Эмпиризм и его методология познания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2015 в 00:40, реферат

Описание работы

Целью работы является характеристика двух гносеологических направлений Нового времени – эмпиризма и сенсуализма.
В рамках поставленной цели планируется решение следующих задач:
выявление сущностных характеристик эмпиризма;
анализ сущности сенсуализма;
рассмотрение основных положений идеологов эмпиризма и сенсуализма – Ф.Бэкона, Т.Гоббса и Дж.Локка.

Файлы: 1 файл

kr2_Сенсуализм и эмпиризм.doc

— 79.00 Кб (Скачать файл)

Ощущения, рассуждает далее Локк, приносят в душу идеи белого, твердого, горького, звуков, запахов, т. е. все идеи, которые называются чувственными качествами. Новой эмпирико-сенсуалистической теорией, считает Локк, успешно разрешается проблема видов, или уровней, познания. Их всего три: сенситивное, демонстративное и интуитивное. Сенситивное знание самое несовершенное. Этот род познания ограничивается восприятием единичных предметов внешнего мира, показывая нам лишь их существование и облик. Интуитивное знание – самое совершенное. Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. Другими словами, оно есть результат способности ума сразу усматривать отношения между двумя идеями (тождество, сходство,  различие и т. п.).

Опыт складывается из двух источников: внешнего и внутреннего. Внешний опыт – это материал, который дают нам органы чувств под воздействием внешних предметов. Поэтому Локк и называет его ощущением. Способность мыслить развивается в процессе познания человеком объективного мира. Внутренний опыт формируется из наблюдений за действиями нашего ума. Локк называет его рефлексией, особенным внутренним чувством. В рефлексии ум познает свои чувственные и эмоциональные процессы. Опыт рефлексии может возникнуть только после ощущений.

Сенсуализм Д.Локка явился не только исходным пунктом развития материализма XVIII века, но и в ходе дальнейшего развития был трансформирован в субъективный идеализм Д.Беркли и агностицизм Д.Юма.

Джордж Беркли (1685-1753) развивает идеи сенсуализма в несколько неожиданном направлении. По его мнению, ощущения - единственно доступная реальность. Существовать — значит быть воспринимаемым. Попытки же на основе ощущений создать независимо существующие материальные предметы приводят к химерам разума, вроде материи — бескачественной субстанции. В своих философских построениях Беркли, будучи священнослужителем, руководствовался интересами борьбы с материалистическими и атеистическими взглядами.

Крупнейший представитель английского эмпиризма и сенсуализма Дейвид Юм (1711-1776) логически завершает развитие идей этого направления. Рассматривая с позиций жесткого эмпиризма такие понятия, как причинность, материя, приходит к выводу о том, что их содержание, определяемое нашими ощущениями, идеями, опытом, является субъективным и не может быть иным. Склонность людей придавать этим понятиям всеобщее и объективное значение составляет скорее «психологическую привычку». Так, например, события, следующие одно за другим (что выявляется в опыте), мы по «привычке» рассматриваем как причину и следствие (эту связь невозможно определить через опыт).

Скептицизм Д.Юма направлен против метафизических притязаний познать природу таковой, каковой она является сама по себе. Но познание ограничено рамками опыта и только в этих пределах оно обладает действенностью и ценностью. Пафос философии Д.Юма заключается в признании опытного знания — основы ньютоновской физики и математического естествознания, отрицании сверхчувственного знания о мире. Идеи Д.Юма в последующем оказали влияние на развитие позитивистских учений XIX-XX вв.

К сенсуалистам причисляют также П. Гассенди, К.Гельвеция, Д. Дидро, П. Гольбаха. Без ощущений, без чувств, считали они, ничто не доступно нашему познанию. Главным органом познаний действительности является человеческий мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с чувствительным и живым воском, способным принимать всякого рода формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри же писал о «мозговом экране», на котором как от волшебного фонаря отражаются запечатлевающиеся в глазу предметы. Человек, согласно взглядам сенсуалистов, чувствует посредством соединяющихся в мозгу периферических нервов. При этом опыт показывает, подчеркивает Гольбах, что те части тела, у которых прерывается сообщение с мозгом, теряют способность чувствовать. Если же происходит какое-либо нарушение в самом мозгу, то человек или чувствует несовершенным образом или совсем перестает чувствовать. Таким образом, ощущения имеют место тогда, когда мозг человека может различать производимые на органы чувств воздействия.

Таким образом, если ощущения рассматриваются как отражение объективной реальности, то последовательный сенсуализм при известных условиях приводит к материализму (Гольбах, Гельвеции, Фейербах). Но если в ощущениях усматривается только субъективное, за которым якобы ничего не существует или существует непознаваемая «вещь в себе», то сенсуализм приводит к субъективному идеализму (Беркли, Юм, Кант, Мах,   Авенариус,   Богданов).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Кардинальная смена ориентиров и переоценка человеческих ценностей в XVII веке навели на мысль, что наука не может служить только целям обоснования Бога, а также быть знанием ради знания. Наука должна служить интересам человечества, быть средством достижения его благополучия. Конечная цель науки – изобретения и открытия, облегчающие жизнь человека, создающие для него материальные и нематериальные блага. Главная цель изобретений и открытий – человеческая польза: удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, повышение потенциала её энергии, умножение власти человека над природой.

Но наука в современном её виде не была способна была решать позитивные задачи, поставленные перед ней новой общественной формацией, необходима существенная перестройка всего здания науки.

С изменением целей и задач науки изменился и предмет всех научных исследований. Старые научные методы и принципы были мало пригодны к достижению новых целей. Прежде чем начать процесс возведения нового храма науки, следовало сконструировать новые строительные инструменты: новые методы познания, принципы, основополагающие приёмы научного мышления.

Таким образом, возникновение эмпиризма, а затем сенсуализма имело большое значение для развития методологии наук.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

        1. Лавриненко В.Н. Философия. – М.: Юрист, 1998.
        2. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 2001.
        3. Рассел Б. История западной философии. Т.2. – М.,2000.
        4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.- СПб.: Петрополис, 1997.
        5. Фролов И.Т. Философский словарь. -  М.: Политиздат, 1991.
        6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: От классики к современности. - М.: Фаир-Пресс, 1998.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 


Информация о работе Эмпиризм и его методология познания