Этика Спинозы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 12:39, доклад

Описание работы

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Файлы: 1 файл

Э́тика.docx

— 20.38 Кб (Скачать файл)

Э́тика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος — этос, «нрав, обычай») — философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.

Натурали́зм (фр. naturalisme; от лат. naturalis — природный, естественный) — философское направление, которое рассматривает природу как универсальный принцип объяснения всего сущего, причём часто открыто включает в понятие «природа» также дух и духовные творения.

Спиноза стремится объяснить  моральные категории и их проявления естественными, природными инстинктами человека (разумный эгоизм).

Разумный эгоизм — термин, часто используемый в последние  годы для обозначения философско-этической  позиции, устанавливающей для каждого  субъекта принципиальный приоритет  личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.

Потребность в отдельном  термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно  связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом (без уточняющего слова «разумный») часто понимают человека, думающего только о себе и/или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм (в виде приоритета личных интересов над любыми другими), а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

Спиноза, подобно  другому крупнейшему философу XVII в. Декарту, стремился построить  философию на достоверных началах. Достоверность и строгую доказательность, как считалось в то время, давала математика, поэтому Спиноза берет  геометрию с ее аксиомами в  качестве формы, в которой можно  обосновать философскую систему. Главный  свой труд "Этику" он изложил геометрическим способом. Все пять основных частей "Этики" начинаются с дефиниций - наиболее простых определений основных понятий. За дефинициями даются аксиомы, которые излагают интуитивно очевидные  ясные идеи, не требующие никакого обоснования в свое подтверждение. За дефинициями и аксиомами следуют  утверждения, которые выводятся  из дефиниций и аксиом, поэтому  для них требуются доказательства, опирающиеся или на дефиницию, или  на аксиому. После этого Спиноза  приводит свои замечания, или примечания, в которых собственно и содержится философская аргументация, обнимающая все предшествующие положения, выраженные в дефинициях и аксиомах.

Основу философской системы  Спинозы составляет учение о субстанции. Субстанцию Спиноза понимает как  единую, вечную и бесконечную природу. Субстанция одна, она есть причина  самой себя (causa sui). Эта единая субстанция не нуждается ни в чем другом для того, чтобы существовать. Природа разделяется на природу творящую и природу сотворенную. Природа творящая есть Бог, единая субстанция. Отождествляя природу и Бога, Спиноза отрицает существование какого-либо надприродного или сверхприродного, что называется пантеизмом.

Субстанция обладает двумя  главными атрибутами: мышлением и  протяжением, распространенностью, посредством  которых человеческий ум воспринимает субстанцию в ее конкретности, хотя число атрибутов, присущих субстанции, безгранично. Нет никакой причины, которая бы стимулировала субстанцию к действию, кроме ее самой.

От субстанции, представляющей собой необусловленное бытие, Спиноза  отличает конечные вещи, для которых  он использует понятие модуса. Конечные вещи, или модусы, отличаются от субстанции тем, что они зависят от внешней  причины. Они характеризуются не только своей конечностью, но и такими качествами, как изменение, движение. Между модусами существуют как внешнее  воздействие, так и внешние связи. Единичные, конкретные вещи (модусы) - это  природа сотворенная. Модусов существует бесчисленное множество.

Концепция субстанции Спинозы  определяет и его концепцию детерминизма, которая вытекает из первой. В мире не существует ничего случайного, так  как субстанция характеризуется  внутренней необходимостью своего существования. Бог для Спинозы выступает "имманентной, а не внешней причиной всех вещей". Каждая вещь имеет причину в чем-то еще. Тем самым в мире господствует жесткий детерминизм, который понимается Спинозой механически. Он отождествлял причинность с необходимостью, а  случайность считал только субъективной категорией. Спиноза был сторонником  жесткого детерминизма во всех областях человеческой деятельности, даже в  области аффектов и поведения  на основе этих аффектов. Для Спинозы  аффект является следствием воздействия  окружающих предметов на нас. В "Этике" Спиноза указывает, что тяга ребенка  к молоку причинно обусловлена инстинктом самосохранения. Таким же образом Спиноза объясняет и самоубийство: оно обусловлено возникновением аффектов, изменяющих духовную и

телесную природу самоубийцы, т.е. человека тянет к самоубийству так же, как в противоположных случаях он детерминирован инстинктом самосохранения. (Хотя Спиноза не отрицает того факта, что человек при определенных условиях может овладеть аффектами.) Это приводило Спинозу к утверждению фатализма.

Для Спинозы познание человека состоит из нескольких ступеней. Первая, самая низшая ступень, - это чувственное  познание, которое неадекватно отражает предмет и часто ведет к  заблуждению, хотя и содержит в себе зерно истины. Вторая ступень познания - это понимание, основывающееся на рассудке и разуме. Эта ступень - единственный источник достоверных  истин. Третьей ступенью познания выступает  интуиция, являющаяся фундаментом достоверного знания. Истины, получаемые посредством  интуиции, наиболее ясны и отчетливы.

Спиноза исходит из того, что человек составляет частичку природы, и в его деятельности проявляется второй атрибут субстанции - мышление (первый атрибут выражен  в природе, это протяжение). Телесная организация человека полностью  объясняется законами механистического детерминизма. Решая проблему соотношения  телесного и духовного, Спиноза  утверждает параллелизм этих двух субстанций. В "Этике" он пишет: "Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело ни к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому".

Спиноза подверг критике  понятие свободы воли. Согласно Спинозе, свободы воли как таковой нет, так как человек - частичка природы  и представляет собой звено мировой  детерминации. Субстанция - это единство свободы и необходимости. Свободен только Бог, ибо все его действия продиктованы своей собственной  необходимостью. Человек же часть  природы, поэтому он включен в  необходимость, но он - существо особого  рода, так как кроме протяжения обладает атрибутом мышления, разумом. Тем самым свобода воли человека ограничена, она сводится по сути дела к определенной степени разумного  поведения. Свобода и необходимость  у человека выступают связанными понятиями, обусловливая друг друга. Спиноза ввел даже понятие свободной необходимости.

Одним из самых сильных  проявлений свободы он считал стремление к самопознанию. Воля - это разум, полагал Спиноза поведение человека, согласно Спинозе, направляется тремя основными аффектами: радостью, печалью, вожделением, которые порождают множество производных.

Все аффекты основываются на инстинкте самосохранения, поэтому  и в целом в своем поведении  человек направляется не этическими законами добра и зла, а лишь стремлением  к собственной выгоде. Добродетель - это всего лишь стремление человека сохранить свое существование.

Спиноза считает, что человек - раб своих страстей, аффектов, поэтому  он не свободен, но затем он показывает, что человек в состоянии выйти  из этого рабства и стать свободным, если он составит ясную идею о своих  страстях, аффектах, т.е. познает это  состояние.

 В зависимости от  познания своих аффектов разные  люди, согласно Спинозе, находятся  на разной степени свободы. Подобно Гоббсу, при объяснении общества Спиноза исходит из теории естественного права и общественного договора, т.е. руководствуется законом природы, который направляет каждого человека по пути самосохранения. Спиноза исходил из неизменной эгоистической человеческой природы, обуздать которую может только государство, возникающее для того, чтобы обеспечить безопасность граждан и взаимную помощь, когда эгоистические интересы граждан могут сочетаться с интересами всего общества.

В отношении форм государства  Спиноза выступал сторонником демократии и в отличие от Гоббса не признавал  монархию как заслуживающую уважения. Самой лучшей формой государства  он считал ту, которая предоставляет  всем гражданам участвовать в  управлении государством. "Государство, - пишет он в "Этике", - которое  стремится лишь к тому, чтобы его  граждане не жили в страхе постоянном, будет скорее безошибочным, чем добродетельным. Но людей нужно вести так, чтобы  им представлялось, что они не ведомы, но живут по своей воле и что  решают свои дела совсем свободно, чтобы  удерживаемы в узде были лишь любовью  к свободе, стремлением увеличить  имение и надеждой, что достигнут  почетных мест в государственных  делах".

Спиноза в своем "Богословско-политическом трактате"

заложил основы научной критики  Библии. Исходя из

концепции "двух истин", Спиноза считал, что для познания

подлинной истины Библия имеет  мало цены, так как 

авторитетом может быть только разум, а не Священное

писание. Он отвергает тот  ореол, которым окружена Библия,

и полагает, что необходимо учитывать исторические

обстоятельства, при которых  создавались те или иные

тексты. Спиноза доказывал, что Моисей не мог быть автором 

Пятикнижия. Спиноза также  выявил много противоречий,

повторений и разночтений  в текстах различных

книг Библии.

Причины религиозных суеверий Спиноза видел в страхе

народа

перед непонятными и таинственными  силами природы.

В то же время Спиноза отрицал  обвинения в атеизме, так 

как полагал, что его критика  религии - это критика 

невежества и предрассудков. А настоящая религия 

равносильна моральности и основывается на достоверном

знании. Между религией и суеверием то различие, писал он,

что суеверие имеет своей  основой невежество, а религия -

мудрость.


Информация о работе Этика Спинозы