Экзестенциализм Бердяева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 18:34, реферат

Описание работы

Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

Содержание работы

Введение …………………………………………………….. 3
Глава 1. Жизненный путь и творческие этапы Бердяева Николая Александровича………………………………………………5
Глава 2. Философские взгляды Бердяева Николая Александровича и их отличие от классического экзистенционализма…….8
Глава 3. Экзистенциальный метод познания и философствования
3.1. Философская антропология и «парадоксальная этика»…………………………………………..……13
3.2. Историософия и русская идея……………………………………..….…16
Глава 4. Идеи «неохристианства» ………………………...23
Заключение ……………………………………………….... 25
Библиографический список………………..………………26

Файлы: 1 файл

реф философия.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего  профессионального образования

 

Российская  академия народного хозяйства и  государственной службы

при Президенте Российской Федерации

 

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Факультет очного обучения

Кафедра «Философии и политологии»

 

РЕФЕРАТ

 

ПО  ДИСЦИПЛИНЕ «Философия»

«ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ  БЕРДЯЕВА»

 

Направление подготовки: «Менеджмент»

Выполнила: студент МБ-311

Романова Ксения Александровна

Проверил: Кандидат философских наук

Доцент кафедры,

Веряскина Анна Николаевна

 

г. Нижний Новгород

2013г.

 

 

Оглавление

 

Введение  …………………………………………………….. 3

Глава 1. Жизненный путь и творческие этапы Бердяева Николая Александровича………………………………………………5

Глава 2. Философские взгляды Бердяева Николая Александровича и их отличие от классического экзистенционализма…….8

 Глава 3.  Экзистенциальный метод познания и философствования

3.1.  Философская антропология и «парадоксальная этика»…………………………………………..……13

      1. Историософия и русская идея……………………………………..….…16

Глава 4. Идеи «неохристианства» ………………………...23

Заключение ……………………………………………….... 25

Библиографический список………………..………………26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Экзистенциализм, или философия существования — один из самых популярных и влиятельных течений современной общественной мысли. Экзистенциализм формировался в первой половине XX века и во многом отражает тот период. Этим собственно и объясняется трагическая интонация и общая пессимистическая окраска большинства положений философии зкзистенционализма. Центральные вопросы экзистенциализма — существование человека, смысл его жизни и судьбы в мире — необычайно созвучны любому, задумывающемуся над своим бытием, человеку. Вот почему экзистенциализм столь популярен и поныне.

На формирование современной  философии существования огромное влияние оказали предшествующие теории и труды С. Кьеркегора, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М.Унамуно, а также феноменология Э. Гуссерля и философская антропология М Шелера. Идеи экзистенциализма, защищали и развивали многие выдающиеся философы. В Германии — это Мартин Хайдеггер (1889—1976 гг.), Карл Ясперс (1883—1969 гг) Во Франции — Жан Поль Сартр (1905—1980), Альбер Камю 1913—1960), В России — Лев Шестов, (1866—1938). Николай Бердяев (1874—1948).

Обычно различают религиозный (К. Ясперс, Г. Марсель, А. Бердяев и др.), и атеистический (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю и др.) экзистенциализм. Такое деление весьма условно, ибо для многих представителей нерелигиoзного экзистенциализма утверждение, что Бог умер, связано с признанием невозможности и абсурдности жизни людей без Бога.

Экзистенциально – персоналистическая философия Н. А. Бердяева нашла яркое выражение в характерной для русской философской мысли религиозно-антропологической и историософской проблематике, связанной с поисками глубинных основ человеческого существования и смысла истории. Его взгляды находятся в русле четко обозначившейся в западноевропейской философии устремленности к постижению внутреннего духовного опыта человека, которая особенно проявилась в таких философских направлениях, как персонализм, экзистенциализм и др. Бердяеву присуща не сухая и отстраненная, а глубоко личностная, отмеченная парадоксальностью манера философствования, что придает стилю его произведений большую эмоциональность и выразительность.

В данной работе я использовала работы самого Николая Александровича Бердяева «Я и мир объектов» и «Смысл творчества», которые собраны в книге «Философия свободы». Также я обращалась к учебным пособиям Гаранина О.Д. и учебнику по философии в 3-ем издании Алексеева П.В. и Панина А.В. Также использованы материалы из энциклопедии «История философии» Грицанова А.А.

Задачей данного  реферата является изучение основных идей и принципов экзистенциализма Бердяева, соответственно целями данной работы будут являться:

-изучение экзистенциального  метода познания и филосовствования;

- краткий обзор  творческого пути Бердяева;

- обзор идей  «неохристианства», философской  антропологии и «парадоксальной  этики» Бердяева Николая Александровича.

 

 

 

 

Глава 1. Жизненный путь и творческие этапы  Бердяева Николая Александровича

Николай Александрович Бердяев родился в Киеве в дворянско-аристократической семье. Учился в кадетском корпусе. В 1894 году поступил в университет Святого Владимира на естественный факультет, через год перевелся на юридический факультет. В нем рано пробудился интерес к философским проблемам. В четырнадцать лет он читал труды Шопенгауэра, Канта и Гегеля. Бердяев считал, что особенности его философского миросозерцания теснейшим образом связаны с характером его душевной и духовной структуры, с его «натурой». Острое переживание одиночества, тоска по трансцендентному как миру иному, неприятие несправедливости и ущемления свободы личности порождали в нем постоянные борения духа, бунтарство, конфликт с окружающей средой.

Неудивительно, что уже в ранней юности Бердяев порвал с традиционным патриархально-аристократическим миром, начал посещать марксистские студенческие кружки, а затем активно общался с революционно настроенной интеллигенцией, принимал участие в социал-демократическом движении. В 1898 году он был арестован вместе со всем составом киевского комитета «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» и исключен из университета. В «марксистский период» (1894— 1900 года) он написал свою первую книгу «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н. К. Михайловском» (вышла в 1901 году). Еще до встречи с марксистами у него определились симпатии к социализму, но обоснование ему он давал этическое. В марксизме его «более всего пленил историософический размах, широта мировых перспектив». Особенная чувствительность к марксизму осталась у Бердяева на всю жизнь: «Маркса я считал гениальным человеком и считаю и сейчас».

В 1901 г. Бердяев был отправлен  на три года в административную ссылку в Вологду. Накануне ссылки у него начался духовный кризис. Сочинения Достоевского, Толстого, Ибсена, Ницше, общение с Шестовым и другими немарксистскими философами открыли для него новые миры, вызвали внутренний переворот. Происходит решительный поворот Бердяева от «критического марксизма» к «новому русскому идеализму», и он стал одним из главных выразителей этого течения.

В 1908 г. Бердяев переехал в Москву и активно включился в работу Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. Обозначившийся у него еще ранее интерес к православному учению получил развитие во время встреч с наиболее видными его представителями.Будучи одним из активных участников и теоретиков движения «нового религиозно го сознания», Бердяев по многим принципиальным мировоззренческим вопросам не был согласен с другими представителями движения, никогда целиком не сливался ним. Он считал себя «верующим вольнодумцем».1

Октябрьскую революцию  Бердяев воспринял как национальную катастрофу, считая при этом, что  ответственность за нее несут  не только большевики, но также и  «реакционные силы старого режима». В первые послереволюционные годы он принял участие в издании «Из глубины. Сборник статей о русской революции» (1918, статья «Духи русском революции»), создал Вольную академию духовной культуры (1919—1922). В 1920 г. стал профессором Московского университета, свободно критиковал марксизм («В то время, - замечает Бердяев, — это было еще возможно»). Но вскоре эти «вольности» закончились. Он дважды арестовывался и в 1922 __________________________________________________________________________________________     

1-Грицанов А.А., История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002, Москва.

был выслан из советской  России вместе с большой группой  писателей и ученых. Во время пребывания в Берлине Бердяев основал Религиозно-философскую академию. Познакомился с рядом немецких мыслителей прежде всего с родоначальником современности философской антропологии Шелером. В этот период у Бердяева усилился интерес к проблемам философии истории. Книга «Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы» принесла ему европейскую известность. В 1924 году Бердяев переехал в Кламар (пригород Парижа), где прожил до конца своих дней. Здесь он основал и редактировал религиозно-философский журнал «Путь» (1925—1940), участвовал в работе издательства «ИМКА-Пресс». Активно общался и дискутировал с известными французскими философами: Маритеном, Марселем и другими.

В зарубежный период Бердяев  оставался одним из видных теоретиков русской идеи. Подвергая резкой критике  «большевизацию» России, подавление в ней свободы, он в то же время стоял на патриотических позициях, верил в лучшее будущее своей родины. Особенно это проявилось в годы второй мировой войны и после победы над гитлеровской Германией. Несмотря на активную общественно-культурную деятельность и обширные связи, он чувствовал себя одиноким, как и всегда. И все же всем своим творчеством и общественной деятельностью в период эмиграции Бердяев внес важный вклад в распространение русской культуры на Западе, в расширение связей между русской и западноевропейской философской мыслью.

 

 

 

 

Глава 2. Философские взгляды Бердяева Николая Александровича и их отличия от классического экзистенциализма

Философские взгляды  Бердяева не образуют собой какой-либо законченной системы с разработанным  понятийным аппаратом. К этому он и не стремился, так как никогда не был философом академического типа и не ставил перед собой задачу создать некую систему строго логических обоснований и доказательств. Особенность его способа философствования в том, что оно сопряжено е внутренним опытом, пропущено через личные чувства и переживания, нередко выражено в афористичной форме.

Предмет и задачи философии  Бердяев однозначно определяет с  экзистенциально-антропологических  позиций: философия призвана познавать  бытие из человека и через человека, черпая содержание свое в духовном опыте и духовной жизни. Поэтому основной философской дисциплиной должна быть философская антропология (а не, скажем, онтология).

Большое влияние на формирование философских взглядов Бердяева оказала  теория познания Канта. Он был «потрясен» кантовским различением мира явлений и мира вещей и себе, порядка природы и порядка свободы. Показав, что объект порождается субъектом, Кант раскрыл возможность построения метафизики, исходя из субъекта, обоснования философии свободы, т. е. экзистенциальной метафизики. Однако Бердяев считает, что, хотя он многим обязан немецкой идеалистической философии, все же никогда не был ей школьно привержен и стремился ее преодолеть, учитывая, что развитие немецкого идеализм после Канта и Фихте, Шеллинга и Гегеля шло в направлении устранения «вещи в себе», утери свободы в необходимости торжествующе го мирового разума (Логоса). При таком подходе бытие разлагается, заменяется противостоящими друг другу субъектом и объектом познает не живой человек, а некий абстрактный гносеологический субъект, находящийся вне бытия и познающий не бытие, как токовое, а мысленно создаваемый («полагаемый») специально для познания объект. В результате те подлинное бытие исчезает и из объекта, а человек превращается в функцию, орудие «мирового духа» (как, например у Гегеля).

Из этого вытекает, что экзистенциальная философия  призвана быть познанием смысла бытия  через субъект, а не через объект. Смысла вещей раскрывается не в объекте, входящем в мысль, и не в субъекте, конструирующем свой мир, а в третьей, не объективной и не субъективной сфере — в духовном мире. Дух — это свобода и свободная энергия, прорывающаяся в природный и исторический мир Духовная сила в человеке, по Бердяеву, изначально носит не только собственно человеческий, но и богочеловеческий характер, поскольку ее корни заключены в высшем духовном существе — Боге.1

Хотя понимание Бердяевым  задач философии во многом идет в  русле идей основоположников философии  экзистенциализма, но имеются и существенные отличия. Так, признавая М. Хайдеггера самым сильным из со временных экзистенциальных философов, Бердяев вместе с тем подвергает критике его попытку построить еще одну онтологию, по сути дела таким же путем, каким строит ее рациональная академическая философия. Хайдеггер, по существу, развивает не философию «экзистенции» (подлинного, глубинно го бытия человека), а лишь философию не личного человеческого существования, заброшенного в мир обыденности, заботы, страха покинутости и неизбежной смерти. Бердяев упрекает Хайдеггера в том, что он не оставляет человеку возможности прорыва в бесконечность, в сферу

_______________________________________________________________________________________________

1 – Гаранина О.Д. Философия. Исторический курс. Учебное пособие. М.:МГТУГА, 2001, Москва

божественного, в результате чего человек оказывается в положении  «богооставленности». В противовес этому пессимизму он видит свою задачу в том, чтобы развивать экзистенциальную диалектику божественного и человеческого, совершающуюся в самой глубине бытия человека. При этом используется метод творческой интуиции, интуитивного раскрытия универсального в индивидуальном, личностного характера духовно-религиозного опыта.

Другое отличие философии  Бердяева от традиционного («классического») экзистенциализма заключается в том, что в ней не употребляются свойственные экзистенциализму понятия «экзистенция», «бытие-в-мире» и другие «экзистенциалы». Важнейшей категорией его философствования является личность. Теоретики же экзистенциализма, напротив, употребляют это понятие крайне редко, поскольку считают, что оно традиционно обременено социальными, предметно-заземленными характеристиками, «заслоняющими» подлинную, непредметную экзистенцию человека и вследствие этого мешающими познанию его собственного достоинства, его сокровенной сути.

Информация о работе Экзестенциализм Бердяева