Экзистенциализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 00:44, реферат

Описание работы

Экзистенциализм - или философия существования – самое влиятельное иррационалистическое направление в западной философии ХХ-го века. В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). При этом проблемы науки, морали, религии ставились на задний план.
Экзистенциализм, стал попыткой переосмысления пережитых в первой половине ХХ-го века социальных потрясений. И обратиться к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

Файлы: 1 файл

Экзистенциализм.docx

— 18.23 Кб (Скачать файл)

Экзистенциализм


Экзистенциализм - или философия  существования – самое влиятельное  иррационалистическое направление  в западной философии ХХ-го века.   В центр внимания экзистенциалисты решительно ставили индивидуальные смысложизненные вопросы (вины и ответственности , решения и выбора , отношения человека к своему призванию и к смерти). При этом проблемы науки, морали, религии ставились на задний план.

Экзистенциализм, стал попыткой переосмысления пережитых в первой половине ХХ-го века социальных потрясений. И обратиться к проблеме кризисных ситуаций, критических обстоятельств, в которых оказывается человек.

При этом, бытие понимается как  непосредственно данное человеческое существование, как экзистенция, которая непознаваема ни научными, ни рационалистически-философскими средствами.

Экзистенция направлена на другое, а не на самое себя. И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях “пограничной ситуации” (перед лицом смерти) человек может прозреть, постичь экзистенцию как стержень своего существа.

Гносеология (теория познания) экзистенциализма это бунт против крайностей рационалистического познания.          Наука, как считали экзистенциалисты, не в состоянии решать мировоззренческие, гуманистические проблемы. Истина, по их мнению, не гносеологическая категория, а нравственно-социальная. Самым надежным свидетелем истины оказывается индивидуальная субъективность сознания, которая выражается в настроениях, переживаниях, эмоциях личности. В них всегда есть нечто общее всем людям и выражающее самую суть положения человека в мире.

Немецкий  экзистенциализм.

 

Основоположник немецкого  экзистенциализма стал ученик Гуссерля, Мартин Хайдеггер (1889-1976).  Опираясь на гуссерлевскую феноменологию Хайдеггер стремился раскрыть “смысл бытия” через рассмотрение человеческого бытия. Появление в 1927 году самой знаменитой книги Хайдеггера “Бытие и время” ознаменовало возникновение нового направления с четко выраженной программой.

Хайдеггер считает, что смысл человеческому  существованию придает его конечность, временность. Поэтому время должно рассматриваться как самая существенная характеристика бытия (в экзистенциализме вообще проблема времени становится одной из центральных).

Задача  заключается в том, чтобы раскрыть связь между бытием, временем и  человеком. Утверждая единство времени  и бытия, Хайдеггер доказывает, что  ничто сущее, кроме человека, не знает  о своей конечности, а значит только человеку ведома временность, а с  нею и само бытие. Причем время  неразрывно связано не просто с бытием, а именно с человеческим бытием. Сущность времени можно раскрыть лишь в его отношении к человеку.

Время переживаемое человеком Хайдеггер называет “Временностью”. Эта временность выступает у него даже не как способ бытия человека, а как само это бытие, т.е. превращается им в субъект. Время имеет свой источник в конечности человека, жизнь которого заключена между рождением и смертью. Получается, что не существует мира вне и независимо от человеческого существования. Временность всегда “наша” и “в нас”, благодаря временности раскрывается бытие.

Временность Хайдеггер характеризует такими свойствами, как конечность, экстатичность, горизонтальность, направленность к  смерти. Конечность ее связана с  конечностью человеческого существования. Экстатичность заключается в  том, что прошлое, настоящее и  будущее существуют одновременно и  представляют собой “экстазы” - моменты  субъективных переживаний человека, его выходы в прошлое, настоящее  и будущее. Горизонтальность означает, что “первоначальное” время никак  не связано с процессом развития, движения от менее развитого состояния  к более развитому. Для него свойственно не развитие, а повторение.

Для обозначения времени человека в  совместном его существовании с  другими людьми Хайдеггер вводит понятие “мирового времени”, которое  носит безличный, общественный характер. Мировое или публичное время  связано с “озабоченным” бытием. Тем не менее в открытом мире, в повседневности это время измеряется независимо от человека и является в отличие от временности бесконечным.

Время вначале дано человеку в повседневной практической деятельности и понимается им исходя из обстоятельств и потребностей этой деятельности. На такой основе становится возможным теоретическое (абстрактное) понимание времени. В  ходе деятельного общения человека с миром возникает, согласно Хайдеггеру, “естественная” датируемость времени на “раньше”, “теперь”, “потом”.

 

 

Бытие человека в мире определяется, по Хайдеггеру, следующими обстоятельствами:

  1. Личность “заброшена” в мир, не имеющий смысла, кроме того, который она сама ему придает;
  2. Возникновение личности навязано извне;
  3. Личность существует из-за себя и для себя;
  4. Хотя личность и нуждается в других людях, но никакая подлинная связь между ними невозможна (коллектив подавляет личность);
  5. Личность – это бытие, направленное к смерти.

Итак, человек свободен и  одинок. Перед ним ряд путей. Выбор  зависит только от человека . При этом человеческое бытие может быть “подлинным” или “неподлинным”. В первом случае для него на передний план выдвигается будущее, направленность к смерти, во втором - настоящее, “обреченность вещам”, повседневности.

Экзистенциалистская философия  во Франции.

акже как и немецкий экзистенциализм французская “философия существования” в центр внимания помещает человека. Существование понимается как “конкретное”, то есть единичное, индивидуальное, неповторимое и противопоставляется всему общему, закономерному, рациональному.

Для французских экзистенциалистов  характерна активная литературно-художественная деятельность. Свои идеи они излагают не только в философских трактатах, но и в многочисленных драматургических произведениях, новеллах, романах, мемуарах. Это в немалой степени способствовало расширению сферы влияния экзистенциализма во второй половине 20-го века сначала  во Франции, а затем и во всем мире.

Самый значительный представитель французского экзистенциализма - Жан Поль Сартр (1905-1980), автор теоретического труда “Бытие и ничто” (1943), а также романов  и пьес (“Дороги свободы”, “Слова”, “Тошнота”, “Мухи”, “Мертвые без  погребения”, “Стена” и др.). В  довоенные годы Сартр был откровенно аполитичен. Но все меняется с начала 40-х годов. Он начинает активно интересоваться политической жизнью, принимает участие  в движении Сопротивления. На рубеже 40-х – 50-х годов Сартр стремится  создать партию, объединяющую левую  интеллигенцию, выступает за сотрудничество с французскими коммунистами. Он дважды приезжал в СССР, симпатизировал революции на Кубе, осуждал французский колониализм и войну во Вьетнаме. В 1964-м году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе (однако он от нее отказывается). В период студенческих волнений 1968 года во Франции Сартр - признанный кумир бунтующей молодежи.

 


Информация о работе Экзистенциализм