Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 15:50, реферат

Описание работы

Дюркгейм Эмиль (1858, Эпиналь, — 1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии – он считается классиком теории социологического метода. Социология – строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных спекуляций..

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 25.92 Кб (Скачать файл)

 

                                                            Введение       

Дюркгейм Эмиль (1858, Эпиналь, — 1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии – он считается классиком теории социологического метода. Социология – строгая объективная наука, свободная от всякого рода идеологических предрассудков и умозрительных  спекуляций..  
  
 1 Идея социальной солидарности      

Тема социальной солидарности - главная тема социологии Дюркгейма. По существу, солидарность для него - синоним общественного состояния. Его первый лекционный курс в Бордоском  университете был посвящен проблеме социальной солидарности, а первая книга - обоснованию “солидаризирующей” функции разделения труда.

Типы социальной солидарности:

Механическая солидарность преобладает, по Э. Дюркгейму, в архаических, или примитивных, обществах. Это, используя  его собственную терминологию, солидарность вследствие сходства. Члены общности или общины притягиваются друг к  другу благодаря тому, что у  них очень много общего: язык, обычаи, верования, даже общие исторические воспоминания (например, в виде устных преданий), в одинаковых ситуациях  они испытывают одни и те же чувства. Такие же механизмы ведут к  отталкиванию от представителей других племен.

Органическая солидарность, складывающаяся в более развитых, продвинутых обществах, – это продукт дифференциации функций его членов, углубления разделения общественного труда. Люди здесь, чем дальше, тем сильнее отличаются друг от друга по самым разным характеристикам. Однако именно вследствие этого они все сильнее нуждаются друг в друге, не могут друг без друга обойтись: обмен функциями, деятельностью и ее продуктами приводит к более глубокой взаимозависимости, а значит, к все большему сцеплению этих «социальных частиц».

Каждый из людей по отдельности  несовершенен, дополняя друг друга, они  создают мощную интеграцию. Такой  тип солидарности называется «органическим» по аналогии с органами живого существа, каждый из которых не похож на другие и выполняет свои специфические  функции, и лишь только все вместе они создают возможности для  функционирования организма как  целого.                                                   При господстве механической солидарности индивидуальное сознание поглощается коллективным. Возникновение человеческой индивидуальности возможно лишь в тех обществах, где доминирует органическая солидарность.                                                            При всей убедительности выделения двух типов солидарности и утверждения о преобладании их в различных по уровню развития обществах дифференциация эта носит в значительной мере аналитический характер. Конечно, и в современных индустриальных обществах встречается немалое число проявлений механической солидарности: например, в основе семейных и родственных уз. Национальные, религиозные и даже партийно-политические отношения есть не что иное, как проявления механической солидарности, поскольку строятся на основе взаимосвязей типа «свой – чужой».

2 Структура социологии  по Э. Дюркгейму                                                                    Структуру социологии, по Э. Дюркгейму, должны составлять три основные отрасли: морфология, физиология и общая социология. Социальная морфология подобно анатомии должна заниматься изучением того, как устроено общество и каковы материальные формы проявления его структуры: социальные организации, состав и плотность народонаселения, распределение по занимаемой территории и т. д. Социальная физиология изучает различные сферы жизнедеятельности общества и разделяется на ряд частных социологических теорий: социологию религии, социологию морали, социологию права, экономическую социологию и т. п. И, наконец, общая социология синтезирует достижения и выводы двух первых разделов и устанавливает наиболее общие социальные законы.

Принципы социологии:

  1. общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
  2. общество первично по отношению к составляющим его людям;
  3. изучаемые социологией социальные факты объективны и независимы от человеческого произвола.

По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами, и таким образом должна иметь  свои специфические методы. 

3 «Социологизм» как социальная  теория                                                                             Теоретико-методологической базой, на которой Э. Дюркгейм строил систему своих социологических взглядов, стал так называемый «социологизм», который считают одной из разновидностей социологического реализма. Э. Дюркгейм пытался показать, что общество обладает собственной реальностью, которая не может быть сведена к психологическим фактам. Как он утверждал, общество – это «реальность, существующая сама по себе / sui generis /». Общество противостоит нашим мыслям и желаниям, потому что оно обладает объективностью, которая сравнима с объективностью природы, хотя и не есть то же самое.Онтологический (сущностный) аспект социологизма состоит в утверждении прежде всего автономии социальной реальности по отношению к другим видам реальности – физической, биологической, психологической. Эта реальность включена в универсальный мировой порядок. Она основательна, устойчива и подчиняется действию определенных законов.

4 Теория социального факта Э. Дюркгейма     

Содержание  социальной реальности составляют социальные факты, которые не следует сводить  ни к экономическим, ни к правовым, ни к каким-либо другим фактам действительности. Эти социальные факты обладают следующими самостоятельными характеристиками:

1) объективное существование, т. е. не зависящее ни от какого отдельно взятого индивида. Для того чтобы понять сущность социальных фактов, их нужно наблюдать извне, открывать заново, как мы открываем факты физической реальности. Поэтому, утверждает Э. Дюркгейм, «… социальные факты следует рассматривать как вещи. Вещи – это все, что нам дано, что представляется или, скорее, навязывается наблюдению». Основное заблуждение всех прежних научных дисциплин, изучавших общество, по мнению Э. Дюркгейма, состояло в том, что они в своем изучении социальных явлений исходили из того значения, какое мы сами им придаем; между тем настоящее значение их можно обнаружить лишь с помощью объективного научного исследования;

2) способность оказывать давление на любого отдельно взятого индивида принудительной силой, а значит, детерминировать его действия. Регуляция поведения индивида в обществе определяется совокупностью социальных фактов, действующих в том обществе, в котором он живет, и подталкивающих его на совершение именно таких, а не иных поступков. В качестве одной из важнейших задач социологической науки Э. Дюркгейм определял изучение этих социальных фактов, которые по сути дела обесценивали объяснения социального действия с точки зрения «свободной воли». Всю совокупность социальных фактов Э. Дюркгейм подразделял на две основные группы: морфологические и духовные. К морфологическим, образующим своеобразный «материальный субстрат» общества, можно отнести, например, плотность населения. Она действительно не зависит от поступков и намерений ни одного из отдельно взятых индивидов; а вот их условия жизни зависят от плотности довольно сильно. При этом необходимо различать физическую плотность общества и моральную, под которой Э. Дюрк-гейм подразумевал частоту контактов или интенсивность общения между ними. Сочетание этих двух видов плотности определяет особенности социальной дифференциации или общественного разделения труда в данном обществе. При объяснении социальных явлений Э. Дюркгейм использовал демографические и социально-экологические факторы (включая структуру и степень сложности социальных групп). Морфологические социальные факты – это явления, совокупность которых образует материальные условия жизни людей и носят не природный характер, а порождены деятельностью самого общества.Что же касается духовных социальных фактов, то они не менее объективны (т. е. имеют внешнюю по отношению к каждому отдельному члену общества природу, не зависят от него и обладают принудительной силой), нежели морфологические, хотя и не имеют столь «вещественного» воплощения. К ним следует отнести «коллективные представления», совокупность которых образует коллективное или общее представление.     

Социальные  нормы и другие социальные факторы  оказывают влияние на поведение  отдельных членов общества через  определенные механизмы их усвоения, причем эффективность действия социальных регуляторов проявляется в том, что выполнение норм становится желательным  для самого индивида.   

 

 

  5 Анализ Э. Дюркгеймом социальных  причин самоубийств     

Анализу социальной связи, характеру и различным  видам проявления посвящена одна из наиболее известных работ Э. Дюрк-гейма  – «Самоубийство». Эта книга рассматривается  как классический социологический труд. В этом исследовании Э. Дюркгейм обратился к социальным причинам самоубийств. Суицид является одним из наиболее уникальных индивидуальных актов, на которые способны только люди. Дюркгейм показал, используя статистические данные, что в определении вероятности самоубийства решающее значение имеют социальные основания. Первый большой раздел этой книги рассматривает факторы внесоциального характера, способные оказать влияние на изменение статистики самоубийств в том или ином обществе: психопатические состояния; расовые и наследственные особенности; сезонные колебания климатических условий; механизмы подражания. Опираясь на обширный статистический анализ, Э. Дюркгейм завершает каждую часть этого раздела выводом: ни одна из них не может объяснить процент самоубийств удовлетворительным образом. Резюме первого раздела таково: «… в каждой социальной группе существует совершенно специфическая наклонность к самоубийству, необъяснимая ни физико-органическим строением индивидов, ни физической природой окружающей их среды. Отсюда по методу исключения вытекает, что наклонность эта неизбежно должна зависеть от социальных причин и представлять собой коллективное явление». А, следовательно, лишь социологическая наука способна удовлетворительным образом объяснить причины самоубийств. Анализируя статистические данные, Основным фактором самоубийств как более или менее массового явления выступает, прежде всего, характер и сила социальных связей, свойственных той или иной социальной общности. Ослабление или даже разрыв социальных связей индивида может привести его к выводу о бесцельности дальнейшего существования и принятию решения уйти из жизни. Однако к решению уйти из жизни некоторых индивидов в определенных обстоятельствах может подтолкнуть и чрезмерная сила социальных связей. В соответствии с этим Э. Дюркгейм и разрабатывает свою типологию самоубийств.     

 
                                                                  Заключение     

Главной идеей, вдохновившей Дюркгейма, была идея социальной солидарности, стремление найти ответ на вопрос о том, какие  связи объединяют людей в общество. Согласно Дюркгейму, силой, создающей  общественное целое способствующей его сохранению, является разделение труда     

В следствии все увеличивающейся  специализации труда индивиды вынуждены  обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Разделение труда обуславливает индивидуальные различия в соответствии с профессиональной ролью. Каждый становится личностью. Сознание того, что все связаны единой системой отношений, создаваемых разделением  труда, вызывает чувства зависимости  друг от друга, солидарности, связи  с обществом.      

Причиной  разделения труда Дюркгейм считал рост народонаселения, обуславливающий  интенсивность социальной жизни, возрастание  «физической плотности», «объема» общества. Все, что неразрывно связано с  увеличением «моральной или физической плотности», т.е. уровня социального  взаимодействия, непреодолимо ведет  к разделению труда. Нормальное состояние  общества, по Дюркгейму, должно характеризоваться  развитым экономическим планированием  и нормативной регуляцией трудовых отношений, осуществляемой производственными  корпорациями. В данном случае он отождествлял нормальное с оптимальным, наилучшим.     

Разрабатывая  проблемы социальной теории и метода, Дюркгейм, естественно, касается проблемы взаимодействия социологии и философии. Он признает, что социология «возникла  из великих философских доктрин» и почти всегда опирается на какой-нибудь философский подход. Однако, пишет  Дюркгейм, социология давно стала  самостоятельной наукой, имеет свой предмет и должна заниматься своим  делом. Труды самого Дюркгейма сыграли  заметную роль в становлении и  развитии социологии как самостоятельной  науки.      

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Антоновский А. Ю. Начало социоэпистемологии: Эмиль Дюркгейм // Эпистемология и философия науки. — 2007. 
  2. Лебедев В.М., История психологии, 2005
  3. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. М.: АЛЕТЕЙЯ, 2001
  4. Дюркгейм Эмиль — Философские взгляды. Библиография. Высказывания http://vpn.int.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ЯО Переславский кинофотохимический колледж

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему :

“Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Информация о работе Эмиль Дюркгейм и его теория общественного развития