Эмпиризм и рационализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 13:43, доклад

Описание работы

XVII век открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Файлы: 1 файл

8.эмпиризм и рационализм.docx

— 16.63 Кб (Скачать файл)

XVII век открывает следующий  период в развитии философии, который принято называть философией  Нового времени Если в средние века она выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения - с искусством и гуманитарным знанием, то теперь она опирается главным образом на науку. Наука занимает ведущее место в мировоззрении этой эпохи, то и в философии на первый план выходят проблемы теории познания – гносеологии. Номинализм и реализм средних веков теперь имеют вид эмпиризма и рационализма.

 Эмпиризм - философское  направление, видящее в опыте  единственный источник познания.

Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский  философ           Фрэнсис   Бэкон  (1561—1626). В своих исследованиях   он   вступил    на   путь   опыт а   и  обратил     внимание   на исключительную   значимость  и   необходимость   наблюдений  и   опытов   для   обнаружения  истины.   Он считал , что   философия должна носить   прежде   всего   практический   характер .  Высшей       целью науки   он  считал   господство человек а над   природой ,  а   «господствовать     над   природой       можно , только  подчиняясь  ее  законам». Бэкон провозгласил           ставший      знамениты м          девиз :    «Знание     —    сила».    В науке     «речь   идет   не  только  о   созерцательно м  благе ,  но поистине   о достоянии  и   счастье   человеческом   и  о   всяческом      могуществе  в практике . Путем ,ведущим   к   знанию , является   наблюдение ,  анализ , .сравнение  и   эксперимент .   Ученый должен применять   индуктивный метод познания .Согласно Бэкону, наука, состоит из двух видов знания —   один из них внушается Богом , а  другой   ведет свое начал о от органов чувств .  Наука ,таким образом , делится на теологию и философию .Бэкон стоял на позиции  двойственной   истины :  есть  истин а  религиозная   и  «светская» . Бэкон развил   новое понимание       задач    науки .  Именно он  возжег факел новой   науки   —   методологи и   экспериментального естествознания , которую  он  утверждал  как   залог   будущего могущества   человека . Но  опыт    может     дать  достоверное   знание   лишь  тогда , когда    сознание    свободно    от   ложных       «призраков» . «Призрак и рода»      —   это  ошибки , вытекающие  из   того ,  что  человек  судит  о природе по аналоги и с жизнью людей ;   «призрак и пещеры »   заключаются   в   ошибках   индивидуального   характера ,   зависящих   от   воспитания ,   вкусов ,  привычек   отдельных         людей ;  «призрак и рынка »      —   это   привычки   пользоваться   в   суждении   о   мире  ходячими представлениями   мнениям и без критического к ни м отношения ;   «призрак и театра »   связаны с о  слепой  верой в   авторитеты .

Рационализм (от лат .ratio  —разум)  — философское  воззрение ,признающее разум (мышление) источником  познания и критерием его  истинности .

Ренэ Декарт  (1596—1650) , напротив, поставил   на   первое место  разум , сведя   роль  опыта   к   простой  практической   проверке   данных   интеллекта .  Он   стремился   разработать   универсальный  дедуктивный    метод   для  всех  наук ,  исходя   из   теории   рационализма,    предполагавшего   наличие  в   человеческом  уме врожденных   идей ,   которые  во   многом   определяют   результаты   познания . Воззрения  Декарта на  природу  носили    в  основном  механистический   характер :   Вселенная   — это  огромный   механизм , она изменчива   и   имеет историю своего развития . Животные   — это   сложные машины . Человек в  отличие от  животных   обладает    душой , разумом   и  речью , что  выходит  за пределы действия  законов  механики . Фундаментальным  понятием     рационалистических  воззрений Декарта   является  субстанция   (корни  этого понятия   уходят  в  глубины  античной   онтологии) . Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К сотворенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно. Весь сотворенный мир Декарт расчленяет на два рода субстанций: духовные и материальные. Если главным признаком духовной субстанции является ее неделимость, то материальной - делимость до бесконечности. В качестве основного атрибута (коренного свойства) духовная субстанция имеет мышление, а материальная - протяжение. Остальные же атрибуты производны от этих первых, и их следует называть модусами. Так, например, модусами мышления являются воображение, чувство, желание, а модусами протяжения - фигура, положение, движение и т. д. В человеке находятся, по мнению Декарта, две «сотворенные» Богом и резко отличающиеся друг от друга субстанции: одна - протяженная (телесная) субстанция, а другая - мыслящая (духовная). Обе они равноправны и независимы друг от друга. В этом четко проявляется дуализм Декарта. Если Ф. Бэкон обращал внимание на предрасположенность ума к некоторым заблуждениям, то Декарт пытается обнаружить такие идеи, которые присущи сознанию от рождения. Данные идеи, по мнению Декарта, не приобретены в опыте, они присущи духовной субстанции изначально, поэтому их можно считать врожденными. К врожденным идеям Декарт относил: а) понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, структурность, воля и другие); б) суждения-аксиомы («у ничто не бывает свойств», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части» и т. д.). Конечную цель познания Декарт видел в овладении силами природы, открытии и изобретении технических средств, усовершенствовании самой природы человека. Началом процесса познания он считал сомнение в истинности общепризнанного знания. Этап сомнения как бы расчищает почву для формирования нового знания. Только в одном можно быть уверенным: само сомнение действительно существует. Если человек сомневается, то, значит, он мыслит. Отсюда родился знаменитый афоризм Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую».  Декарт был родоначальником рационализма, который сложился у него в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Истины математики он считал совершенно достоверными, обладающими признаками всеобщности и необходимости.


Информация о работе Эмпиризм и рационализм