Эстетика Ренессанса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Цель реферата:
анализ эпохи Возрождения, просмотр её «формирования», соотношение её позиций с античными и средневековыми, разбор противоречий, разбор несостыковок мнений того времени, выведение общих позиций, суждений о человеке, мыслях, разуме, индивидуализме, гумманизме, а главное попытка выведения «формулы» Ренессанса, которая даст нам понять его философски интересные в изучении своём идеи.

Содержание работы

Введение
1. Особенности анализа эстетики Ренессанса
1.1. Недостаточность большинства характеристик
1.2. Сложность фактического состава эстетики Ренессанса
1.3. Близость к средневековой эстетике
1.4. Специфика возрожденческой эстетики в сравнении с антично-средневековой
2. Примат самостоятельной красоты
3. Чувственная математика. Человек.
3.1. Человечеческое тело как самостоятельная эстетическая данность.
3.2. Человеческое тело, как носитель мудрости
3.3. Развитие и формирование общей реальной картины мира
4. Эстетика бурного жизнеутверждения
5. Элементы самокритики
5.1. Жизненный смысл самокритики возрожденческого индивидуализма
6. Исключение превознесения эстетики Ренессанса с самого начала
7. Противоречивость эстетики Ренессанса, а также историческая и логическая необходимость этой противоречивости
Заключение

Файлы: 1 файл

Referat_-_Novoseltsev_-_khz_26str.docx

— 63.95 Кб (Скачать файл)

Итак,

 

Заключение

Эстетика Ренессанса таила в себе глубочайшие противоречия. Но не только потому, что Ренессанс был переходной эпохой. В реальной истории (а не в уме абстрактных доктринеров) только и существуют переходные эпохи, и никаких непереходных эпох мы вообще не знаем. Нет, все дело здесь заключается в том, что в эпоху Ренессанса нужно было обосновать такой мир красоты, который удовлетворял бы всем интимным потребностям стихийно растущей светской личности. Обоснование это уже было дано в неоплатонизме. Нужно было только очистить неоплатонизм от его скованно античной и скованно средневековой разновидности. Античный неоплатонизм был слишком космологичен и в этом смысле слишком созерцателен. Он не ставил себе никаких гуманистических целей. Средневековый неоплатонизм был, наоборот, слишком теологичен и тоже не ставил себе никаких гуманистических целей. И вот возник новый неоплатонизм – не античный и не средневековый, а возрожденческий. И это явление теперь уже не сводилось на те обыкновенные противоречия, которые свойственны каждой переходной эпохе. Это было то глубинно логическое противоречие, глубинно жизненное и глубинно художественное, словом, то глубинно историческое противоречие, без которого оказалась немыслимой эстетика Ренессанса ни по своей сущности, ни в своих отдельных проявлениях. Это было не просто совмещение противоположностей, которое мы находим в любой исторической эпохе, но их единый, необходимый, не делимый ни на какие отдельные моменты эстетический лик и художественная методология.

Эстетика Ренессанса есть несомненный индивидуализм, несомненная проповедь сильного и земного человека, но в то же самое время возрожденческий человек и его эстетика безгранично углублены во все слабости и ничтожества человеческого существа и с небывалой гениальностью рисуют нам как всю артистическую силу возрожденческого человека, так одновременно и весь его уход от безусловного и безоговорочного признания этой силы. Другими словами, Ренессанс предстает теперь перед нами не в виде какой-то монолитной и непобедимой глыбы, но в виде постоянного и непрерывного искания какого-то более мощного обоснования антропоцентризма, чем это давала антично-средневековая культура. Отличительные черты культуры Возрождения антифеодальные в своей основе: светский, антклерик. характер, гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда название).Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма (гуманистическая этика итальянцев Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Живописцы Ренессанса создали цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, наполнили традиционные религиозные сюжеты земным содержанием (Никола Пизано; Донателло). 

В истории эстетики и искусства  не было другой такой эпохи, которая  с подобной силой утверждала бы человеческую личность в ее грандиозности, в ее красоте и в ее величии. В истории  эстетики и искусства не было другой такой эпохи, которая бы так радикально, так неопровержимо и величественно  взывала к необходимости заменить индивидуальную и изолированную  человеческую личность исторически  обоснованным коллективом, где основанием исторического прогресса была бы уже не она, взятая в своей изоляции, а коллектив, взятый в своей всечеловеческой  грандиозности.

 


 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  • «Искусство раннего Возрождения»; изд Искусство, 1980 
  • «История искусства: Ренессанс»; изд АСТ, 2003 
  • Яйленко Е. В. – «Итальянское Возрождение»; изд ОЛМА-ПРЕСС, 2005 
    Овсянников М.Ф. – «История эстетической мысли» Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп.; 1984 
  • «История эстетической мысли»; в 6-ти томах Т.2. «Средневековый Восток. Европа 15-16 веков»; изд Искусство 1985 
  • Лосев А.Ф. «Эстетика Возрождения»; изд Мысль, 1978 
  • Андреев М. Л. «Инновация или реставрация: казус Возрождения»; Т. 1.«Вестник истории, литературы, искусства.»; изд Наука, 2005 
  • Шестаков В.П. «Эстетика Ренессанса.»; хрестоматия в 2-х томах; Т.2.; изд Искусство 1981 
  • Н. Кузанский «Ученое незнание», 1979г

Информация о работе Эстетика Ренессанса