Этика и право. Понятие справедливости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Этика изучает, обобщает и систематизирует принципы и нормы морали, действующие в обществе, способствует выработке таких моральных представлений, которые в максимальной степени отвечают историческим потребностям, способствуя тем самым совершенствованию общества и человека. Как наука этика служит социальному и экономическому прогрессу общества, утверждению в нем принципов гуманизма и справедливости.

Содержание работы

Введение 3
1. Категория справедливости в этике и праве 4
2. Принцип справедливости Дж.Ролза 9
3. Справедливость во взаимоотношениях между людьми 11
Заключение 13
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)

2. Принцип справедливости Дж. Ролза

Справедливость одновременно определяет отношения между людьми по поводу их взаимных обязанностей и по поводу распределения совместно произведенных материальных и духовных благ. В зависимости от того, какой должна быть справедливость, полагаются одинаковые обязанности (одинаковое отношение к некоторым правилам поведения) для всех лиц и уравнительное распределение или разные обязанности для разных лиц и дифференцированное распределение.

Таким образом, мы можем выделить следующие критерии, в соответствии с которыми вырабатываются представления о справедливости:

- оценка индивидуального вклада  каждого в увеличение общественного  богатства (в укрепление могущества целого);

- условия для утверждения индивидуальности (возможности для самореализации).

Одной из современных этических теорий, пытающихся достигнуть баланса названных критериев, является теория справедливости Дж. Ролза - автор книги «Теория справедливости», который является одним из ведущих западных специалистов в области концепций прав человека. Ролзом рассматривает справедливость как принцип социальной организации. Он включает понятие равенства в определение справедливости. Но в это определение включено также понятие неравенства. Справедливость выступает, таким образом, мерой равенства и мерой неравенства между людьми. Люди, безусловно, должны быть равны в правах, и это равенство должно быть закреплено законом. Они должны быть равны при распределении социальных ценностей. Однако справедливым будет и неравенство, когда это такое неравное распределение, которое дает преимущество каждому.

Определение справедливости, по Ролзу распадается на два принципа:

1) Каждый человек должен обладать равным правом в отношении наиболее обширной системы равных основных свобод, совместимой с подобными свободами для всех остальных людей.

2) Социальные и экономические  неравенства должны быть организованы  таким образом, чтобы (а) от них  можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех и (б) доступ к положениям и должностям был открыт всем. Очевидно, что равенство не всегда и не для всех выступает приоритетом и является предпочтительным. Так, равенство в социально-экономической сфере, если оно достигается ценой ограничения экономической активности и принудительно низким уровнем жизни большинства граждан, не может считаться благом. Наоборот, неравенство в богатстве может быть основой компенсирующих преимуществ для каждого человека (например, благодаря высокому прогрессивному налогу, которым облагается богатство), и тогда оно, конечно, справедливо.

Уже долгое время этот принцип в большей или меньшей степени является основой системы социальной справедливости большинства стран со смешанной экономикой (Канады, Нидерландов, Норвегии, Швеции и др.). В каком-то отношении такое положение вещей близко принципу справедливости, который был признан марксистами по отношению к идеальному коммунистическому обществу: «От каждого - по способностям, каждому - по потребностям». Ведь этим принципом справедливости также предполагалось, что люди получают неравное количество благ, но принцип получения этих благ равно применяется к каждому: «по потребности». Отличие заключается в том, что первая часть формулы как бы гласит: «От каждого (налогов!) сообразно доходам»; а вторая - «Каждому неимущему столько, сколько общество может себе позволить распределить для обеспечения социального минимума благосостояния». Однако при тех же условиях такое неравенство будет несправедливым по отношению к богатым налогоплательщикам, если высокий уровень компенсирующих преимуществ не будет мотивировать социально-экономическую или хозяйственную активность тех, кто получает эти преимущества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Справедливость во взаимоотношениях между людьми

Идея справедливости ассоциируется в первую очередь с законом и, соответственно, с образом суровости - как нравственная идея она в первую очередь устанавливает предел индивидуальному произволу. Она противодействует эгоистическим мотивам и удерживает человека от причинения вреда, страдания другому человеку.

Справедливость требует уважать права другого человека и, значит, не посягать на чужую личность и ее собственность. Что такое посягательство на собственность, не требует специальных разъяснений. Следует отметить, что посягательства на собственность заключаются не только в ее краже или разрушении, но и в присвоении или удерживании найденной вещи, а также во временном пользовании собственностью другого без специального разрешения или сверх полученного разрешения. Посягательство на личность заключаются в нанесении ей как физического вреда, так и нравственного огорчения и обиды - досадой ли, беспокойством, подозрением, оскорблением или клеветой. К этому же следует отнести перекладывание на других с помощью насилия или хитрости собственных забот и обязанностей.

Принцип справедливости конкретизируется в следующих требованиях: «Не обижай», «Не вреди», «Не нарушай чужих прав», что в положительной форме можно выразить как требование уважения, которое в одном из развернутых вариантов звучит так: «Уважай ближнего, как самого себя, даже если ты не можешь его любить, и не допускай, чтобы его так же, как тебя самого, не уважали». Эти требования конкретизируются в разнообразных правилах, в частности в этикете, регулирующем безличные отношения между людьми.

Традиционные нормы этикета в значительной части касаются отношении женщин и мужчин и трактуют их как отношения слабого и сильного пола. На волне феминизма правила галантности и обходительности решительно замещаются, причем не только в сферах делового и формального общения -- правилами, гарантирующими безусловное равноправие женщин и мужчин и недопущение таких жестов и действий, которые еще недавно считались проявлением легкой куртуазности и галантности, а сегодня воспринимаются женщинами как выражение неравноправия. Наиболее ярким примером такого рода являются ограничения и регулятивы, касающиеся того, что получило название «сексуального домогательства», под которым понимаются не только открыто высказываемые неуместные предложения сексуального характера, но прямо или исподтишка оказываемые знаки внимания. В США, где эта проблема была осмыслена и поднята в середине восьмидесятых годов, прошли уже множество судебных разбирательств по иску женщин к своим коллегам-мужчинам, использовавшим служебное положение в неблаговидных целях.

Итак, главное, что требуется принципом справедливости, это - уважение прав и достоинства людей. Это можно выразить и по-другому: справедливость заключается в исполнении человеком своих обязанностей, имея в виду, что обязанность - это форма долженствования, которой человеку вменяются действия, гарантирующие права людей.

Обязанности могут быть трех видов:

а) основанными на обязательствах, принимаемых частными или юридическими лицами при заключении договора;

6) обусловленными конституцией, декларирующей гражданские права, и соответствующими законами, их закрепляющими;

в) обусловленными всеобщими нравственными представлениями о человеческом достоинстве и праве личности на уважение.

Обязанности и права существуют в единстве. Это означает, во-первых, что обладающий правами, обладает и обязанностями. Всякая обязанность дает соответствующее право и обязанность, таким образом, как бы мотивируется правом.

Таким образом, соблюдение справедливости в отношении других предполагает исполнение своих обязанностей. Справедливость же в отношении себя предполагает отстаивание собственных прав. Поэтому понятие справедливости, основанное на требовании соблюдения обязанностей, заключает в себе, говоря словами Милля, «идею личного права, на основании которого лицо или лица могут предъявлять известные требования по отношению к другим лицами». Отсюда оправданно сделать вывод о том, что терпеливое перенесение несправедливости в отношении себя, даже не выплескиваемое в чувстве собственной ущемленности (униженности), и представляет собой попустительство злу и, следовательно, пассивное и косвенное содействие злу.

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, этика справедливости носит многоаспектный характер. На ее основе в рамках некоего социального пространства регулируются взаимодействия между людьми, касающиеся заключаемых ими соглашений, распределяемых благ и санкций за нарушение социальных нормативов. Эти аспекты соответствуют в целом традиционному делению справедливости на распределительную, воздающую и обменивающую. То есть в своей полноте этика справедливости предполагает сочетание определенной дистрибутивной схемы, системы санкций и системы гарантий соблюдения соглашений.

Главное, что требуется принципом справедливости, это - уважение прав и достоинства людей.

Со справедливостью неразрывно связано и право: она есть сердцевина права. Справедливость, как основной принцип естественного права, внутренне присуща праву, которое является не столько внешней принудительной силой, сколько предписанием действовать по справедливости.

Право по своей природе есть регулятор, действующий на основе применения равных мер к различным субъектам. И в этом состоит справедливость права, ибо такое регулирование основано на принципах соразмерности, сбалансированности интересов, равного несения того или иного бремени. В то же время право есть и «право неравенства», поскольку в силу самой своей природы, принципа действия оно не учитывает всей полноты индивидуальных качеств людей.

Таким образом, право, с одной стороны, должно основываться на моральных началах правды и справедливости, а с другой - быть формой возведения справедливости в закон жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Алексеев С.С. Теория права / С.С.Алексеев. - М.: Издательство БЕК, 1995. - 320 с.

2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы  российского права: Учебник для  вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2000. - 800с.

3. Кистяковский Б.А. Философия и  социология права / Б.А.Кистяковский. - СПб.: РХГИ, 1999. - 800 с.

4. Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов / А.С.Кобликов. - М.: Изд-во НОРМА, 1999. - 168 с.

5. Лукашева Е.А. Право, мораль, личность / Е.А.Лукашева. - М., 1986. - С.88.

6. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та. -1995. - 535с.

7. Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С.650

8. Экимов А.И. Справедливость и  социалистическое право / А.И.Экимов. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1980. - 120 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Этика и право. Понятие справедливости