Эмпиризм и рационализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:56, лекция

Описание работы

Эмпиризм(сенсуализм, гносеологическое учение, где главное место отводится активной деятельности чувств человека) возник и распространился в передовых странах Европы (Англия, Франция). Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис: “В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, “чувства и опыт- источник знания, разум- лишь систематизатор чувственных знаний”.
В отличие от эмпиризма, рационализм главными источниками знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению с могуществом разума.

Файлы: 1 файл

рационализм и эмпиризм.docx

— 16.43 Кб (Скачать файл)

Эмпиризм(сенсуализм, гносеологическое учение, где главное место отводится активной деятельности чувств человека) возник и распространился в передовых странах Европы (Англия, Франция). Эта теория являлась философским обоснованием естественнонаучного и социального познания. Основной тезис: “В разуме нет ничего такого, чего не было бы в чувствах, “чувства и опыт- источник знания, разум- лишь систематизатор чувственных знаний”.

Родоначальником эмпиризма был Ф. Бэкон, им был введен индуктивный метод, в основе которого наблюдения, анализ, сравнения и эксперимент. Он признавал существование вещей объективным и не зависящей от психических способностей человека. Бэкон выводил ощущения из действия вещей на органы чувств человека. Недостатком гносеологических теорий было узкое, ограниченное представление о субъекте познания, оторванность теории от проблем общества и истории.  

 

В отличие от эмпиризма, рационализм главными источниками знания считает мысли и понятия. Мир сам по себе разумен, следовательно, познаваем средствами разума. Рационализм противоположен сенсуализму. Истинное невозможно познать чувствами, они слишком слабо развиты по сравнению с могуществом разума.

Основоположник  рационализма философ и математик Декарт- считал врожденными(априорными?) основные идеи и свойства человеческого ума. Критерии истинности он усматривал в ясности и отчетливости человеческого мышления.

Основным методом познания он выдвинул дедуктивный метод- для постижения истины необходим определенный метод познания, его нужно разделить на столько частей, на сколько возможно для лучшего преодоления. Сложное объясняйте простым- так говорил Декарт.

Основные положения  рационального метода познания:

  1. истина является врожденной.
  2. истина является абсолютно полной.
  3. истина является вечной и имеет абсолютный всеобщий характер.
  4. Источником и критерием истины является разум. Истина не может быть выведена опытным и практическим путем.
  5. Сущность человека заключается в его способности мыслить.

Для Декарта мыслить- значит сомневаться. Исследователь должен подвергать сомнению все знания прошлого. Но, сомнение- не путь к отрицанию познаваемости мира, а путь отыскания достоверного знания (истинной является лишь рационально доказанное- Картезианский метод).

Активно развивал идеи Декарта  Г.В.Лейбниц – изобретатель дифференциального и интегрального исчисления. Он подверг сомнению опыт, т.к. опыт всегда относителен и условен, он не может дать всеобщего знания.

Спиноза, продолжая развивать  учение Декарта, создал сложную систему  познавательных способностей человека, основой которой является интуитивное  знание. В своем главном труде  “этика”- он стремиться к последовательному  обоснованию рационализма в познании. Спиноза выдвигает монистическую  философию протяженной и мыслящей субстанции(Бог-Природа).


Информация о работе Эмпиризм и рационализм