Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 11:27, контрольная работа

Описание работы

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).

Философия этого периода была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Эпохи эллино-римского периода…………….……………………………4

1.1 Эпоха эллинизма……..……………………………………………………….4

1.2 Римская философия……….…………………………………………………4

2. Основные философские направления эллино-римского периода…..……..5

2.1 Эпикуреизм………………………..…………………………………………5

2.2 Скептицизм…….………….…………………………………………………6

2.3 Стоицизм……..……….…………………………………………………….10

2.4 Неоплатонизм…...………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………15

Список использованной литературы………

Файлы: 1 файл

контр.раб.по философии.docx

— 34.89 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТАЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

 

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ

ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Контрольная работа по философии

 

Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм.

 

                                                            

 

                                       Проверил:     

Выполнила: Студентка 2  курса

 

 (специальность 080502–«Экономика

 и управление на предприятии АПК»

группа 48, шифр 1005072)

 

 

 

Ижевск 2011

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………  3

 

1.     Эпохи эллино-римского периода…………….……………………………4

 

1.1 Эпоха эллинизма……..……………………………………………………….4

 

1.2 Римская философия……….…………………………………………………4

 

2. Основные философские  направления эллино-римского периода…..……..5

 

2.1 Эпикуреизм………………………..…………………………………………5

 

2.2 Скептицизм…….………….…………………………………………………6

 

2.3 Стоицизм……..……….…………………………………………………….10

 

2.4 Неоплатонизм…...………………………………………………………….13

 

Заключение………………………………………………………………………15

 

    Список использованной литературы………………………………………16

Тема: Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм

.

Введение

 

Эллино-римский период античной философии (по-другому называется поздняя  античность) длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. В нем можно рассмотреть  два этапа: эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.). Позднее возникает и развивается неоплатонизм (в III-V столетиях н.э.).

 

Философия этого периода  была призвана как-то сориентировать эллина (т.е. древнего грека, а именно, подразумевается сам человек, субъект) в мире с все более новыми изменениями.

 

 В эллино-римский период  входят такие учения как: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

 

Все эти учения реализовывали  один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         1.     Эпохи эллино-римского периода

                         1.1.         Эпоха эллинизма.

 

Эпоха эллинизма – эпоха  крушения полисной социальности. Социальная структура – полис, город-государство был ограничен, замкнут. Главная задача состояла в том, чтобы обеспечить политическую самостоятельность этой замкнутости. Главная задача полиса – воспитание лучших граждан для государства, обеспечение духовных запросов личности. Путь духовной жизни – это путь поиска, отрицания традиций, путь обновления. Направленность на воспитание граждан – это не только основная направленность полиса. Обращенность к гражданину порождает новые типы обоснования, она позволила грекам создать систему обоснований – чем и была философия. Способность творить существует постольку, поскольку существует греческий полис. Античный полис разрушился. Теперь верховная власть принадлежала монарху. Начиная с Александра Македонского все полисы были объединены.

Наблюдается поиск путей  духовного обновления. В эпоху  эллинизма не создается ни одной  принципиально новой физической системы. Но в эту эпоху остаются крупные философы, происходит обоснование  старых систем.

Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (философия  Аристотеля), активное участие в  политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской философии.

 

1.2.  Римская  философия

 

С начала 3 столетия до н. э. в  регионе Средиземного моря существенно  усиливается влияние Рима, который  из городской республики становится сильной державой. Во 2 в. до н. э. он владеет  уже большой частью древнего мира. Под его экономическое и политическое влияние попадают и города континентальной Греции. Тем самым в Рим начинается проникновение греческой культуры, составной частью которой была философия.

Для римской культуры характерно стремление обогатиться лучшим из того, с чем сталкивается Рим, стремящийся  к мировому господству. Логичным поэтому  является то, что и римская философия  формируется под решающим влиянием греческого, в частности эллинистического, философского мышления.

Приблизительно с середины 2 в. до н. э. в Риме развиваются три  философских направления, которые  сформировались уже в эллинистической  Греции, - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

 

 2.Основные философские направления эллино-римского периода.

2.1. Эпикуреизм.

 

   Основателем       эпикуреизма     является     Эпикур (341-270 гг. до н.э.) - греческий  философ-материалист и атеист  эпохи эллинизма. Он отрицал  вмешательство богов в дела  мира и исходил из признания  вечности материи, обладающей  внутренним источником движения. Эпикур вносит оригинальные изменения  в атомизм Левкита-Демокрита: для объяснения возможности столкновения атомов, движущихся в пустом пространстве с одинаковой скоростью, он вводит понятие спонтанного «отклонения» атома от прямой линии. Это основа более глубокого взгляда на соотношение необходимости и случайности, некий такой шаг вперед.

Эпикур, выступивший в  борьбу с Аристотелем, создал в свое время школу «Сад Эпикура», где  он учил философии на равных правах даже женщин и рабов, чего не могло  быть у Платона и Аристотеля. Другими  словами, он основал общество друзей-единомышленников, которое просуществовало 600 лет.

Главным для Эпикура было практическое значение философии - прикладная философия. Он считал, что атомы различаются  не только по величине и форме, но и  по весу, а также имеют части, но не делимы из-за абсолютной непроницаемости. Также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм.

Эпикур, сохранив основную предпосылку  киренаиков, что главная цель человека - наслаждение, существенно преобразовал их систему. Если те понимали наслаждение  как деятельность, то он отдал предпочтение наслаждению покоем, так как считал, что динамические наслаждения предварительно несут страдания от предшествующего  желания, а статические удовольствия - нет (они некое состояние равновесия). Считая, что стимулом динамических удовольствий является желания, делил  желания на естественные (необходимее и не необходимые) и вздорные. И задавался при этом вопросом, а все ли желания следует исполнять… Для него чувства - источник счастья. При оценке удовольствия он отказался от критерия интенсивности и предпочел в качестве такового длительность. При этом душевные критерии удовольствия и страдания оказываются большими, чем телесные, а следовательно стремиться надо именно к душевным удовольствиям, избегая душевных страданий.

Принцип удовольствия, по нему, заложен в самой основе жизни, и ему нужно соответствовать. У Эпикура разум подчинен телу, а не наоборот, как у Сократа, Платона, Аристотеля. В этом его главное  отличие от них, но при этом, он все  же считал (в соответствии с общегреческим  представлением о человеке), что  наибольшие удовольствия человеку доставляет то, что оправдано разумом.

Принципом свободы воли Эпикур обосновал возможность независимости  человека от общественных связей, его  лозунгом было жить незаметно, не по законам  общества, а по природе.

 

                                             2.2 Скептицизм.

 

Скептицизм – направление  греческой философии, которое  формируется  в конце 4 в. до н. э. Основателями скептицизма  являлись   Пиррон     Элидский и Секст    Эмпирик.   

Греческое   слово   скепсис   соединяет     в  себе   как бы   три   смысла   —   это   и   рассмотрение,   и   сомнение,   и   воздержание  от  суждений. Скептики      всегда   видели и   поныне   видят   свою   цель   в   опровержении   догм   всех   философских    школ.

 

Скепсис имел место в греческой  философии и раньше. В эллинистическую  эпоху складываются его принципы, ибо скепсис определялся не методическими  установками в невозможности  дальнейшего познания, а отказом  от возможности дойти до истины. И этот отказ становится программой.

Скептицизм отрицал истинность любого познания. Удержаться от суждения – основной его тезис. Поэтому  «цель свою скептики полагали в опровержении догматов всех школ, но сами… они  ничего не определяли, не определяли и  того, что они делали», отвергая в конце концов и само утверждение «ничего не утверждать».

Скептицизм в большей  степени тяготел к философии  софистов. Вместе с созданием крупных  государственных объединений перестали  создаваться новые системы обоснований. Также происходит обращение к  личности, только уже к личности атомистического толка. Необходимо обосновать идеал внутренней свободы, происходит обоснование положения  человека в этом новом мире, мире монархии (деспотический режим).

В огромной социальности человек уже не мог влиять на мир, он ему подчинялся, для больших социальных объединений характерна не проблема воздействия человека на мир, а проблема успокоения, утешения человека. Необходимо человека довести до уровня природы – понимания цивилизованности.

На первый план выдвигается  проблема личного счастья, тогда  можно достигнуть атараксии (невозмутимости духа) – это естественное состояние  человека, которое позволяет ему  перенести удары судьбы.

Эпикур предложил такой  способ обоснования личного счастья: счастье – это удовольствие. Удовольствие – это способность довольствоваться тем, что имеешь.

Доводы против правильности как чувственных восприятий, так  и «познаний мысли», т. е. доводы, объясняющие, почему нужно удерживаться от суждений, скептики объединили в  десять тезисов – тропов. Вероятно, их автором является Энесидем.

В первом из этих тезисов  подвергаются сомнению положения о  действительности различия физиологической  структуры видов животных, в частности  их чувственных органов.

 

Во втором подчеркиваются индивидуальные различия людей с  точки зрения физиологии и психики.

В третьем говорится о  различии чувственных органов, в  которых одни и те же вещи вызывают разные ощущения (например, вино зрению представляется красным, вкусу- терпким и т. д.).

Четвертый обращает внимание на факт, что на познание влияют различные  состояния (телесные и душевные) воспринимающего  субъекта (болезнь, здоровье, сон, бодрствование, радость, грусть и т. д.).

Пятый тезис отражает влияние  расстояния, положений и пространственных отношений на восприятие (то, что  издалека кажется малым, вблизи оказывается  большим).

В шестом говорится, что ни одно восприятие не относится изолированно к нашим чувствам без примеси  других факторов.

Следующий троп указывает  на различные воздействия разного  количества одного и того же вещества или материи (что в малом количестве полезно, а в большем может  быть вредно).

Восьмой опирается на тот  факт, что определение взаимоотношений  между вещами является релятивным (например, что является относительно одной  вещи «вправо», может быть по отношению  к другой «влево»).

Предпоследний троп отражает тот факт, что «привычные и непривычные  вещи» вызывают различные чувства (например, затмение солнца как необычное  явление, закат солнца - как привычное).

Десятый троп поддерживает убеждение в том, что ничего нельзя утверждать позитивно – ни существование  различных прав, ни привычек, ни воззрений, ни проявлений веры и т. д.

К этим десяти тезисам Агриппа  и его ученики прибавили еще пять. Первый из новых тропов аргументирует различие видов или мнений. Второй критикует бесконечную цепь доказательств. Третий подчеркивает, что любое ограничение относится всегда лишь к чему-либо конкретному.  Четвертый критикует принятие предпосылок, которые впоследствии не доказываются. Пятый троп предостерегает от доказательства по кругу. Он указывает на то, что каждое доказательство в свою очередь требует доказательства, это доказательство требует своего доказательства и так по кругу до исходной точки. И хотя эти новые тропы более абстрактны, некоторые из них можно редуцировать к ранним тропам, так же как некоторые ранние тропы основаны на более или менее аналогичных принципах.

Исходя из принципа «ничего  не утверждать», подкрепленного тропами, скептики отвергали любые доказательства. В отличие от эпикурейской и стоической философии, в которых достижение счастья необходимо предполагало познание явлений и законов природы, т. е. познание вещей, философия скептицизма  в прямом смысле слова отказывается от этого познания.

Информация о работе Эллино-римский период античной философии. Скептицизм. Стоицизм