о продолжающейся традиции марксистских гуманистических исследований, о включении в гуманистическое мировоззрение многих его положений антропологического и социально-философского характера. Это связано, прежде всего, с продолжающимся анализом ранних произведений Маркса, с влиянием его работ на многих выдающихся гуманистов ХХ в., в частности, на Э. Фромма, Ж.-П. Сартра, С. Стояновича, А. Шаффа, Г. Парсонса и др. Постсоветская марксистская философия в России продолжает работать в направлении выявления гуманистического потенциала философии К. Маркса с целью утверждения новых альтернатив развития общества, направленных на моральный и духовный прогресс личности, и способных устанавливать разумные и достойные общественные отношения (В.С. Семенов, Ф. Цанн-кай-си, Е. Плеханов В.Д. Жукоцкий и др.).
Не менее очевидна область общего между гуманизмом и прагматизмом, особенно в работах американских гуманистов. Многие из них ведут свою родословную от Ч. Пирса, У. Джеймса, Дж. Дьюи и С. Хука. Особенно очевидна связь гуманизма и прагматического натурализма в работах П. Куртца. Прагматизм привносить в современный гуманизм идеи фаллибилизма, практичности истины, объективного релятивизма, ситуативной этики и др., что делает это мировоззрение более гибким и реалистическим.
Несомненна связь 
современного гуманизма с экзистенциализмом 
и персонализмом. Более всего 
это обнаруживается в современных 
гуманистических представлениях о 
человеке как творце собственных 
смыслов и ценностей, как проекте 
и экзистенциальной динамике. Обе 
эти интеллектуальные школы сближает 
анитметафизичность и возвышение ценности 
свободы, им одинаково чужда идея этического 
предписания. Третьим участком общей границей 
между гуманизмом и экзистенциализмом 
является отрицание того, что ценности 
имеют какой-либо объективный онтологический 
статус. Особенно широко осуществляется 
синтез гуманизма и экзистенциализма 
в психологии, которая чаще всего обозначается 
как экзистенциально-
Явным влиянием экзистенциализма 
можно объяснить тенденцию 
Совокупность рассмотренных 
измерений гуманизма 
Особое своеобразие гуманистическому мировоззрению придает его психология. По вполне понятным причинам она во многом аналогична тем идеям, которые развивались и развиваются в рамках гуманистической, экзистенциальной и позитивной психологии. Психологии гуманистического мировоззрения присущи яркие черты. Едва ли не приоритетной является оптимизм, позитивность и аффирматизм (жизнеутверждающий характер) гуманистического стиля жизни. Другими чертами его психологии являются эмпатия, открытость и благожелательность, скептицизм, осмотрительность и сдержанность, сострадание, участие и забота, порядочность и ответственность, толерантность, элементы стоического отношения к действительности, мужество («мужество стать» – П. Куртц) и многие другие позитивные морально-психологические качества.
В качестве одной из версий структурирования гуманизма как системы знаний может быть разработанная в РГО тематика учебных курсов, охватывающая практически все основные области знания, составляющие содержание современного гуманизма.
ГУМАНИСТИКА – общая тематика учебных курсов специализированной образовательной программы Центра обучения Российского гуманистического общества (ЦОРГО)
Гуманизм представляет 
собой наличие в обществе мировоззрения, 
выражающего необходимость 
Впервые о гуманизме заговорили в эпоху Возрождения, когда после насаждения в обществе идей религиозного аскетизма и преобладания интересов церкви во всех сферах общественной жизни, интерес общества повернулся в сторону человека, его прав, нужд, земных потребностей.
Далее гуманистические 
идеи перешли в утопический 
В современном мире гуманизм трактуется, как признание ценности личности человека и его права на свободное развитие и самовыражение. Это общечеловеческая основа развития современного общества.
Гуманизм предусматривает 
доброе, внимательное и сочувственное 
отношение к каждому человеку. 
Но теперь это понятие дополнено 
еще средой обитания. Идеи гуманизма 
предусматривают, чтобы человек 
жил и развивался в среде, которая 
не наносит вреда его здоровью. 
Поэтому с гуманизмом связаны 
идеи бережного отношения к 
Но гуманизм – это не только философское мировоззрение, но и определенные правила жизни. Хоть в обществе проживают разные по нравственным приоритетам личности, в мире существует зло, войны и катастрофы, человечество все же развивается на основах человеколюбия, на государственном уровне во многих странах закрепляются принципы гуманизма и права человека.
Необходимо также, чтобы каждый человек сознательно принял принципы гуманизма, осмыслил их и поставил перед собой определенные обязательства. К их числу относятся: определение смысла жизни, нравственные, интеллектуальные, правовые и экологические обязательства.
Согласно принципам 
гуманизма, каждая личность должна развиваться, 
получить набор соответствующих 
знаний и умений, которые она будет 
возвращать обществу через профессиональную 
и общественную деятельность, соблюдать 
правовые и моральные нормы общества, 
с уважением относится к 
Гуманизм из мировоззрения постепенно превращается в систему знаний, базирующуюся на антропологии, социологии, истории, этике, психологии, юриспруденции, педагогике.
Гуманизм и врач
С.И. Сивовол
Основной девиз, объединяющий врачей всех времён: Спаси и Помоги! Он наиболее типичен для гуманности и гуманизма. Для Канта гуманность — это «чувство блага в общении с другими». Гёте говорит о ней следующим образом: «Гуманность вкладывает душу даже в наслаждение, дух — в потребность, грацию — в силу, сердце — в величие». Всякая деятельность, несовместимая с гуманностью, считается безнравственной.
Строгой теории гуманизма не существует, но любое мировоззрение, утверждающее, что единственной ценностью в мире является человек, может быть названо гуманистическим.
Сегодня важно, чтобы гуманизм 
в медицине вышел из сферы фарисейства 
и приобрел сущность, т.е. способность 
проявляться внешними формами. Необходимо 
ему помочь преодолеть слабость и 
бессилие. Но гуманизм целесообразно 
рассматривать не абстрактно, а применительно 
к существующим социальным и духовным 
обстоятельствам (сложившиеся 
Мир постмодернизма сегодня — это мир без абсолютных ценностей; конец преобладания всеобщей веры в «научную» рациональность и унитарную теорию прогресса; усиление акцента на важности подсознательного, множественность точек зрения.
Особенность современной жизни во многом обусловлена постоянной и изощренной развращенностью духа ставшей неизбежным злом — достоянием уже всего общества, а не отдельных людей и в этих непростых условиях необходимо формировать гуманитарные «привычки» врача. Сегодня гуманизм в медицине нельзя рассматривать лишь с позиции: врач должен. Просто «одевание» белого халата (получение диплома) не делает выпускника медицинского университета гуманным.
Гуманизм как мировозрение формируется в процессе жизни и работы. Антигуманизм (дикость, античеловечность) порождение откровенного эгоизма желаний и стремлений, которые упрямо стремятся лишь к удовлетворению своего вожделения. Нет эгоизма — нет дикости. Поэтому врач должен формироваться как культурный человек. Ибо культура — профилактическая прививка от действительности, зараженной равнодушием и корыстолюбием. Культура — спасательный круг для гуманизма, так как , если она и гибнет в современном обществе, то гибнет не в общем, а лишь у конкретного человека.