Экзистенциональная философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 21:54, контрольная работа

Описание работы

Экзистенциалистский подход к праву сформировался в XX в. под влиянием экзистенциализма как философии существования. Сами основатели различных направлений философского экзистенциализма (В Германии - это Мартин Хайдеггер (1889-1976 гг.), Карл Ясперс (1883-1969 гг.) Во Франции - Жан Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю 1913-1960), В России - Лев Шестов, (1866-1938), Николай Бердяев (1874-1948), специально не занимались проблематикой права и закона и не оставили соответствующих концепций экзистенциалистского учения о праве.

Файлы: 1 файл

Экзистенциональная философия права реферат.docx

— 38.91 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, для философии экзистенциализма, нет абстрактной человеческой природы, сущности человека, независимой или предшествующей существованию. Именно жизненный опыт каждого человека, его конкретное существование есть исходная реальность для этой философии. Теория экзистенциализма не делает из человека объект. Она всегда исходит из личности человека как субъекта действия.

Экзистенциализм нельзя рассматривать  как философию бездействия (квиетизм). Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия - оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Поэтому философия и Ж.П. Сартра, и Н.А. Бердяева, и всех других экзистенциалистов  по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются  действительными для любых времен. При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Существенный недостаток различных экзистенциалистских  концепций философии права состоит, в частности, в том, что проводимое в них различение права и закона (позитивного права) и произвольное конкретно-ситуационное ("экзистенциальное") правопонимание по сути дела отвергают  саму идею правового закона. В этих концепциях правопонимания разрыв между  ситуационным правом и общим законом  в принципе исключает возможность  сколько-нибудь внутренне последовательной концепции их взаимной связи и  соответствия.

Антивсеобщность, антиуниверсальность, конкретно-ситуационная природа "экзистенциального  права" по существу свидетельствуют  о его внеправовом характере. Поэтому соответствующая экзистенциалистская  свобода, т. е. свобода вне и без всеобщих требований права, представляет по сути своей произвол. Так же обстоит дело и с экзистенциалистскими представлениями о справедливости, которая вне и без правовой всеобщности неизбежно оказывается привилегией, в лучшем случае — ситуационной.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. [+ Справоч. том]. Том 7: Философия права и теория права. – М.: Статут, 2010. – 520 с.
  2. Габитова Р.М. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
  3. Нерсесянц В. С. Философия права: Учебник для вузов. — М.: Норма, 2005. — 656 с.
  4. Сартр Ж.П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.
  5. Философия М. Хайдеггера и современность. М., 1991.
  6. Философия права / Алексеев С.С. - М.: Норма, 1997. - 336 c.

Информация о работе Экзистенциональная философия права