Экология и глобальные темы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:04, реферат

Описание работы

Специфика философского осмысления глобальных проблем:
1) Философия, формируя новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.
2) Методологическая функция философии состоит в том, что она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению мира.
3) Философия дает возможность рассматривать глобальные проблемы в конкретно-историческом контексте. Она показывает, в частности, что глобальные проблемы возникают во 2-й пол. ХХ столетия.
4) Философия позволяет увидеть не только причины возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Экология и глобальные проблемы современности
1.1 Понятие о глобальных проблемах……………………………………5-7 стр.
1.2 Экологическая проблема…………………………………………….8-13 стр.
1.3 Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне………………………………………………………..14 стр.
1.4 СПИД, наркомания и вредные привычки…………………………15-17 стр.
2. Пути решения глобальных проблем………………………………...18-20 стр.
Заключение………………………………………………………………….21 стр.
Список литературы…………………………………………………………22 стр.

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова»

Факультет «Экономика, право и гуманитарные науки»

Кафедра «Философия»

 

 

РЕФЕРАТ

по курсу  «История философии»

на тему:

«Экология и глобальные темы современности»

 

 

 

Выполнил: студент  гр. Б02-283-1

факультета  П Ворсина А.С.

«___»________2013 г. _____________

Проверил: к. филол. наук, доцент,

доцент кафедры  «Философия»

Некипелова  И.М.

Оценка: _________________________

«___»________2013 г. _____________

 

 

 

Ижевск, 2013

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………………...3 стр.

  1. Экология и глобальные проблемы современности

1.1 Понятие о  глобальных проблемах……………………………………5-7 стр.

1.2 Экологическая проблема…………………………………………….8-13 стр.

1.3 Возможность уничтожения человечества в третьей мировой термоядерной войне………………………………………………………..14 стр.

1.4 СПИД, наркомания и вредные привычки…………………………15-17 стр.

2. Пути решения  глобальных проблем………………………………...18-20 стр.

Заключение………………………………………………………………….21 стр.

Список литературы…………………………………………………………22 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого  общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты

Новый импульс заключается  в развитии прикладной философии, имеющей дело с практическими проблемами. Без философского видения всей ситуации в целом ни дна из глобальных проблем не может получить принципиальное решение.

Специфика философского осмысления глобальных проблем:

1) Философия, формируя  новое мировоззрение, задает определенные ценностные установки, которые во многом определяют характер и направление человеческой деятельности.

2) Методологическая функция  философии состоит в том, что  она обосновывает частные теории, способствуя целостному видению  мира.

3) Философия дает возможность  рассматривать глобальные проблемы  в конкретно-историческом контексте.  Она показывает, в частности, что  глобальные проблемы возникают  во 2-й пол. ХХ столетия.

4) Философия позволяет  увидеть не только причины  возникновения глобальных проблем современности, но и выявить перспективы их развития, возможности решения.

Таким образом, к извечным философским проблемам бытия, познания, смысла жизни человека и т.д. современная  эпоха добавила принципиально новую  тему - сохранение жизни на Земле и выживание человечества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Экология  и глобальные проблемы современности

1.1 Понятие о глобальных проблемах

 

 

  Глобальные  проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции.1 Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

Критериями  выделения глобальных проблем является следующее:

  • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.2

 

    Данные проблемы, которые  существовали прежде как локальные  и региональные, приобрели в современную эпоху планетарный характер. Таким образом, время возникновения глобальных проблем совпадает с достижением индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии.  
    Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечнососудистых заболеваний.

Обобщив известное  о глобальных проблемах современности, их можно свести к трем основным:

  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  3. духовно-нравственный кризис человечества.

 

    Интересно то, что  при решении третьей проблемы  первые две решаемы почти автоматически.  Ведь духовно и нравственно развитый человек никогда не примет насилия ни по отношению к другому человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Экологическая проблема

 

Экологическая проблема может привести к всемирной экологической катастрофе. Первый значительный экологический кризис, поставивший под угрозу дальнейшее существование человеческого общества, возник еще в доисторическую эпоху. Его причинами были как изменение климата, так и деятельность первобытного человека, который в результате коллективной охоты истребил многих крупных животных, населявших средние широты Северного полушария (мамонт, шерстистый носорог, степной зубр, пещерный медведь и др.). Заметный ущерб природе наносили уже синантропы, жившие около 400 тыс. лет назад. Они начали использовать огонь, что приводило к пожарам, в результате которых уничтожались целые леса. Однако хотя воздействия человека на природу приобретали иногда угрожающие масштабы, вплоть до XX в. они носили локальный характер. 

На наших глазах заканчивается  эра экстенсивного использования  потенциала биосферы: почти не осталось неосвоенных земель (за исключением  территории России), систематически увеличивается  площадь пустынь, сокращаются площади  лесов - легкие планеты, изменяется климат (глобальное потепление, парниковый эффект), увеличивается количество углекислого газа и уменьшается - кислорода, разрушается озоновый слой.

Начинается экологическая  проблема с индивидуального поведения  человека. Если он допускает выбрасывание хотя бы мелкого мусора на улицах города или даже в чистом поле, то на уровне массовом возникают экологические проблемы. Такое сознание порождает их с неизбежностью. Обратите внимание, во что превратились железнодорожные платформы в России, на которые курящие бросают окурки, а поглощающие семечки - шелуху, и тогда многое станет ясным. Не какие-то плохие люди, политики или директора крупных заводов способны устроить экологическую катастрофу. Ее устраиваем мы с вами своим собственным поведением. От хаоса, мусора в сознании и моральной неразвитости рождается мусор на улицах, загрязняются реки и моря, разрушается озоновый слой и варварски вырубаются леса. Человек забыл, что окружающий мир - это продолжение его собственного тела, и если он загрязняет, разрушает среду обитания, то прежде всего вредит себе. Об этом свидетельствуют те заболевания, с которыми столкнулся современный человек. 

Общество еще определяют как обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть  мира. Только отличив себя от иного, от природы, человек и общество могут осознать свою специфику. Глубоко и ярко ее выразил Н.А. Бердяев:"Дух есть свобода, а не природа".5

С одной стороны, человек  является биологическим видом, а  общество представляет собой особую целостность таких биологических особей, с другой - человек только и является человеком постольку, поскольку отличает себя от окружающего природного, животного мира. Отличие человеческого от природного можно зафиксировать в таких терминах, как "культура", "социальность", "духовность", "трудовая, разумная деятельность" и др. 

Человек - принципиальное отличающееся от природы существо, и вместе с  тем - наиболее глубоко укорененное  в ней. Природа нуждается в  человеке, она не самодостаточна без  него, и произвела она его не для того, чтобы он себя уничтожил. Человек также нуждается в природе, без нее он превращается в автомат. Современные психологи установили, насколько благоприятно действуют на человека, особенно на детей, домашние животные, а прогулка в лесу может снять недельную усталость и нервное напряжение. 

Человек и природа неслиянны, ибо человек существует как Человек  только благодаря общественным отношениям, которые не существуют в природе, а также то, что общество и природа  нерасторжимы, ибо человек всегда остается биологическим видом, а общество всегда вынуждено использовать окружающую среду и природные ресурсы в своей жизнедеятельности. Проблема заключается лишь в гуманном отношении человека к самому себе (своему телу) и к природе как своему телесному продолжению. 

Терроризм в современности также приобретает характер глобальной проблемы. Особенно при наличии у террористов смертоносных средств или оружия, способных уничтожить огромное количество ни в чем не повинных людей. Терроризм - это явление, форма преступности, направленная непосредственно против человека, угрожающая его жизни и за счет этого стремящаяся достичь своих целей. Терроризм абсолютно недопустим с точки зрения гуманизма, а с точки зрения права является тягчайшим преступлением.

С терроризмом чрезвычайно  сложно бороться, ибо при этом подвергаются опасности жизни неповинных людей, взятых в заложники или шантажируемых. Нет и не может быть никакого оправдания таким действиям. Террор уводит человечество в эпоху доцивилизационного развития - это бесчеловечное варварство, когда жизнь человека ни во что не ставится. Он - зверское распространение принципа кровной мести, несовместимой ни с какой развитой религией, тем более - мировой. Все развитые религии и вся культура безоговорочно осуждают терроризм, считая его абсолютно недопустимым. 

Но после безусловного осуждения данного явления необходимо задуматься о его причинах. Борьба с последствиями также неэффективна, как и лечение запущенной болезни. Лишь поняв причины терроризма и  искоренив или решив их, можно  действительно его победить. В этой связи можно формально выделить два вида причин возникновения терроризма: субъективные и объективные. 7

Субъективные причины  совпадают с причинами возникновения  преступности вообще - это стремление обогатиться. Только терроризм избирает для этого самый бесчеловечный и недопустимый способ. С таким терроризмом необходимо бороться всеми законными способами. При этом наказание должно быть неотвратимым и суровым. 

Информация о работе Экология и глобальные темы современности