Эпоха Просвещения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 08:39, реферат

Описание работы

«Просвещение — это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине — это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке решимости и мужества пользоваться им без руководства со стороны кого-то другого. Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков, следовательно, девиз Просвещения», — пишет И.Кант .

Содержание работы

Введение.
Истоки философии Просвещения.
Развитие философии Просвещения во Франции.
Просвещение за океаном.
Просвещение в Германии.
Российское Просвещение.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Эпоха Просвещения.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

     В России, как и в Западной Европе, Просвещение представляло собой процесс духовной подготовки буржуазной революции, характерную форму антифеодальной идеологии, пока и поскольку она отражала нерасчленённость антифеодальных сил. Основные черты этой эпохи в России сформулированы В. И. Лениным:

  -вражда «... к крепостному праву и всем его порождениям в экономической, социальной и юридической области»;

   -«... защита просвещения, самоуправления, свободы, европейских форм жизни и вообще всесторонней европеизации России»;

   -«... отстаивание интересов народных масс, главным образом крестьян,... искренняя вера в то, что отмена крепостного права и его остатков принесет с собой общее благосостояние и искреннее желание содействовать этому». (Полное собрание соч., 5 изд., т. 2, с. 519).

    Наличие родственных черт между западноевропейским и российским антифеодальным движением обусловило совпадение основных идей Просвещения в России и Западной Европе, сходство его проявлений в философии, искусстве, литературе и других формах духовной жизни (борьба с религиозно-моральным догматизмом, рационализм, теории естественного права, общественного договора, «разумного эгоизма» и т.п.). Своеобразие исторического процесса (характер самодержавия и крепостного права, позднее развитие капитализма и формирование буржуазии в класс) определило особенности русского Просвещения: необычайную остроту в постановке крестьянского вопроса, преобладание в числе просветителей выходцев из дворянства, влияние противоречий буржуазного развития западных стран, с одной стороны, и реформаторских актов царизма — с другой. Проблема ликвидации крепостничества, бывшая средоточием всей идеологической и политической борьбы на протяжении столетия (1760-е гг. — 1861), обусловила длительность и сложность Просвещения в России, которое развивалось то сопутствуя стихийным выступлениям крестьянских масс, то откатываясь назад под давлением феодальной реакции, то сопровождая отдельные либеральные начинания верхов.

        1. Заключение.

     Таким образом, Просвещение представляет собой далеко не однородное явление: оно имеет свои особенности в Англии, Франции, Германии, России, а также в других странах. Умонастроения просветителей меняются и во времени: они различны в первой половине XVIII в. и в его конце, до Великой французской буржуазной революции и после нее. В целом же, для философии эпохи Просвещения характерно умонастроение рационализма. Почему же так произошло? Ответ на этот вопрос следует искать в социально-экономических, политических и идеологических процессах, происшедших в эпоху Просвещения. Прежде всего, следует отметить, что эпоха Просвещения – это период разложения феодальных отношений и интенсивного развития капитализма, глубоких перемен в экономической, социально-политической и духовной жизни народов стран Западной Европы. Потребности капиталистического способа производства стимулировали развитие науки, техники, культуры, просвещения и образования. Изменения в общественных отношениях и общественном сознании служили предпосылкой для раскрепощения умов, освобождения человеческой мысли от феодально-религиозной идеологии, становления нового мировоззрения. Яркую характеристику рационализма эпохи Просвещения дал Ф. Энгельс: «Великие люди, которые по Франции просвещали головы для приближающейся революции, выступали крайне революционно. Никаких внешних авторитетов, какого бы то ни было рода, они не признавали. Религия, понимание природы, государственный строй – все было подвергнуто самой беспощадной критике, все должно было предстать перед судом разума и либо оправдать свое существование, либо отказаться от него. Мыслящий рассудок стал единственным мерилом всего существующего».  

     В общем плане для философии ХVIII в. характерен переход от метафизической проблематики к гносеологической: редко ставится вопрос о том, какова природа бытия, но чаще - как мы создаем наши о нем представления. Теологическая проблематика уступает место психологической: чаще ставятся вопросы не о природе Бога, а о том, что склоняет людей к вере в Бога. Философы Просвещения в ответах почти единодушны, ибо тогда не существовало больших разногласий в понимании человеческой природы: исходный пункт психической жизни - опыт; цель человеческой жизни – счастье. Однако некоторые, более глубокие, умы сомневаются в том, что для большинства мыслителей Просвещения было само собой разумеющимся. Для Д. Юма, а позднее и для И. Канта, проблемой, требующей исследования, оказывается опыт - эта безусловная и несомненная догма века Просвещения. Равно как и культура, ценность которой была безусловной для большинства просветителей, становится для Ж-Ж. Руссо проблематичной. Другими словами, постепенно под вопрос ставятся сами основания просветительской философии.

     Но все-таки эпоха Просвещения внесла существенные корректировки в общий ход развития философии. Это был своего рода крутой вираж, имеющий свои отголоски и в будущем, так как в эпоху Просвещения были заложены основы современного европейского мировоззрения. Просветители, основываясь на идеалах рационализма и гуманизма, стремились понять мироздание, природу человека, предложить пути «нормального» развития общества.

     Лидирующие позиции в развитии философии Франция к концу XVIII столетия передала Германии, где впоследствии началось формирование немецкой классической философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Список использованной литературы.
  1. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М.: Норма, 2005.
  1. История философии.  Алексеев П.В.- М.: ТК Велби, Проспект, 2005.
  2. История философии: Запад—Россия—Восток. Учебник для студентов высших учебных заведений под редакцией проф. Н.В. Мотрошиловой. Книга вторая: Философия XV-XIX вв. М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1996.
  3. Энциклопедия Кругосвет. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия.
  4. http://ru.wikipedia.org

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Московский  автомобильно-дорожный институт

(Государственный  технический университет)

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: Основные идеи философии Просвещения

 

 

                                      

 

                                  Выполнил:        студент группы 2 ЗАп1

                                                                                  Савицкас Константин Ромалдович

                                                                 

                                     Руководитель:  старший преподаватель

                                                                       Зубков Владимир Петрович

 

                   

 

 

 

 

МОСКВА

2011


Информация о работе Эпоха Просвещения