Эллинистическая философия: киники, скептики, эпикурейцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2015 в 19:00, реферат

Описание работы

Эллинистическая философия - последний период развития философии Древней Греции. Как и любое течение в философии, эллинистическая философия появилась неспроста: «Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1: эпикуреизм 4
Глава 2: скептицизм 5
Глава 3: кинизм 6
Заключение 7
Список источников 9

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 29.23 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Санкт-Петербургский Государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра философии, политологии и социологии

Дисциплина: философия

 

 

Реферат

Эллинистическая философия: киники, скептики, эпикурейцы

 

 

Студент группы 9-С-1

В.В. Ефименко

Руководитель:

доцент А.Н. Назаренко

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

 

Оглавление

Введение                                                                                                          3

Глава 1: эпикуреизм                                                                                       4

Глава 2: скептицизм                                                                                       5

Глава 3: кинизм                                                                                               6

Заключение                                                                                                      7

Список источников                                                                                         9

 

Введение

 

Эллинистическая философия - последний период развития философии Древней Греции. Как и любое течение в философии, эллинистическая философия появилась неспроста: «Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию: возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету трех школ: киников, эпикурейцев и скептиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии) и атараксии (невозмутимости)»[1]. Об этом нам сообщает В. А. Канке в своем учебном пособии.

«Основные акценты в философских учениях: схематизация всего философского поля, четкое деление философии на три части: логику, физику и этику – с перенесением центра тяжести на этику, интересам которой были подчинены остальные дисциплины»[4], - говорит нам М. А. Солопова в своей статье.

Философские идеалы киников, эпикурейцев и скептиков актуальны и по сей день, ведь каждый человек стремится к внутреннему умиротворению и счастью.

В своей работе я рассмотрю каждое из трех направлений в эллинистической философии: скептицизм, эпикуреизм и кинизм. Разобраться в этом мне поможет следующая литература: В. А. Канке «Философия: учебное пособие», В. Ф. Асмус «Античная философия», Л. А Микешина «Скептицизм», М. А. Солопова «Античная философия», М. М. Шахнович «Эпикуреизм»

При этом, рассматривая данные философские школы, я ставлю перед собой следующие задачи:

-Выявить основателя каждой из  школ.

-Указать основные характерные  черты каждой из школ

-Написать основные утверждения каждой из школ

-Определить, в чем кроется счастье  в каждой из школ

-Выявить год основания каждой  из школ

 

Глава 1: эпикуреизм

 

Начиная разговор об эпикуреизме, сразу возникает вопрос: что это такое? На этот вопрос наиболее точно отвечает М. М. Шахнович в статье «Эпикуреизм»: «Эпикуреизм - философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами ; в качестве школьной традиции существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э.»[5].

М.М. Шахнович отмечает: «Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души. Эпикурейская утилитаристская этика нередко вульгаризировалась и ошибочно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям.»[5]

Действительно Эпикуреизм мог ошибочно ассоциироваться со стремлением к чувственным наслаждениям. Это можно понять из основополагающих этого течения, таких как логика и этика, которые хорошо описаны в учебном пособии В. А. Канке:

«Логика: Мир чувств не иллюзорен, он — главное содержание познания. Мир дан человеку в его очевидности. Подлинные познавательные реалии — не идеи Платона или формы Аристотеля, а чувства.

Этика: Человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовлетворений. Человек — существо свободное, это имеет свои основания в самопроизвольном отклонении атомов от прямолинейных траекторий, ибо такие отклонения не допускают наличия раз и навсегда установленных законов. Для счастливой жизни человеку необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим отношениям). Боги тоже состоят из атомов, но особых. Боги безразличны к человеческим делам, об этом свидетельствует наличие зла в мире.»[1]

Также, как я и говорил ранее, существует и третье основополагающее – физика, описанные в том же пособии В. А. Канке:

«Физика: Все состоит из атомов. Атомы могут самопроизвольно отклоняться от прямолинейных траекторий.»[1].

Таким образом, мы понимаем, что, по мнению эпикурейцев, счастье — есть умеренное наслаждение.

 

Глава 2: скептицизм

 

Следующим философским течением является скептицизм. Определение этому понятию дает Л. А Микешина в статье «Скептицизм»: «Скептицизм (от греч.- ищущий, рассматривающий, исследующий) – философское направление, созданное в 4 в. до н.э. Пирроном из Элиды»[3].

Л. А. Микешина отмечает: «Античные скептики доказывали, что притязания различных философских школ на абсолютную истинность неправомерны, а истинность всех знаний относительна.»[3]. То есть, говоря иными словами: возможно мир познаваем, но неизвестно истина ли это.

Это подтверждают три основополагающих, описанное в «Философия: учебное пособие» В. А. Канке:

«Физика: Мир текуч, изменчив, относителен, непостоянен, иллюзорен.

Логика: Текучесть физического мира не позволяет считать истинными те или иные суждения, истина не существует, всякий анализ не имеет конца, а опора на чувства и разум человека несостоятельна, чувства лживы, разум противоречив. Скептик согласен с тем, что нельзя избежать многих житейских вопросов, когда речь идет о реалиях, не зависящих от человека,— голоде, жажде, боли. Но надо воздерживаться от догматических суждений. Такое воздержание, эпохе, предполагает не леность ума, а его осторожность, ибо познание имеет вероятностный характер.

Этика: Перед лицом постоянно изменяющегося мира скептик не может признать наличие ни добра, ни зла. Остается одно: сохранять внутренний покой, безмятежность, мудрое молчание.»[1]

Итак, мы понимаем, что воздерживаться от догм и быть безмятежным и есть путь к счастью, по мнению скептиков.

 

Глава 3: кинизм

 

Заключительным в моей работе будет кинизм. Определение данному философскому течению дает В. Ф. Асмус: «Кинизм – философская школа,основанная в в начале 4 в. До н. э., родоначальником которой считается ученик Сократа Антисфен.»[2].

Об истории образования названия этого течения рассказывает В. А. Канке: «Антисфен вел свои беседы в гимнасии при храме Геракла. Гимнасий имел название Киносарг, что дословно означает «злые собаки» (собака — кине). Отсюда произошло название кинизма.»[1]

Кинизм гораздо проще, чем скептизм или эпикуреизм, так как представители этой школы не разделяли четко три составные части философии: физику, логику и этику. Однако кинизм тоже имеет свои положения: «Киники считали своим учителем Сократа, но они не смогли по-настоящему продолжить его дело. За основу своей философии они взяли практическую мораль Сократа, присущие ему самообладание, спокойствие, неприхотливость в еде и одежде. Не подкрепленные должным интеллектуализмом, эти нормы практической жизни привели к идеалам самодостаточности человека, апатии и безразличия, дополненным требованиям постоянной, иногда тяжкой, тренировки души и тела.»[1], - говорит нам В.А. Канке.

«Основатель школы Антисфен выступал против разделения мира на умопостигаемое и чувственное бытие. Реальность общего не существует, а существуют только единичные вещи; понятие есть только слово, объясняющее то, чем вещь бывает или что она есть и поэтому применение к отдельным предметам общих понятий невозможно; невозможно ни соединение различных понятий, ни определение понятий, ни даже противоречие — так как о вещи может быть высказано только суждение тождества, утверждал он. Мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании. Признается только практический разум, интегрированный с житейской мудростью. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, но никак не общим для многих, а целью добродетельной жизни может быть соответственно не богатство, которое может быть разобщенным, но здоровье. Отсутствие общих «видов» полагает благо как отрешённость от всего, что делает человека зависимым от общего: имущества, наслаждений, искусственных и условных понятий»[2], - сообщает В. Ф. Асмус.

Таким образом, мы понимаем что путь к счастью по мнению киников кроется в демонстративной естественности и безусловности личной свободы, а также в исследовании внутреннего мира человека.

 

Заключение

Итак, я рассматривал три направления в эллинистической философии: эпикуреизм, скептицизм и кинизм. Я выполнил поставленные перед собой задачи, а именно: выявил основателя, указал основные характерные черты, написал основные утверждения, выявил год основания и определил, в чем кроется счастье в каждой из школ.

Несмотря на то, что все эти школы – представители одного и того же течения и направлены обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье, они имеют различные положения, суждения, характерные черты и, самое главное, методы достижения внутреннего умиротворения и счастья:

Для эпикурейцев счастье — есть умеренное наслаждение;

Для скептиков путь к счастью кроется в том, чтобы воздерживаться от догм и быть безмятежным;

Для киников путь к счастью заключается в демонстративной естественности и безусловности личной свободы, а также в исследовании внутреннего мира человека.

Так кто же из них на самом деле прав?

Можно ли стать счастливым, следуя их путем?

Что ж, видимо, эти вопросы, возникшие у меня в работе, так и останутся для меня загадкой.

 

 

Список источников:

  1. Философия: учебное пособие» \ В.А. Канке, 6 изд., 2009г.
  2. Античная философия \ В.Ф. Асмус, 2009г.
  3. Микешина Л.А. Скептицизм // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  4. Солопова М. А. Античная философия // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.
  5. Шахнович М.М. Эпикуреизм // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010.

 

 


Информация о работе Эллинистическая философия: киники, скептики, эпикурейцы