Этическое и социально-философское учение Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 11:16, реферат

Описание работы

Аристотель был величайшим учеником Платона. В отличие от своего учителя коренного афинянина, Аристотель родился на севере в 384 г. до н.э. во Фракции, городе Стагире, находившегося неподалеку от Макидонии и ее столицы Пеллы. Он никогда не был гражданином Афин, потому что являлся чужеземцем, и значился в них как «метэк». Отца Аристотеля звали Никомах. Он был выдающимся врачом, и за свои заслуги числился медиком Аминты – македонского царя. Так, Аристотель рос в семье, в которой он мог приобрести с юношеских лет интерес к изучению человеческой природы, а также завязать полезные связи в придворных македонских кругах.

Содержание работы

Ведение
Глава 1. Жизнь и сочинения Аристотеля
Глава 2. Справедливость в понимании Аристотеля
Глава 3. Этическое и социально-философское учение Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

SODEZhANIE_1.docx

— 40.25 Кб (Скачать файл)

СОДЕЖАНИЕ

 

Ведение

Глава 1. Жизнь и сочинения Аристотеля

Глава 2. Справедливость в  понимании Аристотеля

Глава 3. Этическое и социально-философское учение Аристотеля

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ  И СОЧИНЕНИЯ АРИСТОТЕЛЯ

 

Аристотель был величайшим учеником Платона. В отличие от своего учителя коренного афинянина, Аристотель родился на севере в 384 г. до н.э. во Фракции, городе Стагире, находившегося неподалеку от Макидонии и ее столицы Пеллы. Он никогда не был гражданином Афин, потому что являлся чужеземцем, и значился в них как «метэк». Отца Аристотеля звали Никомах. Он был выдающимся  врачом, и за свои заслуги числился медиком Аминты – македонского царя.  Так, Аристотель рос в семье, в которой он мог приобрести с юношеских лет интерес к изучению человеческой природы, а также завязать полезные связи в придворных македонских кругах.

В Афины философ уехал  в 367 г. до н.э., будучи нацеленным на получение  образования, а именно – поступление  в Академию – школу Платона. Аристотель учился в этой школе до самой смерти своего учителя (20 лет). В кругу друзей и учеников Платона Аристотель резко  выделялся выдающимися умственными  дарованиями и громадной начитанностью. Но до наших дней дошли, судя по всему, преувеличенные сведения о вражде между  Аристотелем и Платоном.  

Информация о характере  и личности Аристотеля крайне скудна, и в своей значительной части  не заслуживает доверия многих современных  специалистов. Самыми распространенными  вопросами, вызывающими споры, являются его отношение к Платону и  Гермию, о затрудненных политических обстоятельствах его жизни, взаимоотношениях философа с его обеими женами, вопрос о принадлежности Аристотеля к партии промакедонов.

Как по рождению, так и  по воспитанию, Аристотель считался и  считается настоящим греком. В  период жизни Аристотеля греческое  государство было не в силах отстаиваться свою политическую независимость, и  улучшать свое внутреннее состояние. Особенно тяжелыми временами считается ламийская война. Противник афинского патриота Демосфена и одновременно слушатель Платона Фокион в период войны заявил, что до изменения нравственного состояния греческого общества не стоит ничего ждать от Македонии против вооруженного восстания. Поскольку Аристотель не был в числе афинских граждан, образ отечественной мысли был гораздо ближе, нежели взгляды каких-нибудь афинских чиновников или публицистов вроде известного Демосфена.

 

Аристотель писал как  в литературном жанре, так и в  научном и философском, что и  выявляло их чрезвычайно великую  продуктивность. Удивительно, как в каждом его сочинении охвачены все отрасли современного научного и философского знания. И, кроме того, обширность познаний и обстоятельность трактовки рассматриваемых вопросов, которые касаются развития науки.

Та основная часть сочинений Аристотеля, дошедших до нас, составляет ряд отрывков и свод его трактатов. Можно с уверенностью сказать, что часть их является подлинной рукописью Аристотеля, остальное подложно. Один из ученых  библиотекарей Александрии приблизительно столетием позже составил список работ Аристотеля из 146 названий. И внимательно изучив их, мы не находим названий некоторых важных трактатов Аристотеля, которые вошли в указанный выше свод. Логично заключить, что из-за отсутствия их в александрийском списке, библиотекарю эти трактаты остались неизвестны. Возникает вопрос, как это могло произойти и где трактаты были в то время?

На протяжении многих лет  считалось, что на эти вопросы  можно найти ответ в рассказе древнего ученого Страбона, которое позднейшая критика квалифицировала как романтический вымысел. Сообщение Страбона состоит в том, что через тридцать пять лет после смерти Теофраста, преемника Аристотеля, живущего в Ликее, его библиотека, в том числе и архив Аристотеля, перешла во владение его ученика Нелея. Он, будучи уроженец Азии (Скепсиса), вывез из Афин этот архив на свою родину. В период, когда пергамские цари производили конфискацию ценных частных библиотек, составляя библиотеку для себя, наследники Нелея утаили рукописи Аристотеля в подвале, где они и оставались в течение долгого периода времени, при этом подвергаясь порче. Рукописи были приобретены последователем школы Аристотеля Апеллпконом и перевезены в Афины, их нашли уже в поврежденном состоянии. Находясь в Афинах в 80 г, да н. э., римский полководец и диктатор Сулла захватил библиотеку и распорядился переправить ее в Рим. Сначала с рукописями ознакомился друг Цицерона Тираннион, вслед за ним ученый Андроник из Родоса. Он же и занялся исправлением рукописей и организовал их переписки.

Также существуют сохранившиеся  данные в пользу мнения, что свод трудов Аристотеля восходит к изданию  Андроника Родосского. Если взять рассказ Страбона и Плутарха о судьбе рукописей, которые попали, в конце концов, в руки Андроника, то соответствуя данным фактам, видим, почему в александрийском перечне не оказалось ряда капитальных сочинений Аристотеля: когда составлялся этот перечень, рукописи Аристотеля, еще лежали в подвале, куда их запрятали наследники Нелея.

Характер компоновки и  изложения в дошедших до нас произведениях  свода сочинений Аристотеля отличается своеобразными недостатками: совсем не похоже, что эти сочинения – отделанные, предназначенные для чтения, гармонично скомпонованные книги. Скорее, это напоминает заготовки, записи, вспомогательные наброски. Часть этих отрывочных материалов, по некоторым сведениям, не принадлежала Аристотелю. В последствии, по мнению экспертов, были сделаны попытки подогнать отрывки друг к другу, сделать между ними спайки, устранить неувязки, внести в неоформленный материал литературную обработку. И на сегодняшний день, со всеми этими особенностями, всевозможными пробелами, и противоречиями, мы и владеем из наследия Аристотеля.

Естественное введение в  свод философских и научных работ  Аристотеля составляет сборник его  логических трактатов, названный «Органоном» («орудие»). Само название, уже после смерти Аристотеля, указывает, что логика, понятная Аристотелю, есть учение об орудии научного исследования и это подводит как бы к введению в философию, в особенности и в частности – в философию науки. В «Органон» входят следующий труд Аристотеля: 1) «Категории» - сочинение, приписываемое Аристотелю не совсем по праву; 2) «Об истолковании» (трактат о суждении); 3) «Аналитики» - первая и вторая, каждая в двух книгах. Основная логическая работа Аристотеля. В нем излагаются: в первой - учение об умозаключении (силлогизме), во второй – учение о доказательстве; 4) «Топика» - обширный трактат о вероятных доказательствах и о «диалектике» - в аристотелевском понимании этого термина; 5) «Опровержение софистических доказательств».

По Аристотелю логические связи – отражение связей бытия, следуя этому, «Органон» в известном  смысле является не только системой логики Аристотеля, но и частично введение в его учение о бытии. «Метафизика» - одно из известнейших сочинений Аристотеля, посвящена именно этому учению. «Метафизика», в современном своем составе  и тексте – это свод нескольких трактатов, с очень заметными  неувязками: с абсолютными повторениями довольно значительного текста, с некоторыми незавершенными обещаниями и т. п.

Группа трактатов, написанная Аристотелем, была названа «Метафизика». Именно она была помещена в издание  Андроника. Трактаты являли собой учение о началах бытия, которые постигались  посредством умозаключений. В дальнейшем, в окружение философов установился  некий обычай называть «метафизикой»  всякое философское учение, которое  было направлено на исследование бытие. Это привело к тому, что суть изданий Андроника Родосского стали рассматривать как что-то возвышающееся над физикой по существу предмета: тогда как физика изучает необъяснимые явления природы, посредством опыта, «метафизика» использует умозрение для исследования сущности бытия. Гегель, говоря о начальной «метафизике», понимал, прежде всего «рассудочный» антидиалектический способ мышления и познания. Однако он вовсе не отрицал предмета «метафизики», тех исследований основ бытия, которые она проложила. Но при этом, явно отрицая в «старой метафизике» антидиалектический метод. Основоположники марксизма нашли свое определение значению слова «метафизика», и оставили за ним только название антидиалектического метода.

В сущности «Метафизика» Аристотеля представляет собой не один, а даже несколько трактатов (близких по тематике), что и подталкивает к  важным вопросам, относящимся к истории происхождения и сложения известного нам в настоящее время состава этого выдающегося произведения. Этим вопросом очень глубоко занимался ученый Вернера Иегера.

Естественнонаучные сочинения  Аристотеля имеют огромное значение в истории научных исследований, как античного, так и феодального  общества. Здесь приписывают работы: «О небе», «Чтения по физике», «О частях животных» и т. д.

Аристотельский трактат  «О душе» имеет огромную ценность для понимания биологического и  психологического учения, а также  для некоторых вопросов его теории познания.

Считается, что работы по этике занимают видное место в  литературном наследии Аристотеля. Несомненно, к самому Аристотелю восходит этический трактат, дошедший под названием «Этика Никомаха».

Часть – вопросы этики, остальное – проблемы политического  характера и воспитания, такое  содержание носит обширный трактат  «Политика».

Ораторское искусство, теория поэзии и театра, эстетика, именно эти  направления рассматриваются в  «Риторике» и «Поэтике». В Египте в 1890 году, когда происходили раскопки, была найдена сохранившаяся рукопись Аристотеля, которая повествовала о  конституции города-государства  Афин. Называемая также «Афинская  полития». В школе Аристотеля составлялось огромное количество не дошедших до нас  описаний государственных устройств греческих полисов того времени.

Значительной проблемой  философии Аристотель выделяет именно этику. Вопросам этики посвящены  в собрании сочинений Аристотеля три, специальных сочинения: «Этика Никомаха», предназначенная для  Никомаха, сына Аристотеля; «Этика Евдема», составленная, по-видимому, на оснавании записей его друга и ученика Евдема; «Большая этика» - извлечение из обеих предыдущих.

Учение Аристотеля о нравственной деятельности и нравственных доблестях  построено на основе его объективной  телеологии, которая охватила весь мир и практически всю деятельность в нем человека.

В каждом человеке есть внутреннее стремление к благим целям, и как  это замечено ранее, встречается  с явными препятствиями, которые  присутствуют в природе человека. По сути, все, к чему стремятся, есть благо, и всякий вид деятельности достигает некоторого блага. Есть цели, лишенные самодовлеющего значения, они и остаются только средствами, подчиняясь другим целям. Если вникать глубже, то есть цель, которую человек желает ради самой цели. И такая цель в действительности есть высшее благо, и раскрывает ее только руководящая наука – политика. И хотя благо отдельного лица совпадает с благом государства, достигнуть блага для всего государства и суметь удержать это благо – наиболее высокая и совершенная задача.

Согласно первоначальному  определению, высшее благо есть блаженство, т. е. хорошая жизнь и деятельность. Это блаженство не может состоять ни в материальном богатстве, ни в  наслаждении, ни даже в одной добродетели. Например, богатство не может быть высшей целью жизни, так как оно  всегда есть средство для другой цели, в то время, как «совершенное благо  — самодовлеющее [Ник. этика, I, 5, 1097 в 8]. Как самодовлеющее, благо жизни, согласно формальному определению, — само себе цель и ни в чем не нуждается. Но по содержанию высшее благо определяется особенностью и назначением человека. Из сравнения с другими живыми существами ясно, что человек только один обладает не только способностью питания и чувствования, но также и разумом. Поэтому дело человека — разумная деятельность, а назначение совершенного человека — в прекрасном выполнении разумной, деятельности, в согласии каждого дела со специальной, характеризующей его добродетелью. Благо человека — в достижении согласия с самой совершенной из добродетелей. Но жизнь, стремящаяся к высшему благу, может быть только деятельной. Бытие наше заключается в энергии, в жизни и в деятельности: существующее в возможности проявляет свою деятельность только на деле. Добрые качества, остающиеся необнаруженным», не дают блаженства. Здесь как на олимпийских состязаниях: награда достается не тому, кто сильнее и красивее всех, а тому, кто победил в состязании [см. Ник. этика, I, 8, 1099 а 3 — 7].

 

Справедливость

Введение в «Этику»  вопроса о стоимости обусловлено  не только тесной связью ее с «Политикой», исследующей общественные отношения, но и тем, что проблема стоимости  есть для Аристотеля частный вопрос проблемы «справедливости». Обмен хозяйственных  благ должен руководствоваться принципом  справедливости, которая есть общее  начало воздаяния. Частным случаев  справедливости является равное отношение  к материальным благам. Соответственно частным случаем несправедливости будет неравное отношение к материальным благам.

Частная форма справедливости делится на два вида. Это распределяющая справедливость и справедливость уравнивающая.При распределяющей справедливости принципом распределения всей суммы предметов оказывается достоинство лиц, между которыми производится распределение. Это принцип пропорционального распределения, устанавливающий некоторое отношение к качествам лиц, не имеющим хозяйственного значения (их заслуги, моральные доблести и т. д.).

Напротив, при уравнивающей справедливости переход предметов  из одних рук в другие (как это бывает в отношениях купли-продажи, рыночного обмена и т. д.) определяется не учетом достоинства лиц, обменивающихся продуктами, а другими, экономическими соображениями и основами. Здесь справедливое есть равное (а несправедливое — неравное) не в силу пропорциональности, как это бывает в случае распределяющей справедливости, а на основе прямого сравнения согласно арифметической пропорциональности. Здесь неравенство материального порядка и состоит в противоположности между материальным ущербом и материальной выгодой, а справедливое есть равное, занимающее середину между ними. Но равное в этом случае — непростое тождество. Вопреки мнению пифагорейцев, возмездие тем же самым несправедливо. Если начальник ударит подчиненного, то подчиненный не может ответить ему тем же самым, а если все же решится На это, то будет наказан. В меновых отношениях справедливость достигается посредством пропорциональности: «Общество держится тем, что каждому воздается пропорционально его деятельности» (Ник. Этика, V, 8).

Информация о работе Этическое и социально-философское учение Аристотеля