Электронная культура: опыт философского анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 05:38, доклад

Описание работы

Объектом данного исследования является электронная культура в формирующемся информационном обществе, целью же выступает ее характеристика с позиции философского и социокультурного анализа.
Для реализации намеченного необходимо прояснить сущность и специфику электронной культуры, выявить ее онтологические, социальные, этические, эстетические, антропо-аксиологические аспекты.

Файлы: 1 файл

журнал.docx

— 39.36 Кб (Скачать файл)

Электронная культура: опыт философского анализа


Автор Баева Л.В.   


После создания «второй природы» – мира вещей, современный человек создал «третью природу» – мир виртуальных феноменов, который является своеобразным синтезом мира сознания и высоких информационных технологий. Парадоксом при этом является то, что современный человек существует в двух иллюзорных измерениях: одно виртуальное – имеющее для него ценность истинного, второе – физически реальное – в ценностном выражении инструментальное, сопровождающее, утрачивающее значимость. В сферу электронной культуры переходят межличностная коммуникация, образование, творчество, искусство, досуг. Виртуальная культура становится не только посредником между человеком и миром, но и самой реальностью, меняющей сознание, восприятие реальности, сущность человека.

Современная информационная эпоха, ставшая из проекта реальностью, уже обнаруживает как сильные, так и слабые стороны, проявляется в новых формах и феноменах, порождает небывалые возможности и риски. Одним из самых ярких явлений эпохи информатизации становится формирование новой электронной культуры. Само понятие «электронная культура» еще требует уточнения, дефиниции, однако, очевидно, что как явление ее невозможно свести к чему-либо ранее существующему в истории человечества.

Объектом данного исследования является электронная культура в формирующемся информационном обществе, целью же выступает ее характеристика с позиции философского и социокультурного анализа. Для реализации намеченного необходимо прояснить сущность и специфику электронной культуры, выявить ее онтологические, социальные, этические, эстетические, антропо-аксиологические аспекты.

Формирующаяся электронная культура является порождением нового типа общества, определяющим фактором в котором становятся высокие технологии в целом, и информационные в особой степени. Чтобы выявить специфику возникшей электронной культуры, необходимо обратиться к общим особенностям информационной эпохи, в условиях которой она возникла. Информационная эпоха, формирующаяся с конца XX в., связана с массовым внедрением информационных систем в сферу производства, управления и коммуникации. Исследования в области новой науки кибернетики способствовали утверждению информации как базовой категории физики и космологии, а также внедрению близких терминов и понятий в другие отрасли науки, в том числе, в гуманитарные. «Информация» становится самым популярным научным понятием, начиная с 60-х гг. прошлого века, вследствие чего во многом вся нынешняя эпоха получила определение как «информационная».

Само понятие «информация», широко внедрившееся в современный язык, было введено в науку в 1928 г. американцем Р. Хартли для обозначения меры количественного измерения сведений, распространяемым по техническим каналам связи» [Хартли 1928, 335].

Сегодня это понятие употребляется в самых различных значениях: под информацией понимают:

1.     сообщение, сведение о чем-либо, создаваемое и передаваемое людьми, а также ЭВМ (коммуникационный подход);

2.      это сведения об объектах и явлениях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний  (вероятностный подход);

3.     отражение разнообразия в самоорганизующихся объектах (функциональный подход);

4.     атрибут всех систем и объектов передавать отраженное своеобразие (атрибутивный подход).

Отметим, что мы будем исходить, прежде всего из понимания информации как субстанциальной способности объектов (бытия в целом) к сохранению и передаче (во времени и посредством развития) главного содержания процессов существования и взаимодействия, разделяя позицию атрибутивного подхода.

В гуманитарных науках и философии интерес к понятию «информация», как известно, привел к формированию теории «информационного общества» (Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, А. Тоффлер, З. Бзежинский, Ю. Хаяши и Т. Умесао, Дж. Нейсбит, Маклюэн, М. Кастельс и др.). Прогноз развития цивилизации в сторону информационного общества во многом оказался оправданным, и это еще одно свидетельство тому, что философия указывает стратегию социальных изменений, направляя усилия социума по наиболее значимым каналам развития, формируя целевые установки, синтезируя «мегатренды» будущего. В контексте теории информационного общества под информацией мы понимаем интеллектуальный и высокотехнологичный продукт в виде сведений, данных, программ, систем, создаваемым большинством членов общества, ставший объектом экономических отношений и источником развития социума.

Своеобразными индикаторами вхождения в информационную эпоху специалисты называют различные индикаторы и тренды, среди которых, прежде всего необходимо выделить следующие: наука и инновации выступают в качестве определяющей движущей силы социального развития; обозначается существенный перевес в пользу практически ориентированных наук, прагматизация науки и образования; проявляется доминирующее значение информации (научного, экономического, социально-политического и иного характера) по сравнению с другими ресурсами (техническими, сырьевыми, людскими); быстро внедряются и постоянно обновляются телекоммуникационные и компьютерные технологии, как в производство, так и в повседневную жизнь членов общества; стандартизируются основные сферы жизни общества; возрастают требования к специалистам, растет статус высшего образования; происходит виртуализация образа жизни, коммуникации, творчества и т.д.; имеет место высокая зависимость от СМИ, «информационных потоков», формирующих сознание большинства; создается единая информационная сеть, позволяющая получить доступ к информации из любой точки социальной системы, а также управлять ею не из «центра»; укрепляется всемирное разделение труда, дифференциация на высокотехнологичную и сырьевую экономики; формируется электронно-цифровая культура и большинство членов общества сосредоточивается на ее феноменах; возникновение сетевого сообщества, где происходит сверхбыстрая передача информации; обозначается приоритет информации над знанием, усиливается информационное загрязнение, нестабильность; снижение роли этических, религиозных регуляторов, гуманитарных наук, укрепление технократизации, сциентизма и т.д.

Информационная эпоха, таким образом, это не только технологически новый этап развития, но и особый тип культуры, коммуникации, экономики, предельной интеграции человечества в единое информационное пространство, связывающее новыми связями природный мир, общество и человека в целостную систему.

Однако далеко не все характеристики информационного общества оказались универсальными, атрибутивными, да и сам термин во многом продолжает оставаться выражением некого «идеального типа». Проекты построения «общества знаний», ноосферного социума на принципах коэволюции и международного высокотехнологичного управления всеми социальными процессами далеки от реализации, хотя многие указанные  выше тенденции и получили определенное развитие. Прежде всего индустриальная сфера так и «не сдала» своих доминирующих позиций. Несмотря на то что действительно возросли ценности образования, знания, науки, это не способствовало снижению роли материальных благ в жизни человека. Напротив, трансформации произошли в самих «интеллектуально-культурных» сферах: искусство, наука и образование, с одной стороны, коммерциализировались и стали продолжением техносферы «общества потребления», с другой стороны, под влиянием фактора информатизации приобрели новые электронные формы выражения. Термины «информационный» и «электронный» все чаще проникают в области знания, не связанные с технической и технологической областями. В начале 2000-х гг. активно формируется комплекс понятий, отражающих феномены новой, информационной эпохи («электронная культура», «виртуальный музей», «цифровое искусство», «электронное правительство» и т.д.) Несмотря на то что информатизация еще не реализовала свой потенциал полностью, сегодня уже можно высказать ряд суждений относительно характера происходящих изменений. 

Очевидно, что главным трансформирующим фактором современной культуры становятся новые технологические достижения. Современные высокие технологии открыли человеку новые возможности: расширились горизонты пространства и времени, оказались преодолены условности языковых барьеров, открылся бескрайний мир цифровой информации и т.д. Информационные технологии, с позиции философско-антропологического анализа, это созданная человеком система обработки, хранения, передачи информации с передачей (делегированием) определенных приемов «интеллектуального» («умного») управления информацией вычислительной технике. Передавая функции вычисления технике, человек тем самым высвобождает себя для анализа и синтеза данных, процесса создания новых идей, прогнозирования, творчества, в широком смысле слова.

Информационные технологии оказали влияние на формирование особой культуры – электронной, цифровой или виртуальной, «E-culture» (термин профессора Миланского политехнического университета Алфреда Ронки) [Ронки 2009]. Выявление ее существенных черт и демаркация границ имеет значение как в теоретическом, так и практическом аспектах, поскольку электронная культура охватывает сегодня все больше сфер и порождает новые феномены.

Электронная культура, Digital Culture, E-culture – это прежде всего новая сфера деятельности человека, связанная с созданием электронных копий духовных и материальных объектов, в том числе произведений искусства, науки, литературы, кино и т.д. К электронной культуре относят и произведения, которые непосредственно создавались в электронной форме, например, сетевое искусство, реконструкции в виртуальной реальности, новые интерактивные произведения. В электронную культуру также включают электронные формы собрания объектов культурного наследия (библиотек, музеев, архивов). Однако важно отметить, что к феноменам электронной культуры относятся далеко не все результаты творчества, созданные в информационную эпоху. При этом продолжает существовать традиция создания неэлектронных произведений искусства (литературы, музыки, театра, живописи и т.д.), развиваются научные идеи, философия, культура повседневности. Они не относятся к электронной культуре, хотя могут быть связаны с ней технологически (фильмы могут быть оцифрованы, книги написаны с помощь компьютеров и проч.).

Обобщая современные источники, к феноменам электронной культуры, мы полагаем, можно отнести следующее: электронные формы современной коммуникации: интернет, социальные сети, виртуальные сообщества, чаты, блоги, форумы, сайты; виртуальные музеи, галереи, выставочные залы и др.; дистанционное образование; электронная реконструкция (городов, объектов культурного наследия в их исторической и пространственной перспективе); компьютерные игры, в том числе сетевые; электронные СМИ (on-line-журналы, газеты); анимация, кино, музыкальные клипы, созданные с помощью современных IT-технологий; электронные архивы, справочные системы, энциклопедии, словари, библиотеки; электронная реклама, в том числе, спам; информационные программы, обеспечение, формы защиты информации и т.д.

Чем же характеризуется данная форма культуры, в чем ее принципиальное отличие от материальной и духовной культуры, как уже существующих традиционных форм? Подчеркнем, поскольку мы отнесли к феноменам электронной культуры разнородные явления и процессы, порожденные возможностями информационных технологий, что названные далее черты имеют отношение не к каждой из ее форм проявления.

Характерными чертами электронной культуры, по нашему мнению, являются: свобода доступа, открытость для членов «информационного общества» (тех, кто обладает электронными ресурсами); дистанционность, реальная удаленность от субъекта; активность в получении доступа электронной информации, возможность участия в формировании содержания информации из любой точки «информационного сообщества»; либеральность, дескриптивность, отсутствие жестких правил, норм (в том числе этических); эклектичность, микширование и сосуществование различных потоков информации, стилей, жанров, направлений; виртуальность, как существование в искусственно созданной реальности; фрагментарность, мозаичность выражения, доминирование визуального над смысловым; инновационность, существование через внедрение и постоянное обновление научных разработок (особенно в электронном искусстве и электронной коммуникации); технократичность, повышенный интерес «пользователей» к технологии создания и использования феномена, а также проявление данного типа культуры через технические средства (что предполагает рост их значимости); развлекательный, рекреационный, игровой характер (главный стимул развития – стремление к развлечению, множественности, разнообразию форм досуга).

Таким образом, в наиболее общем виде электронная культура представляет собой совокупность результатов творчества и коммуникации людей в условиях внедрения IT-инноваций, характеризующаяся созданием единого информационного пространства, виртуальной формой выражения, дистанционной технологией, либеральностью контента.

Структурно можно выделить два основных типа выражения электронной культуры:

1.               Электронная форма для прежних (традиционных, классических – здесь в значении не электронных) культурных объектов (например, электронные музеи, библиотеки, выставки и др.).

2.               Электронные по форме и сущности объекты культуры (компьютерные программы, сети, технологии, произведения искусства др.).

Каждый из названных типов имеет свою характеристику, однако внешне, формально они во многом похожи и взаимопересекаются. Электронная по форме и сути культура является продолжением, развитием предыдущей, ставшей сегодня (чтобы сохранить свою ценность и конкурентность) электронной по внешнему выражению.

Создание электронной культуры является по многим параметрам новым видом творчества, в том числе, ее невозможно отнести только к материальной или духовной культуре, поскольку она имеет черты и одной, и другой. Электронная культура позволяет человеку обрести еще одну форму бытия, которая, будучи связанной с информационными технологиями, становится качественно новым феноменом – своего рода «третьей природой», следующей за естественной средой обитания и «миром вещей». Человек обретает в виртуальном пространстве свое «иное» информационное бытие, тем самым в определенной степени способствуя преодолению ограниченности своих биосоциальных возможностей.  При этом ценность реального мира постепенно смещается в сторону виртуального, граница между ними размывается, усиливая иллюзорность в отношении к бытию. Модель реальности качественно меняется, меняя и самого человека, который все больше живет проектами, виртуальными образами, нежели реальными действиями и отношениями.

Подобно тому, как изобретение микроскопа или телескопа открыли исследователям новые миры, изобретение IT-технологий открыли «пользователям» новый «жизненный мир». В этом мире возникли свои законы, свободы и права, свои термины, свой автор и потребитель, свои формы выражения. В нем большое место занимает игра, развлечения, он уделяет большую роль визуализации и обращен в значительной степени к чувственной сфере человека, он не имеет прежних моральных регуляторов (поскольку виртуален и, казалось бы, не связан с реальными поступками), он предоставляет небывалую ранее свободу, формы для самореализации.

Электронная культура перевела человека на новый «уровень», породив сферу электронных ресурсов, виртуальности, нового пространства-времени, языка, форм общения. Новые технологии создали особый мир, в котором уже сформировалось целое поколение, неспособное жить и общаться без подключения к всемирной сети, без виртуальных сообществ, компьютерных игр и т.д. С точки зрения этого поколения, электронная культура, принципиально новое достижение человечества, самостоятельный феномен, подменяющий все предшествующие ему или «вбирающий их в себя». Но кроме этого взгляда есть и иной подход, который утверждает, что электронная культура лишь ресурс для развития реальной культуры, без которой она лишь симулякр, фантом, оболочка без наполнения. Эти вопросы не схоластические, а мировоззренчески значимые по своей сути, поскольку они касаются отношения к реальности и самому человеку. Для того чтобы разобраться в них, проведем структурно-философский анализ данного явления и исследуем возникающие при этом антиномии.

Информация о работе Электронная культура: опыт философского анализа