Этика и эстетика как научные дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 09:15, доклад

Описание работы

Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль.
Этика — философская наука, объектом изучения которой является мораль. Слово «мораль» означает в современном языке примерно то же самое, что и нравственность. Поэтому большинство специалистов не проводят строгого разграничения между моралью и нравственностью и считает эти слова синонимами.

Файлы: 1 файл

Этика и эстетика как научные дисциплины.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Сатирическим пафосом дышит  все критическое направление  русского искусства. Н. В. Гоголь порой  одной фразой включает сатирического  персонажа во всеобщее, сопоставляет с жизнью мира. Плюшкин – «прореха на человечестве». Это и характеристика Плюшкина, и характеристика человечества, на рубище которого возможна такая прореха. Гоголевская сатира, говоря словами писателя, поставила «русского лицом к России», человека – лицом к человечеству.

В сатире Маяковского, Зощенко, Булгакова комическое направлено против всего, что враждебно единству личности и общества. В финале пьесы В. В. Маяковского «Баня» будущее высылает в современность своего гонца – Фосфорическую женщину, будущее вбирает в себя все лучшее из нашей жизни, отбрасывая дурное (машина времени, мчащая людей в 2030 год, выплевывает Победоносикова и других бюрократов). Само действие пьесы устремляется к грядущему. В сатире Маяковского будущее и есть эстетический идеал, с позиций которого рассматриваются вся жизнь и ее теневые стороны, измеряются достоинства лучших и пороки худших людей современности. Образ машины времени, идея убыстрившегося, спрессованного времени очень современны.

Итак, от эпохи к эпохе меняется исходная точка эмоциональной критики  в комизме: личное отношение (Аристофан); представления о целесообразности миропорядка (Ювенал); человеческая природа как мера (Сервантес, Эразм Роттердамский, Рабле); норма (Мольер); здравый смысл (Свифт); несбыточное совершенство (Гейне); идеал, отражающий народные представления о жизни (Гоголь, Салтыков – Щедрин); точка зрения будущего (Маяковский). В этом процессе происходит поступательное расширение и возвышение идеала, с позиций которого комизм анализирует действительность. Опираясь на все более широкий охват действительности, на все более развитое духовное богатство индивида, этот идеал демократизируется, вбирая в себя народные представления о жизни.

При всем многообразии типов, форм, оттенков комического, при всем его национальном и историческом своеобразии сущность его всегда одна: оно выражает общественно ощутимое, общественно значимое противоречие, несоответствие явления или одной из его сторон высоким эстетическим идеалам.

Комедийный смех казнит несовершенство мира, очищает и обновляет человека и утверждает радость бытия.

 

  1. Методология и методы.

 

Методологические проблемы этики  касаются прежде всего общих принципов  исследования природы, сущности и функций  морали, выявления источников и способов добычи эмпирического материала, эффективных  методов обработки этого материала, проверки истинности предложенных этическими концепциями обобщений.

Методологическое значение для  анализа морали имеют представления  о природе, сущности и назначении человека (принцип гуманизма). Принцип  гуманизма убеждает только тех людей, которые пользуются исключительной сознательностью.

Не является абсолютным принцип  объективности, так как совершенно другие понятия поступают в научную  концепцию еще на этапе формирования ее основных положений, носящих исключительно  аксиоматический характер.

Истинное методологическое значение имеют представления об отношении  «человек – общество»

Существуют две противоположные  точки зрения на это отношение: первая определяет автономию человека, ну а вторая доказывает, что человек  является продуктом общества.

Первой точки зрения придерживались сторонники теории общественного договора. Они утверждали, что в природном  состоянии каждый человек является суверенной единицей бытия. Второй точки  зрения придерживались марксисты. Согласно теории, которая была выдвинута ими определяющим аргументом является общество, а человек является исходящим продуктом общества.

Метод эстетики – предшествующие знания, накопленные в области  исследования и преобразованные  на основе общефилософской методологии  в установки, принципы, подходы, приемы добычи новых знаний. Основой метода эстетики является диалектико-материалистический историзм.

Принцип историзма – путь к связи  теории и практики, дорога к актуальности, к истинно современному изучению эстетики.

Многие важные стороны эстетических проблем открываются при структурном анализе, который рассматривает предмет в неподвижности. Структурный анализ является составной частью исторического подхода, которая совмещена с ним по принципу дополнительности.

Историзм, развернут не только в  прошлое, но и в настоящее и в будущее – это инструмент развития целостной эстетической теории.

 

  1. Специфика этического и эстетического освоения мира.

 

Этическое познание мира предоставляет  возможность самоусовершенствовать  мораль каждой личности, познать действительность и мир идеального.

Этическое познание мира помогает досконально  изучать и понимать идеалы, эстетический вкус, нравственность и моральные  нормы различных народов нашей  планеты.

В процессе этического познания мира формируется общее представление  о моральных и нравственных ценностях всего человечества.

Эстетическое освоение мира предполагает широкую заинтересованность в самом  предмете освоения, ориентацию на восприятие его в целостности. Искусство  формирует и регулирует механизм индивидуального присвоения общественно – исторического опыта человечества. Воспринимая произведение, человек переживает знание о мире как свое собственное ощущение, в основе чего лежит социокультурная природа этого знания.

Понимание эстетического богатства  мира в качестве предмета искусства позволяет осмыслить специфику художественного метода, выступающего как аналог данного предмета.

 

  1. Место среди других отраслей знаний.

 

Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно  связаны с философией и с такими ее отраслями как: онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика занимается изучением многих проблем: определения сенса жизни, понимания природы существования  человека как личности, сущности, структуры  и функций морали, сущности безусловных  ценностей, к которым принадлежит добро.

Также этика рассматривает и  создает практические модели человеческих отношений и средства их реализации и предлагает определенные рекомендации.

Итак, по своей сути этика является практической частью философии, пребывает  в органической связи с праксиологией, которая в свою очередь исследует  активное, действующее, практическое отношение  человека к миру, возможности, способы  и границы его деятельности, в том числе, проблему свободы и необходимости, и различные способы ее развязки – фатализм (преобладание над человеком неотворотных сил); волютаризм (провозглашение воли как первоосновы и творца действительности), концепции, в которых перебарываются крайности фатализма и волюнтаризма.

Кроме всего прочего она непосредственно  связана с эстетикой и другими  науками, которые занимаются исследованием  бытия человека, но координировать исследования морали может только этика.

Эстетика также как и этика  относится к философии. Взаимосвязь эстетики и философии состоит в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрений, позиций, методологии, философской концепции конкретного философа или определенного философского направления.

Как уже говорилось выше существует взаимосвязь эстетики с этикой и своеобразным аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.

В свою очередь этика играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как составной части предмета эстетики.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Анисимов С. Ф. Этика как философская наука. – М., 1972 г.
  2. Дивненко О. В. Эстетика. М., 1995 г.
  3. Дробницкий О. Г. «Понятие морали», М.- Наука, 1974 г.
  4. История эстетической мысли. Т. 1. М., 1990 г.
  5. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Лекция 2. СПб., 1997 г.
  6. Кант И. «Лекции по этике». М.: «Республика», 2000 г.
  7. Кривцун О. А. Эстетика: Учебник. –М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с.
  8. Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983 г.



Информация о работе Этика и эстетика как научные дисциплины