Этический рационализм Сократа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Сократ (около 470–399 до н.э.) – античный мыслитель, первый (по рождению) афинский философ. Полагая, что «письмена мертвы», отдавал предпочтение устному рассуждению в ходе диалогов на площадях и в палестрах. В силу отсутствия текстового авторского наследия философское учение Сократа реконструируется на основе вторичных источников, в первую очередь – сократических диалогов раннего Платона, сократической апологии Ксенофонта, сведений из Диогена Лаэртского и Аристотеля. В историко-философской традиции фигура Сократа занимает особое место: если хронологически он является современником Демокрита, то семантически его учение открывает новую страницу в развитии древнегреческой философии

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Специфика античной философии………………………………………4
Сократический переворот в философии………………………………8
Проблема знания и добродетели в философии Сократа…………..12
Заключение……..…………………………………………………………15
Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

Etichesky_ratsionalizm_Sokrata_1.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Фигура Сократа  в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности, права и государства после того, как старый - традиционный - фундамент был уже подточен индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе "моралиста" и "возродителя устоев", а защитники традиций - "нигилиста" и разрушителя авторитетов.

 

Заключение

 

Сократа с полным основанием можно считать одним из основателей  этического рационализма. Сократ стремился  найти надежную основу для нравственных законов. По его мнению, зло индивид  делает только по неведению. По своей же воле человек никогда не совершит неблаговидных поступков. Того, кто познал, что есть плохое, а что доброе, ничто не заставит поступить плохо. Выходило, что Сократ сводил добродетель к знанию о добродетели. Например, мужество есть "понимание того, что страшно и что не страшно"; умеренность есть знание о том, как обуздывать страсти; мудрость есть знание о том, как следовать законам. Словом, у Сократа все добродетели пронизаны разумностью. Если этой разумности недостаточно, то речь может идти о пороке. Торжество, не имеющее достаточной разумности, есть лишь дерзость.

 

Список использованной литературы

 

  1. Антология мировой философии. Античность. М., Мн., 2001
  2. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003
  3. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988
  4. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ, Платон. М., 1963
  5. Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1984

Ра

1 Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. С. 5

2 Антология мировой философии. Античность. М., Мн., 2001. С. 26

3 Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988. С. 48

4 Нерсесянц B.C. Сократ. М., 1984. С. 38

5 Асмус В.Ф. Античная философия. М., 2003. С. 72




Информация о работе Этический рационализм Сократа