Этика как раздел философского знания. Основные понятия и проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2015 в 22:13, реферат

Описание работы

Современная культура повсеместно демонстрирует нарушения представлений о «должном» и «сущем». Кризис ценностей способствует многообразным межкультурным конфликтам и противоречиям. Иначе говоря, современный человек стал забывать о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Это свидетельствует о недостаточном внимании к специфической форме знания - этике, которая и призвана ответить на сложный вопрос «как должно поступать». Этот тезис и предопределил актуальность и структуру нашей работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 3
Раздел 1. Предмет этики как науки…………………………………………..5
§1.1. Этика как философская наука………………………………………5
§1.2. Структура этического знания……………………………………….8
§1.3. Базовые этические ценности: удовольствие, польза, справедливость…………………………………………………………………..10
Раздел 2. Базовые проблемы этики как науки……………………………..13
§2.1. Ключевые этические понятия: добро и зло……………………….13
§2.2. Основные этические направления………………………………....16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованной литературы…………………………………………...21

Файлы: 1 файл

(80664)Этика как раздел философского знания.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика как раздел философского знания. Основные понятия и проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение…………………………………………………………………………. 3

Раздел 1. Предмет этики как науки…………………………………………..5

§1.1. Этика как философская наука………………………………………5

§1.2. Структура этического знания……………………………………….8

§1.3. Базовые этические ценности: удовольствие, польза, справедливость…………………………………………………………………..10

Раздел 2. Базовые проблемы этики как науки……………………………..13

§2.1. Ключевые этические понятия: добро и зло……………………….13

§2.2. Основные этические направления………………………………....16

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованной литературы…………………………………………...21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современная культура повсеместно демонстрирует нарушения представлений о «должном» и «сущем». Кризис ценностей способствует многообразным межкультурным конфликтам и противоречиям.  Иначе говоря, современный человек стал забывать о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Это свидетельствует о недостаточном внимании к специфической форме знания - этике, которая и призвана ответить на сложный вопрос «как должно поступать». Этот тезис и предопределил актуальность и структуру нашей работы.

Этика представляет собой нравственную или моральную философию, которая по праву занимает одну из ключевых позиций в системе философского знания, в значительной мере определяя наше отношение к философии в целом как к стратегии собственно человеческого существования. Чаще всего этику называют практической философией. Эту традицию начал Аристотель, поместив этику между психологией и политикой и указав, тем самым, на специфически двойственный характер ее предмета, занимающего пограничную нишу на стыке сфер индивидуального и общественного бытия человека. Таким образом, если объектом нашей работы выступает философское знание (со всеми присущими ему особенностями), то предметом изучения является этическое знание как специфический раздел философии.

Именно через этику, призванную формулировать, систематизировать и обосновывать каноны совершенного поведения людей, как в личной, так и в общественной жизни, осуществляется выход универсальных абстракций философской рациональности в конкретную коммуникативно-деятельностную практику. Вместе с тем, не стоит сводить функции философской этики лишь к некоторой технической процедуре формализации и кодификации определенной категории правил поведения. С этой задачей человечество вполне успешно справилось бы посредством политико-правовых институтов и житейского благоразумия. Философская этика – удел профессиональных провокаторов ценностного сознания и неутомимых критиков традиционных устоев жизни человеческих сообществ.

Целью нашей работы является рассмотрение основных понятий и проблем этики как практической философии. В этой общеизвестной дефиниции этики как практической философии заключено немало смысловых кодов, исчерпывающая дешифровка которых вряд ли возможна. Однако не подлежит сомнению: одним из ключевых и, одновременно, наиболее очевидных смыслов данного определения служит прямое указание на то, что этика не только с необходимостью включает в себя практическую, то есть сугубо нормативную, часть, но и является своего рода практически воплотимым «продуктом» философского знания как такового, предстающим в форме императивно-ценностной стратегии подлинно человеческого существования. Смысловые оттенки этики как практической философии будут раскрыты посредством указания на её структурные особенности, ключевые этические направления, через которые раскрываются её сущностные особенности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ КАК НАУКИ

 

§1.1. Этика как философская наука.

 

Этика – это философская дисциплина, объектом изучения которой является антиномия между должным и сущим. С одной стороны, этика направлена на изучение поля реально существующих нравов и поведения людей («сущее - как есть»), а с другой, этика исследует проблему нравственного совершенства человека («должное – как должно быть»).  В результате, объектом воздействия этического знания  становится вся система существующих в обществе социальных норм.

Этика представляет собой теорию, в которой подвергаются критическому рассмотрению определенные исторически возникшие представления о  морали, представленные в реальности в виде возможности определенных форм поведения. Предметом этики, в самом общем  плане, является поле морального выбора человека.

В настоящее время выделяют два наиболее распространённых значения слова этика. Во-первых, этика – это теория морали, которая ставит цель обоснования модели достойной жизни.  Во-вторых, этика как обоснование той или иной конкретной моральной системы, определяемой универсалиями культуры (добро, зло, честь, справедливость, смысл жизни).1

В традиционных культурах этика как теоретическая модель морали и этика как моральное поучение (практическая этика) не различается. В рамках классической культуры этики-теоретики  выступали одновременно моралистами – создателями определенных этических систем. В рамках неклассических культур этика выступает в качестве теории нравственного сознания и самого этического сознания. 

В основании многообразных этических систем лежит один и тот же принцип нравственности составляющий её фундамент. Это так называемое «золотое правило поведения» - поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы чтобы он поступал по отношению к тебе. С этим положением согласны фактически все моралисты.

Само понятие «этика» исторически восходит к древнегреческому слову «этос», которое означало правила, образ мысли порожденные совместным общежитием. Первоначально под понятием «этос» понималось место совместного проживания, а так же дом, жилище. В дальнейшем данное понятие использовали для обозначения устойчивой природы какого-нибудь явления, нрав, обычай, характер. Например, древнегреческий философ Гераклит полагал, что «этос» человека – это его скрытая сущность, его божество.

Само понятие «этика» возникло несколько позднее. Известный философ Аристотель ввел в употребление прилагательное «этический» с той целью, чтобы обозначить класс человеческих свойств, которые он называл этическими добродетелями. Этические добродетели, по мысли Аристотеля, являются неотъемлемыми свойствами человеческого характера, его темперамента. Аристотель предлагал отличать этические добродетели, как от аффектов тела, так и от свойств ума - дианоэтических добродетелей. В частности, страх является проявлением тела (аффектом), а память – атрибутом ума. Свойствами характера можно при этом считать: умеренность, мужество, щедрость. Для обозначения системы добродетелей человеческого характера – этических добродетелей как специфической сферы знания и для выделения этого знания как самостоятельной науки Аристотель и ввел термин «этика».

В дальнейшем появляется латинский эквивалент аристотелевского термина «этический». Известный латинский мыслитель Цицерон в IV веке н. э. в качестве альтернативы перевода греческого слова «этика» ввел термин «моральный». В латинском языке это слово использовалось для обозначения обычая, моды, темперамента и т.д. Фактически же предметом изучения моральной философии Цицерона составляет группа проблем поставленных еще Аристотелем.

В дальнейшем слова «этика» и «моралистика», одно греческого, другое латинского происхождения, вошли в новоевропейские языки. Вместе с ними в ряде языков появились свои собственные слова, которые обозначают то же самое, что понимается под терминами «этика» и «мораль». В русском языке такими словами стали, в частности, «нрав», «нравственность». Таким образом, в своем первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – три разных слова, хотя они и являлись одним термином.

В процессе развития философского знания, развития этики как специфической области философии, за этими словами начинают закреплять различные феномены. Так, под этикой понимали саму область знания о должном. Под моралью стали понимать специфический предмет этики. Хотя у философов периодически возникали попытки разведения терминов «мораль» и «нравственность». Так немецкий философ Г. Ф. Г. Гегель мораль рассматривал как субъективный аспект поступков, а под нравственностью он понимал объективную сущность поступка. Иначе говоря, моралью Г. Ф. Г. Гегель называл то, какими видят поступки люди в его субъективных оценках, а нравственностью – то, что представляют собой поступки личности на самом деле  (к примеру, в жизни семьи, государства). Иногда под нравственностью  рассматриваются высшие этические ценности, а под моралью – исторически подвижные нормативные требования. К примеру, божественные заповеди можно считать нравственными, а правила поведения в обществе – моральными.

В настоящее время все три слова продолжают до сих пор употреблять как взаимозаменяемые. Тем не менее, порой этику как область знания совершенно справедливо называют моральной  философией, а для обозначения некоторых нравственных явлений используют термин «этика».

Таким образом, можно сделать вывод, что этика как философская наука занимается исследованием основных категорий, в которых можно описывать моральные оценки, и критериев различения добра и зла. В рамках этики строится и исследуется система понятий, в которых можно явно выразить как сами моральные законы, так и логику их применения к оценке человеческого поведения в условиях конкретных ситуаций. Этика не дает конкретных рекомендаций о том, как поступать, но вырабатывает средства, как мыслить о поступках, как осознавать и оценивать их последствия, влияние на окружающий мир. Можно сказать, что этика-это философская рефлексия над нашими мыслями, оценивающими наши решения.

 

 

§1.2. Структура этического знания.

 

Содержание этики как прикладной философии, задано самим предметом её исследования и включает в себя две основные составляющие. Первая составляющая связана с изучением и теоретическим обоснованием происхождения и исторического развития феномена морали, с осмыслением различных форм и направлений этических учений представленных в разнообразных культурах. Вторая составляющая охватывает весь спектр проблем, составляющих содержание этики или общей теории нравственности и морали.  В этом своём аспекте этика представляет собой систематизированное философское понимание сущности морали и законов ее функционирования и развития.

 При всем качественном своеобразии  ее исторических типов, множественности  этических учений, развитие морали  целостно и достаточно последовательно в рамках единого историко-культурного процесса. В зависимости от историко-культурного контекста, задач стоящих перед этикой как наукой, структура этического знания выглядит иначе. Выделяют ряд структурных элементов этического знания: история этических учений, описывающая процесс развития этических учений, а также развитие морали и нравственности с глубокой древности до наших дней. Кроме того здесь необходимо выделить дескриптивную этику, выявляющую социально-исторические типы морали (к примеру мораль присущая рыцарству, мораль предпринимателя и др.).

Современные учебные пособия по этике так же не дают однозначного представления о структуре этики как науки. Традиционно в качестве внутреннего содержания этики принято выделять:

  • Историю этических учений – совокупность представлений об этических системах и их развитии в историко-культурном контексте;
  • Теорию морали — учение о природе и структуре морали, основных принципах морального сознания и категориях его составляющих;
  • Нормативную этику — обоснование моральных принципов и норм, морального сознания общества и личности;
  • прикладную этику — совокупность принципов выполняющих практическую функцию обучения людей должному поведению;
  • этику гражданственности, разрабатывающую нормы поведения человека как гражданина по отношению к общественному порядку.
  • профессиональные      этики — систем    норм и правил поведения специалистов разного профиля с учетом особенностей их профессиональной деятельности;
  • этику делового общения, совокупность правил коммуникаций выступающих как в роли самостоятельной профессиональной этики, так и в качестве ситуативного элемента этики других профессий.

Тем не менее, представленная структура этического знания не исчерпывает все существующие варианты,  представленные в соответствующей литературе. Некоторые исследователи в структуру этического знания предлагают включать: экологическую этику (правила и принципы взаимодействия с окружающей средой), ситуативную этику (этику выхода из конфликтных ситуаций, складывающихся в повседневности), прикладную этику, этику семейных отношений, этику науки, биоэтику и т.д. Можно говорить о том, что многообразие человеческой деятельности порождает новые структурные элементы этического знания.

§1.3. Базовые этические ценности:

 удовольствие, польза, справедливость.

 

Специфика этики как специфической философской науки определяется её аксиологической природой. Иначе говоря, этика непосредственно связана с ключевыми ценностями человеческого бытия. Эти ценности рассматриваются, как руководящие принципы, как идеалы. Усвоение этих ценностей означает приближение к идеалу принятого в обществе поведения и образа жизни. Тем не менее, в диалоге «Протагор» Сократ говорит: «Стать хорошим человеком поистине трудно, однако все же возможно, хотя бы на некоторое время, но, ставши таким, пребывать в этом состоянии, то есть быть хорошим человеком, — это уже невозможно и не свойственно человеку, и разве лишь Бог один владеет таким преимуществом»2.

Традиционно выделяют три ключевых ценностных ориентаций определяющих содержание всего многообразия этических систем: удовольствие, польза и справедливость. Эти ценности непосредственно отвечают базовым интересам человека. Человек, который по природе стремится к удовольствию, справедливости или пользе, является носителем особых жизненных, а значит и этических стратегий.

Что же представляет собой удовольствие? Удовольствие  – это особое переживание, которое сопровождает процесс удовлетворения потребностей человека. Удовольствие и страдание способствуют адаптации человека. От удовольствия зависит выживаемость человека, свидетельствует об удовлетворении базовых потребностей организма. Отсутствие удовольствия свидетельствует о том, что человек находится не в благоприятной ситуации. В этике концепция, ориентированная на удовольствие получила название гедонизм. В основе гедонизма лежит мысль о том, что стремление к наслаждению является основой жизни человека и источником человеческого счастья.

Наряду с принципом удовольствия, источником интереса человека является сам результат его деятельности, получаемый в ходе прагматического отношения человека к различным объектам (в том числе и социально-культурным объектам). Принцип полезности можно выразить в правиле: «Думай о своих интересах и обязательно извлекай из всего пользу».

Информация о работе Этика как раздел философского знания. Основные понятия и проблемы