Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни - эпоха Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:21, реферат

Описание работы

Слово «эстетика» происходит от гр. слова «aisthetikos» – чувствующий, чувственный, а эстетическое сознание есть осознание окружающего мира в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Очень часто эстетическое сознание отождествляется с искусством, но это не совсем точно.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 30.26 Кб (Скачать файл)

Таким образом, визуальное познание Леонардо ставит на первое место, признавая  приоритет зрения над слухом. В  связи с этим он строит и классификацию  искусства, в которой первое место  занимает живопись, а уже вслед  за нею – музыка и поэзия. "Музыку, – говорит Леонардо, – нельзя назвать иначе, как сестрою живописи, так как она является объектом слуха, второго чувства после  глаза... ". Что же касается поэзии, то живопись ценнее ее, так как она "служит лучшему и более благородному чувству, чем поэзия".

Признавая высокое значение живописи, Леонардо называет ее наукой. "Живопись – наука и законная дочь природы". Вместе с тем живопись отличается от науки, потому что она обращается не только к разуму, но и к фантазии. Именно благодаря фантазии живопись может не только подражать природе, но и соревноваться и спорить с нею. Она создает даже и то, что не существует.

Говоря о природе и  назначении живописи, Леонардо уподобляет живописца зеркалу. Такое сравнение  не означает, что живописец должен быть таким же бесстрастным копиистом  окружающего мира, как зеркало: "Живописец, бессмысленно срисовывающий; руководствуясь практикой и суждением глаза, подобен зеркалу, которое подражает  в себе всем противопоставленным  ему предметам, не обладая знанием  их". Художник подобен зеркалу  в своей способности универсального отражения мира. Быть зеркалом в  этом смысле – значит быть способным  отражать вид и качества всех предметов  природы. "Ум живописца должен быть подобен зеркалу, которое всегда превращается в цвет того предмета, который оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими  образами, сколько существует предметов, ему противопоставленных... Ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой... ".

Каждый вид искусства  характеризуется своеобразием гармонии. Леонардо говорит о гармонии в  живописи, музыке, поэзии. В музыке, например, гармония строится "сочетанием своих пропорциональных частей, создаваемых в одно и то же время и принужденных родиться и умирать в одном или более гармонических ритмах; эти ритмы обнимают пропорциональность отдельных членов, из которых эта гармония складывается, не иначе, как общий контур обнимает отдельные члены, из чего порождается человеческая красота". Гармония в живописи складывается из пропорционального сочетания фигур, красок, из разнообразия движений и положений. Леонардо обращал много внимания на выразительность различных поз, движений, выражение лиц, иллюстрируя свои суждения различными рисунками.

В понимании прекрасного  Леонардо исходил из того, что прекрасное представляет собой нечто более  значительное и содержательное, чем  внешняя красивость. Прекрасное в  искусстве предполагает наличие  не только красоты, но и всей гаммы  эстетических ценностей: прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. По словам Леонардо, от взаимного контраста выразительность и значение этих качеств возрастают. Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом.

В эстетических высказываниях  Леонардо да Винчи большое место  занимают исследования пропорций. По его  мнению, пропорции имеют относительное  значение, они изменяются в зависимости  от фигуры или условий восприятия: "Меры человека изменяются в каждом члене тела, поскольку он больше или меньше сгибается, и видим  с разных точек зрения; они в  нем уменьшаются или увеличиваются  настолько больше или меньше с  одной стороны, насколько они  увеличиваются или уменьшаются  с противоположной стороны". Эти  пропорции меняются в зависимости  от возраста, в соответствии с движением и положением частей тела. Леонардо не систематизировал свои многочисленные заметки по вопросам искусства и эстетики, но его суждения в этой области играют большую роль, в том числе и для понимания его собственного творчества.

Таким образом, можно сделать  вывод, что в эпоху Возрождения  главной эстетической ценностью  считалась естественная красота  человеческого тела, гармония, симметрия, подражание природе. Работы мастеров Ренессанса вызывают восторг и чувство единения с природой. Но не вся эстетика Возрождения не представляет собою абсолютно однородного явления. Здесь были различные течения, которые часто сталкивались друг с другом. Сама культура Ренессанса пережила ряд этапов. Соответственно менялись и эстетические представления, понятия и теории.

 


Информация о работе Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни - эпоха Возрождения