Этические взгляды Эпикура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:10, реферат

Описание работы

Цель реферата: рассмотреть этические взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировать выдвинутые им философские принципы, а также попытаться осмыслить его идеи. Для этого нам необходимо решить такие задачи: познакомиться с жизненным путем Эпикура;
рассмотреть учение Эпикура о добродетелях;
выяснить отношение Эпикура к Богу, смерти и страданиям;
ознакомиться с философскими принципами и этическими взглядами Эпикура;
определить нравственный идеал Эпикура.

Содержание работы

Введение
1. Жизненный путь Эпикура
2. Добродетели Эпикура, его отношение к Богу, смерти, страданиям
3. Философские принципы и этические взгляды Эпикура
4. Нравственный идеал Эпикура
Выводы
Список литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по философии Лилит.docx

— 56.04 Кб (Скачать файл)

Итак, страх перед  смертью философ считал нелепым, однако как хороший психолог он понимал, что человеку присущ страх перед  страданием, нередко предшествующим смерти. Значит, чтобы добиться ясного, безмятежного состояния духа, надо учиться побеждать страдания. Рассуждая  о путях их преодоления, Эпикур и  в этом случае не соглашается с  Аристиппом; выступает он также и  против Гегесия, прозванного Учителем смерти.

Гегесий, современник  Эпикура и последователь Аристиппа, учение о сиюминутном удовольствии довел до естественного завершения, обратив гедонизм в пессимизм. Высшее благо — удовольствие, но оно  мимолетно, преходяще и недостижимо  для человека, так как страдание  доминирует над удовольствием; сама жизнь — непрерывная цепь страданий, и каждый новый прожитый день лишь новое звено в этой цепи; поэтому  выход человек может найти  только в смерти, которая одна освобождает  его от страдания. В эпоху упадка греческих полисов и распада  империи Александра Македонского, сопровождавшихся политической неустойчивостью и  войнами, страстная проповедь Гегесия, по свидетельству современников, производила  ошеломляющее впечатление. Его выступления  заканчивались иногда массовыми  самоубийствами; из-за этого Птолемей Филадельф приказал даже выслать  его из Египта как человека, вредного для государства. Обращаясь к  Гегесию и его последователям, Эпикур восклицает: «Что за безумие  бросаться в объятия смерти из отвращения к жизни, когда именно ваш род жизни и заставляет завидовать смерти... Худший [из наших  противников] это тот, кто повторяет  вслед за поэтом: «Первым благом было бы совсем не родиться, вторым —  как можно раньше вступить во врата  Аида». Если он действительно убежден  в истине своих слов, почему же не покидает он жизни? Ведь он всегда может  это сделать, если по размышлении  твердо решился на это. Но если он говорит  шутя, то он шутит с вещами, не терпящими  шуток» (цит. по 5, стр. 137).

Эпикур учит не избегать страданий, а побеждать их: «Всякое  страдание есть зло, но не всякого  страдания следует избегать» (цит. по 3, стр. 211). Страдание и удовольствие взаимосвязаны, необходимо понять эту  связь, научиться верно оценивать  меру страдания и меру удовольствий и проявлять стойкость в страдании.

Разумный подход к пониманию страданий обнаруживается не в стенаниях, воплях и трусливом  бегстве от них или от жизни, полной страданий: человек должен различать  страдания по качеству, силе, длительности и степени необходимости. «Не  будем винить плоть, считая ее виновницей великих зол, и не будем наши неприятности сваливать на обстоятельства» (цит. по 4, стр. 197). Эпикур подчеркивает важность такого этического подхода к проблеме страдания. Ведь многие и физические и духовные страдания мы испытываем по собственной вине, легкомыслию  или неразумию. Винить в них судьбу и ее обстоятельства — признак  ограниченности, невежества. Если же речь идет о страданиях, причина которых  не в нашей власти (страдания от тяжкого недуга, не явившегося следствием собственной невоздержности; страдания, которые выпадают на долю гражданина в условиях войн), — сетование  на них признак слабодушия. Должно учиться нравственной стойкости  в перенесении страданий. Физическим страданиям нужно противопоставлять  ясность и силу мысли; так могут  быть побеждены самые жестокие физические страдания.

Возвращаясь к критике  Гегесия, Эпикур по-иному ставит вопрос о самоубийстве, к которому, по сути, сводилось все учение Учителя  смерти. «Скверно жить в нужде, но никакая  необходимость не приковывает нас  к такой жизни. Если страдания  сносим — будем сносить их; если нет — равнодушно выйдем из жизни, которая нам более не по душе, как покидают театр» (цит. по 5, стр. 145). Однако, говорит Эпикур, этот выход  — крайний, и определяется он мерой  выпавших на долю человека страданий. Какова же эта мера, философ показал  собственным примером: с молодых  лет страдая тяжелейшим и неизлечимым  недугом (камни в мочевом пузыре, причинявшие ему такие страдания, что во время приступов он терял  сознание от боли), он не только не покинул  жизнь, но сохранил оптимизм и жизнерадостность до глубокой старости.

Человек может победить страдание, может избавиться от ложных страхов – все это доступно людям. Каждый способен достичь высшего  блага – счастья, которое состоит  в безмятежном, спокойном состоянии  духа, в атараксии.

Атараксия Эпикура  есть конкретизация евтимии Демокрита, она противостоит апатии (бесстрастию) Зенона-стоика. «Благополучие и счастье  – не в обилии денег, не в высоте положения, не в должностях каких-либо или силе, но в свободе от печали, в умеренности чувств и расположении души, полагающих всему пределы, назначенные  природой» (цит. по 3, стр. 235 –236).

3. Философские  принципы и этические взгляды  Эпикура

 

Эпикур утверждал  практическую цель философии, ее этический  смысл: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание  человека. Как от медицины нет никакой  пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезней души» (цит. по 2, стр. 393). Подлинным гимном жизнеутверждения звучит его речь о ценности философии  как пути к достижению счастья: «Пусть никто в молодости не откладывает  занятия философией, а в старости не устает заниматься философией: ведь никто не бывает ни недозрелым, ни перезрелым для здоровья души. Кто говорит, что  еще не наступило или прошло время  для занятия философией, тот похож  на того, кто говорит, что для счастья  еще нет или уже нет времени. Поэтому и юноше, и старцу следует  заниматься философией: первому —  для того, чтобы, старея быть молоду благами вследствие благодарного воспоминания о прошедшем, а второму — для того чтобы быть одновременно и молодым, и старым вследствие отсутствия страха перед будущим. Поэтому следует размышлять о том, что создает счастье, если действительно, когда оно есть, у нас все есть, а когда его нет, мы все делаем, чтобы его иметь» (цит. по 3, стр. 354 –355).

Для Эпикура нет  затруднения, которое лишь формально  преодолел Демокрит: как сочетать свободу воли с детерминизмом? Мир  материален, тела – сцепление атомов, душа состоит из наиболее тонких атомов, родственных огню. Все это известно со времен Демокрита. Однако между учениями Эпикура и Демокрита о бытии  есть одно фундаментальное отличие, на которое впервые указал К. Маркс  в своей диссертации. Речь идет о  теории отклонения атомов от пути своего движения, которое не учитывалось  в фаталистичном учении Демокрита  о природной необходимости. Самопроизвольное отклонение атомов – вот то, что  в онтологии служит обоснованием случайности в природе, а в  этике – причиной свободы воли. Эпикур не только устраняет божественное вмешательство в дела людей, последовательно  продолжая мысли Демокрита, но и  преодолевает фатализм необходимости  в его учении. «Одни события  происходят в силу необходимости, другие — по случаю, а иные зависят от нас, так как необходимость не подлежит ответственности, а случай непостоянен... но то, что зависит  от нас, не подчинено никакому господину, и за этим следует как порицание, так и противоположное ему» (цит. по 4, стр. 191).

Человек обладает свободой выбора, и это не только не противоречит учению о материальности мира, его  закономерностям, но, напротив, есть одно из проявлений этих закономерностей. Так  разрешает Эпикур важнейшую предпосылку  для построения системы этики.

Учение о благе  Эпикур, подобно Демокриту, начинает с рассмотрения проблемы удовольствия и страдания (тогда как, по Платону, она не имеет отношения к морали, а, по Аристотелю, занимает подчиненное, более близкое биологии и психологии, но не этике, место; поэтому-то Аристотель рассматривает эту проблему совершенно независимо от критерия и источника  нравственности).

«Начало и корень всякого блага — это удовольствие чрева: даже мудрость и прочая культура имеют отношение к нему» (цит. по 5, стр. 241), — говорит Эпикур, а  его ученик и друг Метродор доводит  эту мысль до парадоксальной формы: «В чреве — вот в чем разум, согласующийся с природой, находит  свой истинный предмет» (цит. по 4, стр. 191). Этим положением Эпикур подчеркивает, что начало потребностей человека —  материально, в этом нет ничего постыдного, ибо здесь обнаруживается естественная необходимость. «Не считай нисколько  не согласным с учением о природе (т.е. неестественным) то, что когда  кричит плоть, кричит душа. Голос плоти: не голодать, не жаждать, не зябнуть. Душе трудно помешать этому и опасно не внимать природе, повелевшей ей вследствие присущего ей ежедневного довольствия  своим» (цит. по 5, стр. 244).

Более того, Эпикур сам, словно отвечая будущим критикам, опровергает вульгарно-материалистическое толкование стремления к удовольствиям. Он различает желания (потребности) по степени их необходимости: «Желания бывают: одни — естественные и необходимые, другие — естественные, но не необходимые, третьи — не естественные и не необходимые, но происходящие от пустых мнений» (цит. по 3, стр. 216). Правило Эпикура –  удовлетворять естественные и необходимые  потребности (в пище, питье, жилище), умеренно пользоваться естественными, но не являющимися необходимыми потребностями (например, половой потребностью) и  самым решительным образом преодолевать потребности вздорные (вроде желания воздвигать себе при жизни статуи, равно и другие стремления к почестям).

Очевидно, что такой  подход к удовольствиям весьма далек  от вульгарного понимания эпикурейства как плотского наслаждения жизнью, «свинства» и иных утверждений его  противников. Например, мыслитель постоянно  подчеркивает похвальную умеренность, умение довольствоваться необходимым: «Я ликую от радости телесной, питаясь  хлебом и водою, и плюю на дорогие  удовольствия, — не из-за них самих, а из-за неприятных последствий их» (цит. по 4, стр. 192). Главным для Эпикура  является спокойствие духа, поэтому  в одном из писем он советует своему другу: «Лучше тебе не тревожиться, лежа на соломе, чем быть в тревоге, имея золотое ложе и дорогой стол!» (цит. по 1, стр. 500).

Человек естественно, но природе своей стремится к  удовольствиям и старается избежать страдания. Казалось бы, проблема счастливой жизни, по Эпикуру, разрешается самим  этим стремлением. Это кажется тем  более справедливым, что сам философ  постоянно подчеркивает естественные основы морали, вновь и вновь возвращаясь  к исходному положению о первичности  стремления к удовольствию и отвращения от страдания. «Мы говорим, что удовольствие есть начало и цель счастливой жизни... мы знаем, что оно есть первое и  природное благо; если мы что-либо избираем или отталкиваем, то по причине удовольствия мы бежим ему навстречу, распознавая  всякое благо с помощью ощущений, как правило» (цит. по 4, стр. 193).Однако, если бы Эпикур говорил только это, его позиция, несмотря на скромность потребностей, в принципе не отличалась бы от гедонизма киренаиков, наиболее четко сформулированного Аристиппом: «Цель не то же, что счастье; действительно  цель есть частичное удовольствие минуты, тогда как счастье дается совокупностью  частичных удовольствий, к которым  привносят удовольствия прошлого и  будущего. Частичное удовольствие —  само по себе добродетель, счастье есть добродетель не само по себе, а через  составляющие его частичные удовольствия » (цит. по 4, стр. 193). Смысл этого рассуждения  состоит и том, что непосредственность, интенсивность удовольствии есть.

 

Реферат

по  курсу «Этика и эстетика»

на тему: «Этические взгляды Эпикура»

Выполнила:

студентка группы ЭФ - 06а

Шелестюк  Ольга

Принял:

Муза  Д. Е.

Донецк - 2009

Содержание

Введение

1. Жизненный путь Эпикура

2. Добродетели Эпикура, его отношение  к Богу, смерти, страданиям

3. Философские принципы и этические  взгляды Эпикура

4. Нравственный идеал Эпикура

Выводы

Список литературы

Введение

Материалистический перипатеизм  Стратона не был единственной и самой  яркой формой античного материализма в эпоху эллинизма - ярче и полнее был материализм Эпикура и  его учеников и последователей - эпикурейцев. В учении Эпикура свое второе рождение получил атомизм  Левкиппа и Демокрита, дополненный, однако эллинистическим материалистом  рядом своих оригинальных мыслей. Эпикур и эпикурейцы активно боролись с современными им идеалистами и  агностиками. Они доказывали материальность и познаваемость мира. Кроме того, эпикуреизм противостоял все более  модным в эпоху эллинизма суевериям, предрассудкам, астрологии и магии, имевшим афро-азиатское происхождение  и хлынувшим в Грецию из завоеванных  регионов.

Эпикуру принадлежало около 300 папирусных свитков («книг»). Но от них сохранились  в основном лишь названия: «О природе», «Об атомах и пустоте», «Краткие возражения против физиков», «О критерии, или Канон», «Об образе жизни», «О конечной цели». В других сочинениях Эпикура трактовались вопросы музыки и медицины, проблемы зрения и справедливости, но все это погибло, поэтому главными источниками наших знаний об Эпикуре  и его учении остаются десятая  книга в компиляции Диогена Лаэртского, где приводятся три письма Эпикура  к его ученикам - Геродоту, Пифоклу  и Менекею, а также эпикуровы  «Главные мысли». Громадную информацию об эпикуреизме дает поэма Лукреция «О природе вещей». В 1888 г. была опубликована найденная в ватиканской рукописи подборка изречений Эпикура, отличающаяся от той, что содержится в его «Главных мыслях». Кроме того, мы имеем найденные  при раскопках Геркуланума папирусные свитки, в которых содержатся как  сочинения эпикурейца Филодема из палестинской Гадоры, современника Цицерона, говорящие  об эпикурейской традиции, так и  отрывки из писем самого Эпикура. Кроме того, в 1884 г. в Эноанде в  Ликии (Малая Азия) была найдена высеченная на камне неким Диогеном надпись, содержащая как бы эпикурейский катехизис.

Некоторые древние авторы обвиняли Эпикура в плагиате, например, Аристон  в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур якобы списал свой «Канон»  с «Треножника» Навсифана, тогда  как стоики со своей стороны утверждали, что Эпикур выдавал за свое и учение Демокрита об атомах, и учение Аристиппа-киренаика  о наслаждении как высшем благе. Некоторые основания для этих обвинений были - ведь эллиническая философия малооригинальна, она  скорее повторяет и дополняет  старое, чем создает новое, так  что, если философы и строят, то уже  на застроенном участке, так что  они скорее перестраивают, чем строят.

Цель реферата: рассмотреть этические  взгляды Эпикура, их влияние на другие философские системы. Проанализировать выдвинутые им философские принципы, а также попытаться осмыслить  его идеи. Для этого нам необходимо решить такие задачи:

Ш познакомиться с жизненным  путем Эпикура;

Ш рассмотреть учение Эпикура о  добродетелях;

Ш выяснить отношение Эпикура к  Богу, смерти и страданиям;

Ш ознакомиться с философскими принципами и этическими взглядами Эпикура;

Ш определить нравственный идеал Эпикура.

1. Жизненный путь Эпикура

Эпикур родился в 341/340 г. до н.э. на острове Самосе - родине и Пифагора, и Мелисса, и астронома Аристарха. Однако Эпикур - афинянин, а не самосец. Его отец Неокл принадлежал к  афинскому дему (дем - часть территориальной  общины в Афинах) Гаргетта, к роду Филаидов, но жил на Самосе как один из афинских поселенцев клерухов.

Информация о работе Этические взгляды Эпикура